RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. На работе
  5. Зачем вы делаете работу за других? О помощи коллегам, субботниках и указаниях «сверху»

Зачем вы делаете работу за других? О помощи коллегам, субботниках и указаниях «сверху»

4.07.2011 614

Прекрасное настроение, вы полны сил и уверенности в том, что совсем скоро всем докажете свою состоятельность и профессионализм – именно так начинается ваш новый отрезок трудовой жизни. Вы энергичны, инициативны, готовы свернуть горы, работая все лучше и больше.

Начальник в восторге от объемов проделанной вами работы, коллеги с интересом за вами наблюдают, иногда спрашивая совета или помощи. В таком радужном состоянии вы проводите первый месяц. Затем вы начинаете замечать, что криков «о помощи» становится все больше и больше, коллеги начинают привыкать к тому, что по первому же зову их «выручат», а вернее – сделают что-то за них. Причем объем вашей работы никак не сокращается, а наоборот, начинает расти, как снежный ком, достигая размеров лавины, готовой в любой момент обрушиться на, казалось бы, ни в чем не повинную голову.

Стандартный график рабочего времени – с 9 утра и до 6 вечера с одним часом на обед – вдруг начинает меняться: чтобы успеть все вовремя, приходится на полчаса приходить в офис пораньше и на полчаса задерживаться, обеденный перерыв сокращается до 15 минут. Захваченные из дома бутерброды и кофе в термосе поглощаются тут же, перед экраном монитора.

Новые сюрпризы не заставляют себя ждать: просьбы начальника задержаться на час-другой звучат все чаще и чаще, и вот уже новая «неожиданность» – выйти на работу в субботу, а иногда даже в воскресенье! И все это бесплатно!

А дома ждут семья и дети, ждут вашего внимания и любви. Поначалу радужное настроение сохраняется еще какое-то время, вы ощущаете свою значимость в коллективе. Еще бы! Ведь дня не проходит, чтобы кто-нибудь ни попросил вас о помощи или мелкой услуге. Затем вы начинаете замечать, что в то время, пока вы делаете чью-то работу, тот некто занимается своими делами, мило проводит время в беседах с коллегами, зависает в компьютере с очередной игрушкой, да и его «спасибо», поначалу звучавшее так искренне, вдруг трансформируется в небрежный кивок головой, вроде: сделано – и славненько!

Ваше удивление сменяется недоумением и в конце концов перерастает в раздражение, которое приводит к тому, что вы начинаете срываться дома, на так горячо любимых вами людях. Есть ли способы предотвратить подобную ситуацию?

Для начала нужно немножко покопаться в себе. Готовы ли мы сказать «нет» в ответ на просьбу о помощи? Ситуации бывают разные. Одно дело, когда требуется помощь квалифицированного сотрудника по вопросу, входящему в его сферу деятельности, и совсем другое, когда новые коллеги, пользуясь тем, что новичок еще не освоился и никого не знает, превращают его в нечто «подай-принеси-распечатай».

Можно на первых порах, ссылаясь на свою работу, дать понять коллеге, что помощь с вашей стороны придет, но только после того, как будет выполнена своя собственная работа. Потянув кота за хвост разок-другой, глядишь, сослуживец оторвется от своего кресла и выполнит то, что должен делать сам.

Что до переработки, вызванной указанием «сверху», то тут вопрос несколько другой, в данном случае просто так не отмахнешься. Взывать к совести или размахивать трудовым законодательством – меры далеко не всегда действенные. Для начала понаблюдайте за коллегами. Перерабатывают ли они, сколько? Если есть возможность, поговорите с ними начистоту, постарайтесь выяснить, насколько они недовольны ситуацией. Если в коллективе один недовольный, то руководству нетрудно заменить его, но если недовольна вся команда, то данным вопросом придется заняться: в один день хорошо слаженную команду заменить невозможно. А значит – либо прекратить субботники, либо повышать зарплату.

Может случиться и так, что вы обнаружите, что все окружающие довольны ситуацией или же не перерабатывают вовсе. Тогда вы можете откровенно поговорить с начальством, которое уже наверняка рассмотрело ваши способности и потенциал, о прекращении переработок либо о повышении зарплаты.

Вполне возможно, что вы получите отказ, тогда придется решить для себя: насколько ваша заработная плата соответствует вашим условиям и насколько вы готовы тратить свое время и нервы, оставаясь в данном коллективе.

Читайте также

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 Ноябрь, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 Ноябрь, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 Октябрь, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 Сентябрь, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


↑ Наверх