UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Новини України і світу
  4. Статті
  5. Будьте в курсе

Будьте в курсе

9.06.2008 618

На какие только хитрости не идут студенты, чтобы не писать «курсовик»! Платят немалые деньги посредникам, покупают готовые проекты и… Все равно не могут заработать хорошую оценку на защите. И что любопытно, способов облегчить сессионные страдания предостаточно.

«Помоги оформить курсовик!» — просьба младшего брата поставила меня в тупик. И это несмотря на то, что за студенческую жизнь мною написано немало курсовых (причем, все защищены на «отлично»). Попытки обратиться за подсказками к «бывалым» знакомым и друзьям тоже оказались безуспешными. Одни советовали сделать работу на заказ («Спецы точно напишут, как надо!»). Другие рекомендовали не морочить голову над «внешностью» проекта («Главное — смысл, а на расстановку абзацев внимания никто не обращает!»). Третьи старались вспомнить нормативные требования к оформлению — сведения, в итоге, оказались противоречивыми. «Что ж, все дороги ведут в интернет», — подумала я, набирая в строке поисковика заветное слово. Однако найти нужную информацию во Всемирной паутине оказалось тоже непросто.

Большинство ссылок по запросу «курсовая работа» отсылают на сайты так называемых информационных агентств, штампующих проекты на заказ. Как правило, рецепт приготовления «авторского» опуса незамысловат: аспиранты и старшекурсники (именно они зачастую выступают в качестве ведущих специалистов) необходимые для написания материалы подыскивают… увы, не в Национальной библиотеке — все в том же интернете. Пара-тройка скомпилированных рефератов оформляются как подпункты, «обрамляются» подходящим содержанием, списком литературы и оперативно вручаются клиенту. Безусловно, если вы вынуждены работать и учиться одновременно, такой вариант приемлем. Но…

  • Выполнить задание подобного качества вполне можно и самостоятельно (тем более, если трудитесь в офисе и имеете свободный доступ к сети).
  • Переборов собственную нерадивость, не поленитесь сэкономить несколько сотен гривен. Стоимость страницы курсовой — 10-20, дипломной — 18-25 грн (в зависимости от предмета, сложности темы, сроков написания и т. п.).
  • Заказные проекты легко «вычисляются» опытными преподавателями по несвойственному для студенческого уровня стилю изложения информации, устаревшему списку литературы, использованию редких источников, неумению объяснить изложенное на бумаге и т. п.

Чтобы не попасться на горячем и избежать угрызений совести (конечно, если вам свойственно это редкое качество), выполнить задание лучше самостоятельно. И здесь важно не споткнуться на одном из многочисленных этапов.

I. Выбираем тему

Работа над любым курсовым или дипломным проектом начинается с определения тематики. Зачастую преподаватели оставляют право выбора за студентами, предлагая утвержденный кафедрой список. Нередко научные руководители идут навстречу, разрешая свободную тематику (разумеется, в рамках изучаемого предмета). Однако не исключено, что придется прислушаться к рекомендациям работать над конкретным строго очерченным направлением. Такой вариант возможен, если преподаватель трудится над кандидатской, и вашу курсовую или дипломную рассчитывает использовать в своей работе.

Алгоритм действий. Внимательно изучите предложенные темы и взвесьте, насколько детально могли бы проработать каждую. На «слишком» глобальные, равно как и узкие, лучше не засматриваться. Первые довольно сложно глубоко раскрыть в формате курсовой (до 50 страниц), вторые — «дотянуть» до нужного объема из-за ограниченного количества информации. Конечно, оптимально выбрать тему, в которой разбираетесь хотя бы на элементарном уровне. Названия, где фигурируют «неподъемные» понятия и термины, по возможности, избегайте. Получив разрешение писать на свободную тему, обязательно согласуйте ее до начала работы (даже если этого не требуют).

II. Ищем информацию

В идеале, любая работа без исключения должна базироваться на изучении многих источников: учебников, словарей, монографий, периодических изданий, законов и других нормативно-правовых документов. В поисках необходимой литературы придется посетить библиотеки и читальные залы, и не только университетские, но городских и национальных книгохранилищ! Более легкий вариант — обработать материалы нескольких готовых рефератов или курсовых, хотя выискивать действительно полезные сведения в океане сетевого информационного мусора — дело более чем неблагодарное. Но что же предпринять, если просиживать часы в библиотеке нет возможности?

Алгоритм действий. Выдержки из необходимых информационных источников можно заказать на сайте студенческой электронной библиотеки (скажем, www.lib.ua-ru.net). Выбранную информацию (главы из книг, учебников, диссертаций) вам доставят на дом в течение 1-2 дней (10-20 копеек за станицу текста). Реально упростить и процедуру посещения традиционной библиотеки. Некоторые крупные книгохранилища, например, Национальная научная библиотека имени В. И. Вернадского (www.nbuv.gov.ua), имеют электронные каталоги с открытым доступом. Расширенная система поиска позволяет найти нужные источники по множеству характеристик: автору, названию, году выпуска, тематическому разделу и т. п. Указав индекс рубрикатора и шифр, избавитесь от утомительного поиска источника в библиотечном каталоге.

III. Составляем план

Правильно продуманная структура курсовой или дипломной работы — непременный залог успеха и положительной оценки. «Содержание», как правило, включает вступление (2-3 страницы), основную часть (делится на несколько разделов и подразделов), выводы и предложения, список литературы и дополнения (таблицы, иллюстрации, рисунки и т. п.). Очень важно правильно сформулировать заголовки глав и подпунктов: они должны быть сжатыми, четкими и выстроены в строгой логической последовательности. Содержание оформляется в виде сложного плана и подается на второй странице, сразу же после титульного листа.

Алгоритм действий. План желательно заранее согласовать с научным руководителем. При необходимости преподаватель внесет правки в структуру курсовой, откорректирует названия разделов и подразделов. Кстати, уважающие себя фирмы, предлагающие информационно-образовательные услуги, во избежание недоразумений также советуют клиентам сверять «заказные» планы до начала основной работы над проектом.

IV. Пишем главы и подпункты

Основная часть включает состоящие из подпунктов разделы.

1. Теоретический (примерно 25% от общего объема основной части) посвящается обоснованию выбора проблемы и ее актуальности; рассмотрению сути вопроса, классификационных характеристик, методических подходов к изучению и т. п. Текст никогда не проиграет от дополнения наглядными материалами: таблицами, схемами, графиками, диаграммами. Используемые источники (не менее трех): учебники, монографии, статьи отечественных и зарубежных авторов, тематические интернет-ресурсы.

2. Аналитико-исследовательский (30-35%) содержит аналитические расчеты, таблицы, графики, диаграммы с разъяснениями и выводами, раскрывающими особенности рассматриваемых явлений и процессов, тенденции их развития. Используемые источники: плановые и фактические показатели хозяйственной деятельности; статистическая, финансовая, налоговая, управленческая отчетности; результаты наблюдений, опросов, обследований и т. п. Если информация подается на основе реальных данных (например, предприятий), их достоверность подтверждают балансом или отчетом, оформленным как дополнение.

3. Проектно-рекомендационный (30-35%) может включать: разработку прогнозов и планов, конкретных рекомендаций, предложений по совершенствованию предмета исследования и отдельных направлений улучшения финансово-экономических показателей деятельности предприятия; формирование бизнес-плана, реструктуризации компании и т. п. Заключительная часть работы должна основываться на двух предыдущих (теоретических положениях и практических результатах).

V. Делаем выводы

Отдельный раздел курсовой или дипломной — выводы и предложения, которые представляют собой автореферат (краткое тезисное описание) всей работы. Материал именно этой главы, как правило, берется за основу для выступления на защите. При написании рекомендуется придерживаться таких пропорций: выводы по теоретической части проекта — до одной страницы, аналитико-исследовательской — до двух, проектно-рекомендационной — до трех (в общей сложности не более шести страниц). Кстати, «вступление» логично писать, когда основная работа завершена. Оно раскрывает актуальность темы, определяет цель, задания, предмет и объект исследования, содержит основные источники информации и короткую характеристику предприятия (форма собственности, отрасль, месторасположение, материально-техническая база, год основания и т. п.).

Неточности в оформлении «курсовика» могут серьезно повлиять на оценку. Стоит неправильно расставить абзацы или нумерацию страниц — и заниженный бал в зачетке гарантирован.

VI. Оформляем работу

Неточности в оформлении проекта могут повлиять на конечную оценку. Существенные несоответствия установленным нормам могут стать поводом, чтобы вас вовсе не допустили к защите. Требования к внешнему виду курсовой четко прописаны в государственном стандарте Украины ДСТУ 3008-95 «Документация. Отчеты в сфере науки и техники. Структура и правила оформления» и ДСТУ БА.2.-4-4-99 «Основные требования к рабочей документации».

1. Текст (печатают с одной стороны листа бумаги формата А4): шрифт Times New Roman, 14 кегль, полуторный интервал, размеры полей: левое — не меньше 25 мм, правое — не меньше 10 мм, верхнее и нижнее — не меньше 20 мм.

2. Заглавия структурных частей и названия отдельных пунктов основной части печатают большими буквами по центру страницы: СОДЕРЖАНИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ, ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ДОПОЛНЕНИЯ. Важный нюанс: точка в конце строки не ставится!

3. Интервалы. Каждая последующая часть работы начинается с нового листа. Между названием главы и текстом делается отступ размером в два абзаца.

4. Нумерация. Номера проставляются арабскими цифрами без знака № и точек в правом верхнем углу каждой страницы (кроме первой). Содержание, которое размещают сразу же после титульного листа, подписывают как вторую страницу.

5. Иллюстрации обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно в пределах основной части (исключая дополнения). Номер и название размещаются только под картинкой! А вот таблицы, наоборот, подписываются сверху (например, «Таблица 2. Виды налогов»), причем в правом углу страницы.

6. Дополнения прикрепляют в самом конце работы, обозначая большими буквами алфавита. Подписывают сверху и по центру (например, «Дополнение А. Финансовая отчетность предприятия АО «МММ»).

7. Список использованной литературы составляется в строгой последовательности: законы и другие нормативно-правовые акты, книги, статьи, внутренние документы предприятия, иноязычные и электронные источники.

…Курсовую мы с братом оформили общими усилиями по всем правилам и стандартам. Выровняли поля страниц, проставили необходимые абзацы и запятые, разместили по центру названия и заглавия… Надеюсь, с содержанием работы тоже будет все в порядке… Или не совсем?!

Из личного опыта

Александр Евтушенко, студент:

— Когда научный руководитель объявил, что тему будущей работы можно придумать самостоятельно, я долго не раздумывал. Решил расширить свежей информацией и дополнить новым практическим блоком курсовик, который защитил на «отлично» еще в колледже. Тогда меня похвалили за удачно выбранную тему! Однако на этот раз все произошло с точностью до наоборот. Основные замечания вузовского преподавателя касались… темы, а именно — актуальности и целесообразности рассмотрения. Такой вот парадокс…

Из интернет-форума: полезные советы

J «Комбинируем пару десятков рефератов на заданную тему, формулируем фразы так, чтобы «соответствовали» студенческому уровню. Очень подозрительно, когда первокурсник излагает мысли на уровне профессора или доцента».

L «В интернете можно найти лишь теоретическую часть, а вот практическую придется делать самостоятельно. Тем более, если учитесь в политехе. Или надеетесь, что во всемирной паутине реально отыскать сложные схемы и чертежи, скажем, строения коробки передач фрезерного станка?»

J «Не стесняйтесь приставать к преподавателю с расспросами. Не исключено, что, в конце концов, он не выдержит и сам продиктует нужную вам информацию. Проверено на практике!»

L «Преподаватели прекрасно видят, кто делал работу на заказ. Особенно, если речь идет о серьезных проектах. Уверен, достойно защититься можно только тогда, когда сам напишешь и проведешь нужные расчеты!»

Юлия ДАНКОВА

Читайте також

  • Як стати дата-аналітиком і чим він займається22 грудень, 2023

    Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.

  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua22 грудень, 2023

    Jobs.ua хоче привітати вас з наступаючим Новим 2024 роком і порадувати новорічними святковими знижками!

  • Як спорт сприяє кар'єрі21 грудень, 2023

    Спостереження доводять, що спортивні люди витривалі та цілеспрямовані, саме тому вони віддадуть перевагу при прийомі на роботу співробітникам, які мають в інтересах спорт. А психологи стверджують, що заняття спортом не лише сприяють фізичному здоров’ю, а й поліпшенню душевного та психологічного стану. Пропонуємо і вам ознайомитись із цими очевидними фактами в цій статті на Jobs.ua і віддати перевагу фізичним вправам.

  • Як правильно написати лист-пояснення19 грудень, 2023

    Скласти лист-пояснення про власну відсутність на робочому місці чи порушення певних робочих режимів не так уже і складно. Обов’язково скористайтесь зазначеними в цій статті порадами.


↑ Вгору