Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. Методы управления персоналом

Психографические методы в работе с персоналом.

14 сентября 2009 359

Далее мы приведем результаты наиболее интересных практических исследований соотношения особенностей рисунка и психологических особенностей личности. Данные приводятся по материалам книги О.Ф. Потемкиной «Графические методы в практической психологии».

Типология — система классификации людей по типам с учетом связи между их физическими или психологическими особенностями (иными словами — по типам личности). В свое время К. Юнг обратил внимание на то, что всем людям хочется отличаться друг от друга своей яркой индивидуальностью. Однако индивидуальные черты личности при всей их оригинальности имеют тенденцию быть схожими у групп людей, что позволяет исследователям говорить о различных типах личности, создавать типологию, то есть классификацию личностных типов.

Большинство современных психологов признают, что личность человека определяется комплексом устойчивых признаков, таких как темперамент, характер, чувствительность, мотивации, способности, нравственность, привычки и другие свойства, обуславливающие ход мыслей и поведения, присущие конкретному индивиду в процессе его адаптации к различным жизненным ситуациям.

К. Юнг (1923) выявил 16 типов личности на основе встречающихся у людей черт экстравертированности (открытых для общения) и интровертированности (замкнутости).

Типология К. Юнга опирается на обширное исследование культуры, начиная с античных времен. Анализ типологических концепций, существующих в искусстве, философии, психологии, позволил выдвинуть идею об экстраверсии и интроверсии, представляющих собой сложное диалектическое единство осознаваемого и неосознаваемого в структуре личности. Типология Юнга основана на доминировании основных психических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства.

Исходя из разработанной концепции, К. Юнг предлагает рассматривать восемь основных, или фундаментальных, типов личности:

1. экстравертированный мыслительный

2. интровертированный мыслительный

3. экстравертированный ощущающий

4. интровертированный ощущающий

5. экстравертированный чувствующий

6. интровертированный чувствующий

7. экстравертированный интуитивный

8. интровертированный интуитивный.

Английский искусствовед, художественный критик, а также теоретик эстетического воспитания Г. Рид (1893-1968), подвергший анализу несколько тысяч рисунков, пришел к весьма важному заключению: все разнообразие форм художественного выражения также можно свести к восьми видам, которые он попытался привести в соответствие с личностной типологией К. Юнга.

В своем анализе Г. Рид опирался на разнообразие форм художественного выражения Проведя основательную работу по типологизации рисунков, он обнаружил, что все это множество принципиально можно разделить на восемь видов. Более того, эта типология рисунка вполне пригодна для классификации любых рисунков, созданных людьми, независимо от их возраста, пола, квалификации и рода занятий. Для обозначения восьми видов рисунков Г. Рид использовал следующие понятия: эмфатический, гаптический, ритмический, структурный, органический, перечисляющий, декоративный, имажинарный, — и для каждого из них выделил основные характеристические признаки:

1. Эмфатический рисунок (импрессионистский, экспрессивный) — характеризует стремление передать атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений.

2. Гаптический рисунок — характеризует изображение каких-либо внутренних ощущений, часто болезненных, например: «болит ухо», «голова болит» и т. д.

3. Ритмический рисунок — в нем главное значение приобретает изображение движения: машина едет, человек бежит и т. д.

4. Структурный рисунок — главное внимание направлено на передачу структуры целого. Это может быть как абстрактная фигура, так и сложное целое, например площадь города.

5. Органический рисунок — в нем отдается предпочтение органически естественным формам: например, деревьям, людям, животным и т. д.

6. Перечисляющий рисунок — в нем изображаются различные объекты, которые трудно объединить какой-либо связью; часто связь не прослеживается, это могут быть отдельные детали или предметы.

7. Декоративный рисунок — обычно подчинен передаче цвета, представляет собой какие-либо узоры, орнаменты, украшения и т. д.

8. Имажинарный рисунок — обычно содержит какой-либо сюжет, заимствованный из книги или созданный собственной фантазией.

Читайте также
 
↑ Наверх