Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе

Менеджер по персоналу или для персонала.

26 марта 2009 417

О людях разговор особый – очень уж специфический ресурс: живет своей жизнью и плохо поддается управлению, одним словом, самый капризный. Поэтому необходимо заняться этим вопросом вплотную и поручить этот участок самому терпеливому.

Так обычно в компании появляется менеджер по персоналу…

Персональное счастье

С точки зрения руководителя, с появлением в организации менеджера по персоналу одной «головной болью» должно стать меньше. Это его забота, чтобы сотрудники трудились и были довольны, пока руководитель сосредотачивается на главном – увеличении сбыта и распределении средств.

Менеджер по персоналу в относительно небольших компаниях (варианты – директор по персоналу, начальник отдела кадров, HR-менеджер и т.д.) возникает как строка в штатном расписании, как правило, по трем основным причинам.

Во-первых, из соображений «как у всех», поскольку надо не отстать от веяний моды, а то недолго что-нибудь полезное пропустить. На всякий случай лучше перестраховаться… Обычно это - общее правило попадания в здравомыслящую компанию всяческих внедрений новомодных концепций «управления чем-нибудь» (качеством, себестоимостью, стоимостью компании, вы и сами это знаете – выберете себе по вкусу). В небольших организациях концепции появляются сами, в предприятиях побольше - с друзьями, которые называют себя консультантами.

Во-вторых, компания, испытывающая бурный рост, в том числе и персонала, стремительно обрастает кадровой документацией. Бухгалтерия также поспевает в росте и становится неприлично большой. Новый участок учета выделяется в отдел с соответствующим руководителем. В этом случае, по крайней мере, нет ощущения, что половина офиса работает в бухгалтерии.

В-третьих, рано или поздно капризы людей начинают утомлять и раздражать руководителя, и он нанимает специального человека, исходя из логики, что при Советах был профсоюз, олицетворяющий и обеспечивающий заботу о сотрудниках, а теперь необходим его аналог.

В сущности, об управлении персоналом в первых двух случаях речь даже не идет. Позиция HR-а настолько «сбоку» от руководителя и изолирована от всех бизнес-процессов, что никакого существенного влияния на положение компании не оказывает. Третий тоже нельзя назвать управлением по своей сути, если бы не последствия…

С дальнейшей практической эксплуатацией первого варианта все понятно – если организация здоровая, обладает определенной жаждой наживы, то никакими веяниями моды ее не убьешь – пройдет как насморк. Одни внедрения сменяются другими, но все это - только волны в стакане воды, внедрение атрибутов. Атрибут, кстати, может и сохранить за собой рабочее место, ибо такие компании могут себе позволить не обращать внимания на мелкие расходы. В этом случае HR занимается в свободное от отдыха время саморазвитием до тех пор, пока ему не захочется применить полученные знания всерьез. Работа HR-а для остальных кажется загадкой, хотя и привычной – они и не в такие игры играли.

Со вторым вариантом еще проще – издержки, «размазанные» тонким слоем по разным отделам, смотрятся безобиднее. А посему, выполняя функцию учета, HR в данном случае людьми не занимается, а часто даже не видит их. Решение достаточно долговечное, поскольку работает и никому не мешает. Делами, касающимися людей, по-прежнему успешно занимается руководство.

Третий случай - самый распространенный, дело, наконец, доходит до персонала. Посмотрим, как это работает на практике…

Первоначальный посыл при приеме на работу менеджера по персоналу в этом случае таков – коллектив должен быть, и он должен быть доволен. Удовлетворенные сотрудники лучше работают и не отвлекают личными просьбами руководство. Отсюда проистекают две основные функции – набор нового персонала по мере необходимости и удовлетворение потребностей работников. На этом остановимся подробнее…

Все проблемы, связанные с удовлетворенностью персонала, HR несет опять-таки, руководителю предприятия, подавая их в том свете, в котором считает нужным. Интерпретация требований и чаяний коллектива становится его основным занятием. А тут и очередные идеи в книжках вовремя поспевают – планирование карьеры, создание кадрового резерва, программы повышения квалификации...

HR старается, как может: все его усилия направлены на людей. Условия труда для эффективной работы необходимо обеспечить самые благие – уют, комфорт, обеды, транспорт, бесплатные кофе-чай. Сплочение коллектива для улучшения внутрифирменных коммуникаций - корпоративные праздники, дни рождения, юбилеи… Активный отдых за счет фирмы – путевки, спортзалы, походы в кино. В итоге HR становится лучшим другом персонала – ему рассказывают все проблемы, сомнения, идеи. HR начинает ходатайствовать перед руководством о выделении новых ресурсов. Со временем он принимает сторону коллектива во всех взаимных претензиях персонала и руководства. Жизнь в компании становится все уютнее и теплее…Сразу видно современное предприятие - есть настоящий HR-менеджер, который по-настоящему заботится о сотрудниках.

Вот тут-то мышеловка и захлопывается. Эффективность работы персонала непрерывно снижается. Комфорт начинает мешать выйти из офиса к клиентам, сотрудники воспринимают жизнь как непрерывный праздник. Кроме того, пожелания к руководству о повышении заботы усиливаются. В пример ставят всяческие мифические компании, где мед гуще, а работать не надо почти совсем, там руководство мудрое, все наладило, и все как будто бы само по себе работает. И менеджер по персоналу в этом коллектив поддерживает, так как о таких фирмах он тоже читал в специальных журналах.

Руководитель начинает понимать, что вырастил себе профсоюз за свои же деньги. Коллектив испорчен добротой окончательно. Менеджер по персоналу стал менеджером для персонала, а не для предприятия. Начинается «закручивание гаек».

Николай Борисов.
hrd.com.ua 

Читайте также
  • Взлет по карьерной лестнице или тяжкий подъем?22 Февраль, 2017

    Эта статья будет интересна и полезна всем, кто делает шаги на пути к карьерному росту. Многие специалисты, в особенности молодые, мечтают прийти на рабочее место и сразу достичь небывалых высот, взлететь по карьерной лестнице к руководящим должностям. Но те, кто прошел этот опыт, приходят к мнению, что движение по карьерной лестнице очень сложно представить без тяжелого подъема. «Почему так происходит и как ускорить процесс движения по карьерной службе?» - вопросы, мучающие любого молодого специалиста.

  • Фигаро, МЗП и теневая безработица22 Февраль, 2017

    Несмотря на официальные цифры, говорящие о снижении уровня безработицы, которыми полнятся отчеты Госстата, по мнению многих независимых экспертов, Украине может грозить безработица «теневая».

  • Сделай себе приятно: еще раз о той самой "работе мечты"21 Февраль, 2017

    Все мы рождены исключительными личностями и, не стоит позволять проблемам этого мира делать из себя унылую посредственность!

  • Что может заменить высшее образование в резюме?20 Февраль, 2017

    Работодатели и соискатели понимают, что наличие корочки о законченном высшем образовании не подтверждает наличие знаний этого уровня обучения. Тем не менее, работодатели продолжают подбирать рабочий персонал, требуя от специалистов наличие высшего образования и хотят увидеть ее в резюме.

  • "Я себе крою..." или кое-что о востребованных профессиях в Украине.20 Февраль, 2017

    В век сумасшедшей гонки за деньгами, успехом и признанием, мы часто не замечаем возможностей, которые лежат, прямо у нас под ногами.

↑ Наверх