UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. Ваше здоров'я
  5. Профессия и стресс

Профессия и стресс

23.06.2009 711

Этот старый добрый анекдот непременно приходит на ум при обращении к теме профессиональных стрессов. Однако надо сразу оговориться, что термин «стресс» здесь употреблен в житейском понимании, что не совсем корректно. В психологии стрессом считают ответ организма на любое внешнее воздействие. Причем не важно, радостное событие или печальное, в любом случае оно может вызвать слезы, учащенное сердцебиение и бессонницу. Организм мобилизует все силы для того, чтобы приспособиться к произошедшим изменениям. Но если воздействие не прекратилось, а силы уже истощены, возникает вторая стадия стресса, так называемый дистресс — перенапряжение, усталость, нервозность. Нередко он приводит в дальнейшем к негативным последствиям, вплоть до физической гибели организма. Другими словами, у сортировщика апельсинов налицо все признаки дистресса.

Автор книги «Стресс без дистресса» Ганс Селье писал: «Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его способен лишь тот, кто ничего не делает». Независимо от профессии и должности нервное напряжение держит нас в тонусе и заставляет действовать. Более того, многие признают, что лучше всего трудятся, когда срок сдачи работы уже на носу. Как говорил Альбер Камю: «Ничто так не воодушевляет, как осознание своего безнадежного положения». И верно, колоссальный прилив энергии и небывалое вдохновение посещают человека в последнюю ночь перед сдачей проекта, когда откладывать работу уже некуда.

Но, как и во всем другом, здесь важна мера. Если человек недостаточно отдыхает, не может отрешиться от служебных проблем в нерабочее время, ему некогда пообедать, то рано или поздно его силы иссякнут и начнется вторая стадия стресса — истощение. Тогда-то и случаются нервные срывы и психосоматические заболевания.

На нервной почве

Директор Ростовского института психотерапии и клинической психологии Игорь Хмарук характеризует ситуацию возникновения стресса у современного делового человека следующим образом: «Любой менеджер (я под таким словом понимаю специалиста, управляющего как минимум двумя людьми и принимающего решения за других) имеет две постоянные проблемы — отсутствие информации и отсутствие времени. Это фон, на котором стрессом может стать все что угодно, любое раздражение».

Нервное перенапряжение нередко вызывает целый ряд серьезных недугов, таких, как бронхиальная астма, аритмия, инфаркт, язва желудка и т. п. Их называют психосоматическими заболеваниями. Конечно, все они поражают организм человека и по естественным причинам. О психосоматике говорят только тогда, когда есть прямая зависимость возникновения болезненных симптомов от перенесенного эмоционального напряжения.

Профессиональный стресс

К развитию на работе второй стадии стресса — истощению — может привести множество факторов. Существует даже понятие «профессиональный стресс» — многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней. Употребляют также термин «психическое выгорание», под ним обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов.

По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая и выматывающая дорога на службу и обратно, не говоря уже о недостаточной оплате труда, однообразной деятельности или отсутствии карьерных перспектив.

Профессии, располагающие к стрессу

Социологи и психологи регулярно пытаются составить рейтинг самых стрессовых профессий. Критерием здесь выступают частота сердечных заболеваний, состояние здоровья в целом, склонность к алкоголизму и участие в ДТП. Надо сказать, что со временем ситуация несколько меняется, и на первое место выходят иногда самые неожиданные профессии. К тому же подобные рейтинги, составленные в разных странах, существенно отличаются друг от друга.

По данным английских психологов из университета в Манчестере, самая стрессовая — профессия шахтера, на втором месте — полицейские, а вот третье поделили строители и журналисты. Дальше рейтинг выглядит так: актеры, политики, врачи, водители, дипломаты и фермеры. Но если такие итоги объяснить легко, то результаты исследования канадских психологов кажутся совсем уж странными. В Канаде самой стрессовой признана профессия… музыканта.

Помоги себе сам

Помните, как герой повести-сказки братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» Роман Ойра-Ойра во время производственного совещания в приступе ярости ринулся в коридор, сотворил дубль профессора Выбегалло и с чувством потряс его за грудки, после чего уничтожил? Прекрасный способ разрядки, но, к сожалению, у обычного человека, не обладающего магическими способностями, такой возможности нет.

Однако есть ряд простых советов для тех, кто стремится справиться с эмоциональной перегрузкой. Главный из них — не копить отрицательные эмоции. Делитесь своим состоянием с окружающими — сообщите о своих неприятностях тем, кто готов вас выслушать и кто не посмеется над вами. Разговаривайте с близкими, так вы разрядитесь. Если некому поплакаться в жилетку или не хочется, а внутри уже клокочет, постарайтесь оказаться в полном одиночестве. В пустом помещении вы сможете дать выход своим эмоциям, если крикнете изо всех сил «Хватит!», или «Надоело!», или еще что-нибудь сердитое. Кричать лучше до тех пор, пока не станет смешно или пока не устанете. Затем уже спокойно обдумайте дальнейшее поведение.

www.zarplata.ru

Читайте також

  • Як стати дата-аналітиком і чим він займається22 грудень, 2023

    Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.

  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua22 грудень, 2023

    Jobs.ua хоче привітати вас з наступаючим Новим 2024 роком і порадувати новорічними святковими знижками!

  • Як спорт сприяє кар'єрі21 грудень, 2023

    Спостереження доводять, що спортивні люди витривалі та цілеспрямовані, саме тому вони віддадуть перевагу при прийомі на роботу співробітникам, які мають в інтересах спорт. А психологи стверджують, що заняття спортом не лише сприяють фізичному здоров’ю, а й поліпшенню душевного та психологічного стану. Пропонуємо і вам ознайомитись із цими очевидними фактами в цій статті на Jobs.ua і віддати перевагу фізичним вправам.

  • Як правильно написати лист-пояснення19 грудень, 2023

    Скласти лист-пояснення про власну відсутність на робочому місці чи порушення певних робочих режимів не так уже і складно. Обов’язково скористайтесь зазначеними в цій статті порадами.


↑ Вгору