У
любого человека может сложиться
конфликтная
ситуация на работе. Нередко подобные ситуации возникают не с коллегами, а с
руководством. При этом руководители далеко не всегда обладают
искусством критиковать не только конструктивно,
но и корректно, а соответственно зачастую могут перейти границы дозволенного. Эксперты
дают три совета,
как противодействовать им в подобной ситуации.
Публичная экзекуцияК сожалению, множество руководителей считают, что самый верный способ донести
что-то до подчиненного — это устроить ему публичную экзекуцию. Разумеется, что
в подобной стрессовой ситуации ни один сотрудник не сможет воспринимать
аргументы босса.
В такой ситуации важно удержаться от агрессивных возражений и открытого
противоборства, поскольку резкий отпор только подстегнет начальника. Лучше
всего спокойно
признать свою ошибку и
предложить руководителю
обсудить этот вопрос в частном порядке.
Возможно, ваш босс не знает какой-то стороны вопроса, и, обнаружив это
публично, вы тем самым продемонстрируете его некомпетентность и наживете весьма
опасного врага в его лице.
Переход на личностиГрань между конструктивной критикой и простым оскорблением настолько тонка, что
ваш критик может и сам не заметить, как перешагнет ее. Начиная с критики за
какой-то конкретный проступок или недочет в работе, начальник может скатиться в
обобщения. Например, особенно импульсивные руководители дают оценочные
комментарии по поводу профессиональных качеств сотрудника. Как известно, именно
оценочные высказывания, изложенные
даже в довольно мягкой форме и спокойным голосом, всегда вызывают у критикуемого
наиболее болезненную реакцию.
Постарайтесь соблюдать спокойствие. Понятно, что в такой ситуации это
трудновыполнимо, но все же попробуйте досчитать до десяти и сделать глубокий
вдох. Отвечая на выпад начальника, важно избежать двух крайностей — агрессии и
самоуничижения. Даже если босс перешел на личности, лучше всего попытаться
перевести его
слова в шутку и предложить вернуться к обсуждению конкретной
проблемы. Не стоит показывать боссу, что вас глубоко задели его оскорбления,
так вы автоматически займете заведомо слабую и уязвимую позицию.
Дни гневаЕсли вы снова попали в самый эпицентр критики босса, не пытайтесь мгновенно его
вразумить. Ваш и без того излишне импульсивный начальник охвачен эмоциями —
сейчас на него не подействуют никакие разумные аргументы. Спокойно выслушайте
обвинения, дождитесь, когда человек остынет, и продолжите разговор.
Не стоит потакать нервному боссу и
относиться к его грубости как к капризам маленького ребенка — такое поведение
провоцирует гнев. Скорее всего, начальник почувствует снисходительное
отношение, и в этом случае вы рискуете вызвать очередную вспышку
неконтролируемой агрессии в свой адрес.
Эмоциональный руководитель в пылу спора порой сам не замечает, как переходит на
личности. Если босс ударился в оскорбления и поставил вам в упрек не только
конкретную ошибку, но и вообще плохую, по его мнению, работу, подождите
некоторое время, а затем как можно спокойнее сообщите, что хотели бы вернуться
к конкретике и обсудить существующие проблемы. Главное, что стоит понимать в
такой ситуации:
вспыльчивый начальник— это далеко не худшее из зол, поскольку его предсказуемость дает вам
возможность морально подготовиться к очередному обострению.
Читайте также:
«
Наука критиковать»
«
Разрешение конфликтов. Методы
управления конфликтами»
«
Что нельзя делать молодому
руководителю»
«
Вы намного старше вашего
руководителя? Тонкости поведения»
«
Кому подвластно быть
руководителем?»
«
Совершили ошибку на работе?
Как сгладить подобную ситуацию?»