UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Роботодавцю
  4. На допомогу HR
  5. Несколько интервью по ситуативным вопросам

Несколько интервью по ситуативным вопросам

9.04.2015 2659

Несколько интервью по ситуативным вопросам

Любой руководитель и менеджер по персоналу заинтересован получить в руки инструмент, позволяющий определить, подходит ли потенциальный кандидат для работы в компании. Репертуар оценочных методик кандидатов очень богат и разнообразен. В последнее время возросла популярность методики, получившей название «кейс-интервью», или ситуационное интервью. В чем ее суть и как правильно ею пользоваться?

Принцип построения ситуации

Методика кейс-интервью основана на построении определенных жизненных или бизнес ситуаций. Кандидату сначала задают ситуацию, а потом предлагают описать или продемонстрировать свои действия (по решению данной проблемы). При этом кандидат дает так называемые социально-желательные ответы, то есть показывает, какое поведение в данной ситуации он считает (социально) правильным. Вот тут и можно оценить, насколько представления претендента на вакансию соответствуют ценностям организации и/или той работе, которую он будет выполнять.

Чтобы кейс-интервью было более эффективным, нужно построить ситуацию, которая позволит проверить именно то, что вас интересует в данный момент. Скажем, вам нужно установить, что именно кандидат считает более важным: коммерческую выгоду или свою порядочность и сохранение репутации. Исходя из этого, строим ситуационную задачу, в которой эти два интереса будут вступать в конфликт. Затем предлагаем кандидату несколько вариантов ответов с просьбой выбрать один наиболее подходящий и обосновать его (другой вариант – задаем открытый вопрос, на который должен быть дан развернутый ответ):

Пример

Вы общаетесь с клиентом, который не очень хорошо разбирается в вашем товаре. Вы можете убедить его приобрести у вас товар на большую сумму (то есть и вы и компания получат хорошие деньги), но впоследствии клиент или разочаруется в этом продукте или не сможет продать слишком большую партию в оптимальные для себя сроки. Вы можете:

А) продать по базовой цене, скрыв этот факт (такая возможность априори есть);

Б) продать на условиях, лучше чем базовые, но не предупредить о последствиях

В) предупредить о последствиях, но осветить и преимущества товара

Условно ситуации можно разделить на три большие группы:

  1. проверяющие конкретные навыки (любые);
  2. проверяющие ценности и взгляды;
  3. проверяющие модели поведения и индивидуально-личностные качества.

CASE-практикум

Теперь рассмотрим несколько тематических ситуаций («кейсов») и варианты их толкования. Особо подчеркнем, что все приведенные задания проверены на практике, а часть из них, которая направлена на проверку конкретных навыков, имеет четкие правильные ответы. «Кейсы», которые дают представление о ценностях, моделях поведения и индивидуально-личностных характеристиках, естественно, не имеют как таковых правильных ответов. Они просто в большей или меньшей степени соответствуют ситуации в организации и ее корпоративной культуре, а также ценностям и моделям поведения непосредственного руководителя.

Оцениваем навыки управления персоналом, оценки персонала

Ситуация

Что оцениваем

  1. Определите индивидуально-личностные качества, которые необходимы сотруднику отдела продаж (любая должность, актуальная для данной ситуации), и выберите инструменты для их определения

Навык подбора персонала и расстановка приоритетов

  1. Опишите условия, при которых команда работает максимально эффективно, а также требования к этой команде.

Предпочтения человека по команде, знание основ менеджмента

  1. В коллективе, которым вы руководите, сложились две группировки, которые постоянно конкурируют и противостоят друг другу. У каждой из них есть лидеры и более или менее активные приверженцы этих лидеров. При этом вы знаете, что у лидеров хорошие бизнес результаты. Ваши действия.

Умение строить отношения в конфликтной ситуации, умение влиять на людей, агрессивность, склонность к интригам

  1. Сотрудник часто проявляет инициативу не там, где нужно, из-за чего нередко страдают рабочие процессы и итоговый результат. Вы знаете, что сотрудник вполне достаточно обучен и квалифицирован. Ваши действия.

Стиль управления, умение проанализировать сложную ситуацию, версионность мышления, склонность к обвинению подчиненных или к решению возникшей ситуации. Знание правил мотивации и критики

  1. В компании происходит поглощение: один из самостоятельных отделов должен стать частью более крупного. Руководитель отдела, который должен стать частью более крупного, и сотрудники весьма квалифицированы и самостоятельны. В ситуации, когда им было объявлено о слиянии, несколько человек, включая руководителя, продемонстрировали явную демотивацию. Вы понимаете, что они начнут искать новую работу, что негативно отразится на бизнесе. Какие ошибки уже были допущены в данной ситуации? Как бы вы предложили решать ее с самого начала? Какие пути исправления вы видите на текущий момент?

Умение решать конфликты, способность к многофакторному анализу, умение влиять на ситуацию, стиль управления, расстановка приоритетов

  1. Вы проводите конкурс на одну из ключевых вакансий рядового уровня. У вас два кандидата – финалиста: они продемонстрировали одинаковый уровень навыков и социальной зрелости, но у одного опыт работы в бизнесе 2 года, а у другого 6. Кого вы считаете правильным взять на работу? Почему? В какой ситуации?

Способность к анализу соотношения потенциала и опыта, соответствие или несоответствие политики компании, в которую приходит кандидат

  1. Расставьте приоритеты значимости данных параметров в ситуации, когда Вы берете на работу сотрудника отдела продаж:
  • ценности и лояльность;
  • индивидуально-личностные особенности (стрессоустойчивость, доброжелательность, креативность и т.д.);
  • навыки продаж.

Обоснуйте

Расстановка приоритетов, соответствие – не соответствие ценностям компании, в которую приходит кандидат

  1. Представьте себе, что к Вам на работу приходит человек очень амбициозный, который открыто сказал, о том, что настроен на достаточно быстрый карьерный рост. Какие возможности и угрозы вы видите в данной ситуации? Каковы будут ваши действия.

Склонность к анализу, версионность, склонность к обвинительной позиции, навыки практического менеджмента

  1. Один Ваш подчиненный по ошибке, связанной с недостаточным опытом, упустил крупную сделку. Другой аналогичную сделку заключил, при этом воспользовался предложенным поставщиком вознаграждением себе лично. В первом случае компания упустила существенную выгоду, во втором – получила значительную прибыль. Опишите Вашу реакцию и действия в первой и второй ситуации

Честность и четкая расстановка приоритетов в отношении недопустимости сомнительных действий сотрудников. Степень жесткости при оценке ошибки, склонность и умение обучать персонал

  1. Сотрудник, несколько лет успешно работавший региональным представителем в удаленном регионе, стал заметно менее эффективен с точки зрения бизнес результатов. Назовите как можно больше возможных причин такой ситуации и способов оптимального реагирования.

Стиль и навыки менеджмента, версионность мышления, склонность к обвинительной позиции

  1. Сотрудник претендует на карьерный рост, однако, с вашей точки зрения, он пока не дорос до руководящей позиции. Каким образом вы выйдете из этой ситуации (на своем месте сотрудник очень хорош и нужен компании)

Навыки мотивирования подчиненных, версионность мышления

  1. Опишите ситуации, в которых ярко выраженная установка сотрудника на командную работу и взаимодействие может оказаться вредной

Умение видеть нестандартные решения (правильный ответ – если сотрудник один в городе или офисе)

  1. Опишите идеальный для вас коллектив и руководителя

Соответствие представлений кандидата реальности компании

  1. В команде работает человек, который постоянно предлагает помощь и советы своим коллегам. Что хорошего и что плохого в этой ситуации?

Анализ, версионность, обвинительная позиция

  1. Вы как руководитель должны хорошо разбираться в людях. Вы хорошо разбираетесь в людях? (Скорее всего, мы получим ответ не ниже «удовлетворительно» или «неплохо»). Тогда охарактеризуйте меня как потенциального коллегу или подчиненного (подробно и конкретно: какая корпоративная культура мне подходит, каковы мои личностные особенности, как меня мотивировать и т.д.)

Подобный case был уже приведен для оценки продавца, безусловно, кандидату на позицию руководителя отдела продаж не надо давать это задание дважды.

Проверяем стрессоустойчивость, способность дать откровенную оценку, умение разбираться в людях на основании достаточно краткого общения.

Выявляем креативность, стрессоустойчивость

Если вы ожидаете от кандидата проявления стрессоустойчивости, креативности, способности разными путями достигать цели, высокой ответственности за результат, а также умения работать в условиях жесткого цейтнота, предложите ему найти выход из следующих проблемных ситуаций. Оговоримся, что такие задания не рассчитаны на определение конкретных навыков. Они направлены лишь на выявление определенных личностных качеств у кандидата.

Пример:
Вы прилетели в незнакомый город на очень важную встречу. Выходите из самолета, встреча через час в центре города. Вдруг Вы обнаруживаете, что у вас пропали все деньги. Что будете делать?

Подобные задачи очень хорошо выявляют «путь к цели». Они позволяют понять, будет ли человек любыми способами стремиться к достижению цели (встрече с клиентом) или же попытается каким-то образом от нее отказаться, переложить ответственность на других.

При толковании этой ситуации обратите внимание на следующие моменты:

  • скорость реакции (насколько быстро соискатель способен переключиться на следующий шаг);
  • методы решения задачи (самостоятельно, просьба о помощи на личном уровне, деловая просьба, что-либо другое).

В момент решения «кейса» человек, как мы уже говорили, показывает предпочтительную для себя модель поведения в сложной ситуации. Тут вы можете определить степень конфликтности, агрессивности будущего сотрудника (потребую, буду скандалить), а также его склонность к переадресации ответственности (позвоню и объясню ситуацию, скажу, что ничего не могу поделать)

Пример:
Вы оказались на необитаемом острове. Назовите как можно больше способов полезного применения обыкновенной ручки и очков в данной ситуации.

По результатам решения этой задачи вы сможете определить креативность соискателя и его умение находить выход из нестандартных ситуаций.

Пример:
Вы приехали в офис клиента проводить важную презентацию. За 10 минут до начала Вы обнаруживаете, что у Вас с собой не та дискета с презентацией в Power Point. Ваши действия?

Это задание, помимо стрессоустойчивости и навыков решения деловых проблем поможет вам выявить еще и представления кандидата об информационных технологиях, а также узнать его подход к проведению презентаций, степень его зависимости от технических средств.

Пример:
Ваше выступление с докладом через 5 минут. Вдруг Вы обнаруживаете, что в материалах, которые будут раздаваться слушателям, есть опечатка, искажающая смысл. Ваши действия?

С помощью этого «кейса» вы сможете определить умение кандидата преподнести аудитории не очень приятную информацию. Кроме этого вам представится прекрасная возможность оценить его чувство юмора.

Пример:
Идет важное рабочее совещание. Ваш коллега предлагает решение ситуации, которое он явно не до конца продумал, вы понимаете, что можете предложить лучшее, но для этого надо подвергнуть критике решение вашего коллеги. Ваши действия?

Решение данной задачи продемонстрирует подход будущего сотрудника к отношениям с коллегами, желание помочь, поддержать. Дополнительно вы узнаете, как кандидат относится к человеческим слабостям. Также этот case косвенно выявляет ориентированность человека на достижение оптимального результата.

Мы рассмотрели ситуации, которые дадут вам возможность всесторонне изучить как профессиональные навыки кандидата в сфере менеджмента, лидерства, взаимодействия с людьми, так и его индивидуально-личностные особенности. Конечно, есть еще множество cases, которые позволяют оценить навыки в других сферах – в продажах, прикладном и трейд-маркетинге, проведении финансового анализа, логистике и так далее. Мы рассмотрели только фрагмент методики, но это позволит вам понять общий принцип и подход и научиться самостоятельно моделировать cases. Помните, что ситуационное интервью будет эффективнее, если его проводить в сочетании с другими методиками оценки. Разумеется, «правильных ценностей» не существует, и ответы кандидатов не могут быть на сто процентов правильными или неправильными. Но, тем не менее, с помощью кейс-интервью можно вполне объективно оценить кандидата и решить, подходит ли он по своим личностным качествам на вакантную должность или нет.

Читайте також

  • Як стати дата-аналітиком і чим він займається22 грудень, 2023

    Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.

  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua22 грудень, 2023

    Jobs.ua хоче привітати вас з наступаючим Новим 2024 роком і порадувати новорічними святковими знижками!

  • Як спорт сприяє кар'єрі21 грудень, 2023

    Спостереження доводять, що спортивні люди витривалі та цілеспрямовані, саме тому вони віддадуть перевагу при прийомі на роботу співробітникам, які мають в інтересах спорт. А психологи стверджують, що заняття спортом не лише сприяють фізичному здоров’ю, а й поліпшенню душевного та психологічного стану. Пропонуємо і вам ознайомитись із цими очевидними фактами в цій статті на Jobs.ua і віддати перевагу фізичним вправам.

  • Як правильно написати лист-пояснення19 грудень, 2023

    Скласти лист-пояснення про власну відсутність на робочому місці чи порушення певних робочих режимів не так уже і складно. Обов’язково скористайтесь зазначеними в цій статті порадами.


↑ Вгору