RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Информационные материалы
  3. Законодательство и право
  4. Хозяйственный кодекс Украины

Хозяйственный кодекс Украины

  • Глава 19: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

    Статья 173. Хозяйственное обязательство

    1. Хозяйственным признается обязательство, которое возникает между субъектом хозяйствования и другим участником (участниками) отношений в сфере хозяйствования из оснований, предусмотренных этим Кодексом, в силу которого один субъект (обязанная сторона, в том числе должник) обязанный совершить определенное действие хозяйственного или управлінсько-господарського характера в пользу другого субъекта (выполнить работу, передать имущество, уплатить деньги, предоставить информацию и т.п.), или воздержаться от определенных действий, а другой субъект (управленная сторона, в том числе кредитор) имеет право требовать от обязанной стороны выполнения ее обязанности.
    2. Основными видами хозяйственных обязательств есть майново-господарські обязательства и организационно-хозяйственные обязательства.
    3. Стороны могут по взаимному согласию конкретизировать или расширить содержание хозяйственного обязательства в процессе его выполнения, если законом не установлен другое.

    Статья 174. Основания возникновения хозяйственных обязательств

    1. Хозяйственные обязательства могут возникать:

    непосредственно из закона или другого нормативно-правового акта, который регулирует хозяйственную деятельность;
    из акта управления хозяйственной деятельностью;
    из хозяйственного договора и других соглашений, предусмотренных законом, а также из соглашений, не предусмотренных законом, но таких, которые нему не противоречат;
    вследствие причинения вреда субъекту или субъектом хозяйствование, приобретение или сохранение имущества субъекта или субъектом хозяйствование за счет другого лица без достаточных на то подставь;
    в результате создания объектов интеллектуальной собственности и других действий субъектов, а также вследствие событий, с которыми закон связывает наступление правовых следствий в сфере хозяйствования.

    Статья 175. Майново-господарські обязательства

    1. Майново-господарськими признаются гражданско-правовые обязательства, которые возникают между участниками хозяйственных отношений при осуществлении хозяйственной деятельности, в силу которых обязанная сторона должна совершить определенное хозяйственное действие в пользу второй стороны или воздержаться от определенного действия, а управленная сторона имеет право требовать от обязанной стороны выполнения ее обязанности.
    Имущественные обязательства, которые возникают между участниками хозяйственных отношений, регулируются Гражданским кодексом Украины (435-15) с учетом особенностей, предусмотренных этим Кодексом.
    2. Субъектами имущественно-хозяйственных обязательств могут быть субъекты хозяйствования, указанные в статьи 55 этого Кодекса, нехозяйствующие субъекты - юридического лица, а также органы государственной власти, органы местное самоуправление, наделенные хозяйственной компетенцией. Если имущественно-хозяйственное обязательство возникает между субъектами хозяйствования или между субъектами хозяйствования и нехозяйничающими субъектами - юридическими лицами, обязанной и управнению сторонами обязательства есть соответственно должник и кредитор.
    3. Обязательство имущественного характера, которые возникают между субъектами хозяйствования и нехозяйничающими субъектами - гражданами, не являются хозяйственными и регулируются другими актами законодательства.
    4. Субъекты хозяйствования в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими законами, могут добровольно брать на себя обязательства имущественного характера в пользу других участников хозяйственных отношений (благотворительность и т.п.). Такие обязательства не является основанием для требований относительно их обязательного выполнения.

    Статья 176. Организационно-хозяйственные обязательства

    1. Организационно-хозяйственными признаются хозяйственные обязательства, которые возникают в процессе управления хозяйственной деятельностью между субъектом хозяйствования и субъектом организационно-хозяйственных полномочий, в силу которых обязанная сторона должна осуществить в пользу второй стороны определенную управлінсько-господарську (организационную) действую или воздержаться от определенного действия, а управленная сторона имеет право требовать от обязанной стороны выполнения ее обязанности.
    2. Организационно-хозяйственные обязательства могут возникать:

    между субъектом хозяйствования и собственником, который есть основателем данного субъекта, или органом государственной власти, органом местного самоуправления, наделенным хозяйственной компетенцией относительно этого субъекта;
    между субъектами хозяйствования, которые вместе организовывают объединения предприятий или хозяйственное общество, и органами управления этих объединений или обществ;
    между субъектами хозяйствования, в случае если один из них есть относительно другого дочерним предприятием;
    в других случаях, предусмотренных этим Кодексом, другими законодательными актами или учредительными документами субъекта хозяйствование.

    3. Организационно-хозяйственные обязательства субъектов могут возникать из договора и приобретать форму договора.

    4. Субъекты хозяйствования имеют право вместе осуществлять хозяйственную деятельность для достижения общей цели, без образования единого субъекта хозяйствование, на условиях, определенных договором об общей деятельности. В случае если участники договора об общей деятельности поручают руководство общей деятельностью одному з участников, на него может быть положена обязанность ведения общих дел. Такой участник осуществляет организационно-управленческие полномочия на основании поручения, подписанного другими участниками.

    Статья 177. Социально-коммунальные обязательства субъектов хозяйствование

    1. Субъекты хозяйствования обязанные по решению местного совета за счет своих средств соответственно закону создавать специальные рабочие места для лиц с ограниченной трудоспособностью и организовывать их профессиональную подготовку.
    2. Субъекты хозяйствования соответственно части четвертой статьи 175 этого Кодекса могут, независимо от уставной цели своей деятельности, брать на себя обязательства о хозяйственной помощи в решении вопросов социального развития населенных пунктов их местонахождения, в строительстве и удержании социально-культурных объектов и объектов коммунального хозяйства и бытового обслуживания, подавать другую хозяйственную помощь с целью решения местных проблем. Субъекты хозяйствования имеют право принимать участие в формировании соответствующих фондов местных советов, если другое не установлен законом, и в выполнении работ относительно комплексного экономического и социального развития территорий.

    Статья 178. Публичные обязательства субъектов хозяйствование

    1. Субъект хозяйствования, которое соответственно закону и своих учредительных документов обязанный осуществлять выполнение работ, предоставление услуг или продажа товаров любому, кто к нему обращается на законных основаниях, не имеет права отказать в выполнении работ, предоставлении услуг, продажи товара при наличии у него такой возможности или предоставлять преимущество один потребителю перед другими, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
    2. Субъект хозяйствования, которое безосновательно уклоняется от выполнения публичного обязательства, должен возместить второй стороне причиненные этим убытки в порядке, определенному законом.
    3. Кабинет Министров Украины может в определенных законом случаях выдавать правила, обязательные для сторон публичного обязательства, в том числе относительно установления или регулирования цен. Условия обязательства, которые не отвечают этим правилам или установленным ценам, есть недействительными.

  • Глава 20: ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ДОГОВОРЫ

    Статья 179. Общие условия заключения договоров, которые порождают хозяйственные обязательства

    1. Майново-господарські обязательства, которые возникают между субъектами хозяйствования или между субъектами хозяйствования и нехозяйничающими субъектами - юридическими лицами на основании хозяйственных договоров, есть хозяйственно-договорными обязательствами.
    2. Кабинет Министров Украины, уполномоченные ним органы исполнительной власти могут рекомендовать субъектам хозяйствования ориентировочные условия хозяйственных договоров (примірні договоры), а в определенных законом случаях - утверждать типичные договоры.
    3. Заключение хозяйственного договора есть обязательным для сторон, если он основан на государственном заказе, выполнение которого есть обязанностью для субъекта хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, или существует прямое указание закона относительно обязательности заключения договора для определенных категорий субъектов хозяйствование или органов государственной власти или органов местного самоуправления.
    4. При заключении хозяйственных договоров стороны могут определять содержание договора на основе:

    свободного волеизъявления, если стороны имеют право согласовывать на свое усмотрение любые условия договора, которые не противоречат законодательству;
    примірного договора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствование для использования при заключении ними договоров, если стороны имеют право по взаимному согласию изменять отдельные условия, предусмотренные примірним договором, или дополнять его содержание;
    типичного договора, утвержденного Кабинетом Министров Украины, в ли случаях, предусмотренных законом, другим органом государственной власти, если стороны не могут отступать от содержания типичного договора, но имеют право конкретизировать его условия;
    договору присоединения, предложенного одной стороной для других возможных субъектов, если эти субъекты в случае вступления в договор не имеют права настаивать на изменении его содержания.

    5. Содержание договора, который укладывается на основании государственного заказа, должен отвечать этому заказу.
    6. Субъекты хозяйствования, которые обеспечивают потребителей, указанных в части первой этой статьи, электроэнергией, связью, услугами железнодорожного и інших видов транспорта, а в случаях, предусмотренных законом, также другие субъекты обязаны укладывать договоры с всеми потребителями их продукции (услуг). Законодательством могут быть предусмотренные обязательные условия таких договоров.
    7. Хозяйственные договоры укладываются по правилам, установленным Гражданским кодексом Украины (435-15) с учетом особенностей, предусмотренных этим Кодексом, другими нормативно-правовыми актами относительно отдельных видов договоров.

    Статья 180. Важные условия хозяйственного договора

    1. Содержание хозяйственного договора составляют условия договора, определенные соглашением его сторон, направленной на установление, изменение или прекращение хозяйственных обязательств, как согласованные сторонами, так и те, которые принимаются ними как обязательные условия договора соответственно законодательству.
    2. Хозяйственный договор считается заключенным, если между сторонами в предусмотренных законом порядку и форме достигнуто соглашение относительно всех его важных условий. Важными есть условия, признанные такими по закону или необходимые для договоров данного вида, а также условия, относительно которых на требование одной из сторон должна быть достигнутое согласие.
    3. При заключении хозяйственного договора стороны обязанные в любом случае согласовать предмет, цену и срок действия договора.
    4. Условия о предмете в хозяйственном договоре должны определять наименования (номенклатуру, ассортимент) и количество продукции (работ, услуг), а также требования к их качеству. Требования относительно качества предмета договора определяются соответственно обязательных для сторон нормативных документов, указанных в статьи 15 этого Кодекса, а в случае их отсутствия - в договорном порядке, с соблюдением условий, которые обеспечивают защиту интересов конечных потребителей товаров и услуг.
    5. Цена в хозяйственном договоре определяется в порядке, установленному этим Кодексом, другими законами, актами Кабинета Министров Украины. По согласию сторон в хозяйственном договоре может быть предусмотрен доплаты к установленной цене за продукцию (работы, услуги) высшего качества или выполнения работ в сокращенные сроки сравнительно с нормативными.
    6. В случае признания согласованной сторонами в договоре цены такой, что поднимает требования антимонопольно-конкурентного законодательства, антимонопольный орган имеет право требовать от сторон изменения условия договора относительно цены.
    7. Сроком действия хозяйственного договора есть время, в течение которого существуют хозяйственные обязательства сторон, которые возникли на основе настоящего договора. На обязательство, что возникли у сторон к заключению ними хозяйственного договора, не распространяются условия заключенного договора, если договором не предусмотрен другое. Окончание срока действия хозяйственного договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение, которое имело место во время действия договора.

    Статья 181. Общий порядок заключения хозяйственных договоров

    1. Хозяйственный договор по общему правилу преподается в форме единого документа, подписанного сторонами и скрепленного печатями. Допускается заключение хозяйственных договоров в упрощенный способ, то есть путем обмена письмами, факсограмами, телеграммами, телефонограммами и т.п., а также путем подтверждения принятия к выполнению заказов, если законом не установлены специальные требования к форме и порядка заключения данного вида договоров.
    2. Проект договора может быть предложен любой из сторон. В случае если проект договора изложен как единый документ, он предоставляется второй стороне в двух экземплярах.
    3. Сторона, которая получила проект договора, в случае согласия с его условиями оформляет договор соответственно требованиям части первой этой статьи и возвращает один экземпляр договора второй стороне или присылает ответ на письмо, факсограму и т.п. в двадцятиденний срок после получения договора.
    4. При наличии возражений относительно отдельных условий договора сторона, которая получила проект договора, составляет протокол расхождений, о чем делается предостережение в договоре, и в двадцятиденний срок присылает второй стороне два экземпляра протокола расхождений вместе с подписанным договором.
    5. Сторона, которая получила протокол расхождений к договору, обязанная на протяжении двадцати дней рассмотреть его, в этот же срок принять меры для урегулирования расхождений с второй стороной и включить к договору все принятые предложения, а те расхождения, которые остались неурегулированными, передать в этот же срок к суду, если на это есть согласие второй стороны.
    6. В случае достижения сторонами согласия относительно всех или отдельных условий, указанных в протоколе расхождений, такое согласие должно быть подтверждена в письменной форме (протоколом согласование расхождений, письмами, телеграммами, телетайпограмами и т.п.).
    7. Если сторона, которая получила протокол расхождений относительно условий договора, основанного на государственном заказе или такому, заключение которого есть обязательным для сторон на основании закона, или сторона - исполнитель по договору, что в установленном порядке признанный монополистом на определенном рынке товаров (работ, услуг), которое получило протокол расхождений, не передаст в указанный двадцятиденний срок к суду расхождения, которые остались неурегулированными, то предложения второй стороны считаются принятыми.
    8. В случае если стороны не достигли согласия из всех важных условий хозяйственного договора, такой договор считается незаключенной (таким, что не состоялся). Если одна из сторон осуществила фактические действия относительно его выполнения, правовые следствия таких действий определяются нормами Гражданского кодекса Украины (435-15).

    Статья 182. Особенности заключения предшествующих договоров

    1. По предшествующему договору субъект хозяйствования обязуется в определенный срок, но не более поздний одного года из момента заключения предшествующего договора, заключить основной хозяйственный договор на условиях, предусмотренных предшествующим договором.
    2. Предшествующий договор должен содержать условия, которые разрешают определить предмет, а также другие важные условия основного договора. К заключению предшествующих договоров не применяется общий порядок заключения хозяйственных договоров.
    3. В случае если сторона, которая заключила предшествующий договор, получив проект договора от другой стороны, уклоняется от заключения основного договора, вторая сторона имеет право требовать заключения такого договора в судебном порядке.
    4. Обязательство заключить основной договор, предусмотренное предшествующим договором, прекращается, если к окончанию срока, в который стороны должны заключить основной договор, одна из сторон не пришлет проект такого договора второй стороне.
    5. Отношения относительно заключения предшествующих договоров регулируются Гражданским кодексом Украины (435-15) с учетом особенностей, предусмотренных этим Кодексом.
    6. Соглашение сторон о намерениях (протокол о намерениях и т.п.) не признается предшествующим договором и не порождает юридических следствий.

    Статья 183. Особенности заключения хозяйственных договоров по государственному заказу

    1. Договоры по государственному заказу укладываются между определенными законом субъектами хозяйствования - исполнителями государственного заказа и государственными заказчиками, что уполномоченные от лица государства укладывать договоры (государственные контракты), в которых определяются хозяйственные обязательства сторон и регулируются отношения заказчика с исполнителем относительно выполнения государственного заказа.
    2. Государство в лице Кабинета Министров Украины выступает гарантом за обязательствами государственных заказчиков.
    3. Заключение сторонами договора по государственному заказу (государственного контракта) осуществляется в порядке, предусмотренному статьей 181 этого Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством. Государственный контракт укладывается путем подписания сторонами единого документа.
    4. Уклонение от заключения договора по государственному заказу есть нарушением хозяйственного законодательства и тянет за собою ответственность, предусмотренную этим Кодексом и другими законами. Споры, связанные с заключением договора по государственному заказу, в том числе при уклонении от заключения договора одной или обеих сторон, решаются в судебном порядке.
    5. Исполнитель государственного заказа освобождается от обязанности заключения государственного контракта на условиях, определенному государственным заказом, в случае признания в судебном порядке государственного заказа недействительным.

    Статья 184. Особенности заключения хозяйственных договоров на основе свободного волеизъявления сторон, примерных и типичных договоров

    1. При заключении хозяйственного договора на основе свободного волеизъявления сторон проект договора может быть разработан за инициативой любой из сторон в сроки, согласованные самыми сторонами.

    2. Заключение договора на основе свободного волеизъявления сторон может происходить в упрощенный способ или в форме единого документа, с соблюдением общего порядка заключения договоров, установленного статьей 181 этого Кодекса.
    3. Заключение хозяйственных договоров на основе примерных и типичных договоров должно осуществляться с соблюдением условий, предусмотренных статьей 179 этого Кодекса, не иначе как путем изложения договора в виде единого документа, оформленного в соответствии с требованиями статьи 181 этого Кодекса и соответственно правилам, установленных нормативно-правовыми актами относительно применения примерного или типичного договора.


    Статья 185. Особенности заключения хозяйственных договоров на биржах, ярмарках и публичных торгах

    1. К заключению хозяйственных договоров на биржах, оптовых ярмарках, публичных торгах применяются общие правила заключения договоров на основе свободного волеизъявления, с учетом нормативно-правовых актов, которыми регулируется деятельность соответствующих бирж, ярмарок и публичных торгов.

    Статья 186. Заключение организационно-хозяйственных договоров

    1. Договорное оформление организационно-хозяйственных обязательств может осуществляться участниками хозяйственных отношений как на основе свободного волеизъявления сторон, так и на основе примірних договоров, если заключение таких договоров предусмотрен соответствующими нормативно-правовыми актами. Упрощенный способ заключения организационно-хозяйственных договоров не допускается.

    Статья 187. Заключение хозяйственных договоров по решению суда

    1. Споры, которые возникают при заключении хозяйственных договоров по государственному заказу, или договоров, заключение которых есть обязательным на основании закона и в других случаях, установленных законом, рассматриваются судом. Другие преддоговорные споры могут быть предметом рассмотрения суда в случае если это предусмотрено соглашением сторон или если стороны обязаны заключить определенный хозяйственный договор на основании заключенного между ними предшествующего договора.
    2. День вступления в силу решением суда, которым решен вопрос относительно преддоговорного спора, считается днем заключения соответствующего хозяйственного договора, если решением суда не определен другое.

    Статья 188. Порядок изменения и разрыв хозяйственных договоров

    1. Изменение и разрыв хозяйственных договоров в одностороннем порядке не допускаются, если другое не предусмотрен законом или договором.
    2. Сторона договора, которая считает необходимым изменить или расторгнуть договор, должна прислать предложению об этом второй стороне по договору.
    3. Сторона договора, которая получила предложение об изменении или разрыв договора, в двадцятиденний срок после получения предложения сообщает другу сторону о результатах ее рассмотрения.
    4. В случае если стороны не достигли согласия относительно изменения (разрыв) договора или в случае неполучения ответа в установленный срок с учетом времени почтового оборота, заинтересованная сторона имеет право передать спор на решение суда.
    5. Если судебным решением договор изменен или разорван, договор считается измененным или разорванным со дня вступления в силу данным решением, если другого срока вступления в сила не установлена по решению суда.

  • Глава 21: ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

    Статья 189. Цена в хозяйственных обязательствах

    1. Цена (тариф) в этом Кодексе есть формой денежного определения стоимости продукции (работ, услуг), которую реализуют субъекты хозяйствования.
    2. Цена есть важным условием хозяйственного договора. Цена отмечается в договоре в гривнах. Цены в внешнеэкономических договорах (контрактах) могут определяться в иностранной валюте по согласию сторон.
    3. Субъекты хозяйствования могут использовать в хозяйственной деятельности свободные цены, государственные фиксированные цены и регулированные цены - предельные равные цен или предельные отклонения от государственных фиксированных цен.
    4. При осуществлении экспортных и импортных операций в расчетах с иностранными контрагентами применяются контрактные (внешнеторговые) цены, которые формируются соответственно ценам и условий мирового рынка и индикативных цен.

    Статья 190. Вильне цены

    1. Вильне цены определяются на все виды продукции (работ, услуг), за исключением тех, на которые установлены государственные цены.
    2. Вильне цены определяются субъектами хозяйствования самостоятельно по согласию сторон, а в внутрихозяйственных отношениях - также по решению субъекта хозяйствование.

    Статья 191. Государственные и коммунальные цены

    1. Государственные фиксированные и регулированные цены устанавливаются на ресурсы, которые взыскивают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на продукцию и услуги, которые имеют существенное социальное значение для населения. Перечень указанных ресурсов, продукции, услуг утверждает Кабинет Министров Украины.
    2. Соответственно закону государственные цены устанавливаются также на продукцию (услуги) субъектов хозяйствования - естественных монополистов. Перечни видов продукции (услуг) указанных субъектов утверждаются Кабинетом Министров Украины.
    3. Государственные цены устанавливаются на импортные товары, приобретенные за счет средства Государственного бюджета Украины.
    4. Законом может быть предусмотрены установления коммунальных цен на продукцию и услуги, производство которых осуществляется коммунальными предприятиями.
    5. Государственное регулирование цен осуществляется путем установления фиксированных государственных и коммунальных цен, предельных уровней цен, предельных уровней торговых надбавок и снабженческих вознаграждений, предельных нормативов рентабельности или путем внедрения обязательного декларирования изменения цен.
    6. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления при установлении фиксированных цен, применение которых делает невозможное получение прибыли субъектами предпринимательства, обязанные предоставить этим субъектам дотацию соответственно закону.

    Статья 192. Законодательство о ценах и ценообразовании

    1. Политика ценообразования, порядок установления и применение цен, полномочие органов государственной власти и органов местного самоуправления относительно установления и регулирования цен, а также контроля по ценам и ценообразованием определяются законом о ценах и ценообразовании (507-12), другими законодательными актами.

  • Глава 22: ВЫПОЛНЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

    Статья 193. Общие условия выполнения хозяйственных обязательств

    1. Субъекты хозяйствования и прочие участники хозяйственных отношений должны выполнять хозяйственные обязательства надлежащим образом соответственно закону, других правовых актов, договора, а из-за отсутствия конкретных требований относительно выполнения обязательства - соответственно требованиям, которые в определенных условиях обычно относятся.
    К выполнению хозяйственных договоров применяются соответствующие положения Гражданского кодекса Украины (435-15) с учетом особенностей, предусмотренных этим Кодексом.
    2. Каждая сторона должна принять все меры, необходимых для надлежащего выполнения ею обязательство, учитывая интересы второй стороны и обеспечения общехозяйственного интереса. Нарушение обязательств есть основанием для применения хозяйственных санкций, предусмотренных этим Кодексом, другими законами или договором.
    3. Применение хозяйственных санкций к субъекту, который нарушил обязательства, не освобождает этого субъекта от обязанности выполнить обязательства в натуре, кроме случаев, если другое предусмотрен законом или договором, или управленная сторона отказалась от принятия выполнения обязательство.
    4. Управленная сторона имеет право не принимать выполнения обязательства частями, если другое не предусмотрен законом, другими нормативно-правовыми актами или договором, или не вытекает из содержания обязательства.
    5. Обязанная сторона имеет право выполнить обязательства досрочно, если другое не предусмотрен законом, другим нормативно-правовым актом или договором, или не вытекает из содержания обязательства.
    6. Обязанная сторона имеет право отказаться от выполнения обязательства в случае ненадлежащего выполнения второй стороной обязанностей, которая есть необходимым условием выполнения.
    7. Не допускаются односторонний отказ от выполнения обязательств, кроме случаев, предусмотренных законом, а также отказ от выполнения или отсрочка выполнения из мотива, что обязательство второй стороны по другому договору не было выполнено надлежащим образом.
    8. Управленная сторона, принимая выполнения хозяйственного обязательства, на требование обязанной стороны должна выдать письменное удостоверение выполнения обязательство полностью или его части.

    Статья 194. Выполнение хозяйственного обязательства третьим лицом

    1. Выполнение хозяйственного обязательства может быть положен в целому или в части на третье лицо, которое не является стороной в обязательстве. Управленная сторона обязана принять выполнение, предложенное третьим лицом - непосредственным исполнителем, если из закона, хозяйственного договора или характера обязательства не вытекает обязанность стороны выполнить обязательства лично.
    2. Ненадлежащее выполнение обязательства третьим лицом не освобождает стороны от обязанности выполнить обязательства в натуре, кроме случаев, предусмотренных частью третьей статьи 193 этого Кодексу.

    Статья 195. Передача (делегирование) прав в хозяйственных обязательствах

    1. Управнений субъект хозяйственного обязательства, если другое не предусмотрен законом, может передать второй стороне, за ее согласием, надлежащие нему по закону, уставом или договором права на получение имущества от третьего лица с целью решения определенных вопросов относительно управления имуществом или делегировать права для осуществления хозяйственно-управленческих полномочий. Передачу (делегирование) таких прав может быть обусловлен определенным сроком.
    2. Акт передачи прав считается действующим со дня получения сообщение об этом обязанной стороной, а акт делегирования хозяйственно-управленческих полномочий другому субъекту - со дня официального опубликования этого акта.
    3. Передача (делегирование) прав тянет за собою обязанность субъекта, что получи в результате такой передачи (делегирование) дополнительные полномочия, решать соответствующее к этим полномочиям круг хозяйственных вопросов и нести ответственность за следствия решений, которые ним принимаются.

    Статья 196. Выполнение хозяйственных обязательств, в которых принимают участие несколько управнених или несколько обязанных субъектов

    1. В случае если в хозяйственном обязательстве принимают участие несколько управнених или несколько обязанных субъектов, любой с управнених субъектов имеет право требовать выполнения, а любой из обязанных субъектов должен выполнить обязательства соответственно частице этого субъекта, определенной обязательством.
    2. В случае если это предусмотрено законодательством или договором, обязательство должно выполняться солидарно. При солидарном выполнении хозяйственных обязательств применяются соответствующие положения Гражданского кодекса Украины (435-15), если другое не предусмотрен законом.

    Статья 197. Место выполнения хозяйственного обязательства

    1. Хозяйственное обязательство подлежит выполнению по месту, определенным законом, хозяйственным договором, или местом, которое определено содержанием обязательства.
    2. В случае если место выполнения обязательства не определен, обязательство должно быть выполнен:
    за обязательствами, содержанием которых есть передача прав на здание или земельный участок, другого недвижимого имущества - по местонахождению здания или земельного участка, другого недвижимого имущества;
    за денежными обязательствами - по месту расположения управленной стороны на момент возникновения обязательство, или по новому месту ее расположения при условии, которое управленная сторона своевременно сообщила о нем обязанную сторону;
    за другими обязательствами - по местонахождению постоянно действующего органа управления (местожительством) обязанной стороны, если другое не предусмотрен законом.

    3. В случае отсутствия управленной стороны, уклонение ее от принятия выполнения или другой просрочки ею выполнение обязанная сторона за денежным обязательством имеет право внести надлежащие из нее деньги или передать за обязательством ценные бумаги к депозиту нотариальной конторы, которое сообщает об этом управленную сторону. Внесение денег (ценных бумаг) к депозиту нотариальной конторы считается выполнением обязательства.

    Статья 198. Выполнение денежных обязательств

    1. Платежи за денежными обязательствами, которые возникают в хозяйственных отношениях, осуществляются в безналичной форме или денежной наличностью через учреждения банков, если другое не установлен законом.
    2. Денежные обязательства участников хозяйственных отношений должны быть выражены и подлежат оплате в гривнах. Денежные обязательства могут быть выражены в иностранной валюте лишь в случаях, если субъекты хозяйствования имеют право проводить расчеты между собою в иностранной валюте соответственно законодательству. Выполнение обязательств, выраженных в иностранной валюте, осуществляется соответственно закону.
    3. Проценты за денежными обязательствами участников хозяйственных отношений применяются в случаях, размерах и порядке, определенных законом или договором.

    Статья 199. Обеспечение выполнения хозяйственных обязательств

    1. Выполнение хозяйственных обязательств обеспечивается мероприятиями защиты прав и ответственность участников хозяйственных отношений, предусмотренными этим Кодексом и другими законами. По согласованию сторон могут применяться предусмотренные законом или такие, что нему не противоречат, виды обеспечения выполнение обязательств, которые обычно применяются в хозяйственный (деловому) оборота.
    К отношениям относительно обеспечения выполнения обязательств участников хозяйственных отношений применяются соответствующие положения Гражданского кодекса Украины (435-15).
    2. Обязательство субъектов хозяйствование, которые належат к государственному сектору экономики, могут быть обеспечены государственной гарантией в случаях и в способ, предусмотренных законом.

    Статья 200. Банковская гарантия обеспечения выполнение хозяйственных обязательств

    1. Гарантия есть специфическим средством обеспечения выполнение хозяйственных обязательств путем письменного подтверждения (гарантийного письма) банком, другим кредитным учреждением, страховой организацией (банковская гарантия) об удовлетворении требований управленої стороны в размере полной денежной суммы, указанной в письменном подтверждении, если третье лицо (обязанная сторона) не выполнит указанное в нем определенное обязательство, или настанут другие условия, предусмотренные в соответствующем подтверждении.
    2. Обязательство за банковской гарантией выполняется лишь на письменное требование управленной стороны.
    3. Гарант имеет право выдвинуть управненій стороне лишь те претензии, выдвижение которых допускается гарантийным письмом. Обязанная сторона не имеет права выдвинуть гаранту возражения, которые она могла бы выдвинуть управненій стороне, если ее договор с гарантом не содержит обязательства гаранта внести в гарантийное письмо предостережения относительно выдвижения таких возражений.
    4. К отношениям банковской гарантии в части, не урегулированное этим Кодексом, применяются соответствующие положения Гражданского кодекса Украины (435-15).

    Статья 201. Общехозяйственные (публичные) гарантии выполнения обязательств

    1. С целью нейтрализации неблагоприятных следствий от экономических преступлений законом может быть предусмотрена обязанность коммерческих банков, страхователей, акционерных обществ и других субъектов хозяйствования, которые привлекают средство или ценные бумаги граждан и юридических лиц, передавать часть своих средств для формирования единого страхового фонда публичного залога.

    Статья 202. Общие условия прекращения хозяйственных обязательств

    1. Хозяйственное обязательство прекращается: выполнением, проведенным надлежащим образом; зачислением встречного однородного требования или страхового обязательства; в случае объединения управленной и обязанной сторон в одной лице; по согласию сторон; за невозможностью выполнения и в других случаях, предусмотренных этим Кодексом или другими законами.
    2. Хозяйственное обязательство прекращается также в случае его разрыва или признание недействительным по решению суда.
    3. К отношениям относительно прекращения хозяйственных обязательств применяются соответствующие положения Гражданского кодекса Украины (435-15) с учетом особенностей, предусмотренных этим Кодексом.

    Статья 203. Прекращение хозяйственного обязательства выполнением или зачислением

    1. Хозяйственное обязательство, все условия которого выполнен надлежащим образом, прекращается, если выполнения принят управненою стороной.
    2. В случае если обязанная сторона надлежащим образом выполнила одно из двух или нескольких обязательств, относительно которых она маленькая право выбора (альтернативное обязательство), хозяйственное обязательство прекращается выполнением.
    3. Хозяйственное обязательство прекращается зачислением встречного однородного требования, срок которой наставь или срок которой не указанный или определенный моментом истребование. Для зачисления достаточно заявления одной стороны.
    4. Хозяйственное обязательство может быть прекращен зачислением страхового обязательства, если другое не вытекает из закона или содержания основного или страхового обязательства.
    5. Не допускается зачисление требований, относительно которых по заявлению второй стороны належит применить срок исковой давности и срок этот минул, а также в других случаях, предусмотренных законом.

    Статья 204. Прекращение хозяйственного обязательствапо согласию сторон ли в случае объединения его сторон в одной лице

    1. Хозяйственное обязательство может быть прекращен по согласию сторон, в частности соглашением о замене одного обязательства другим между одними и теми же сторонами, если такая замена не противоречит обязательному акту, на основании которого возникло предшествующее обязательство.
    2. Хозяйственное обязательство прекращается в случае объединения управленной и обязанной сторон в одной лице. Обязательство возникает снова, если это объединение прекращается.

    Статья 205. Прекращение хозяйственного обязательства в случае невозможности выполнение

    1. Хозяйственное обязательство прекращается невозможностью выполнения в случае возникновения обстоятельств, за которые ни одна из его сторон не отвечает, если другое не предусмотрен законом.
    2. В случае невозможности выполнение обязательство полностью или частично обязанная сторона с целью предотвращения невыгодным для сторон имущественным и іншим следствиям должна немедленно сообщить об этом управленную сторону, которая может принять необходимые меры относительно уменьшения указанных следствий. Такое сообщение не освобождает обязанную сторону от ответственности за невыполнение обязательства соответственно требованиям закона.
    3. Хозяйственное обязательство прекращается невозможностью выполнения в случае ликвидации субъекта хозяйствование, если не допускается правопреемство за этим обязательством.
    4. В случае невозможности субъекта хозяйствование через недостаточность его майна удовлетворить требования кредиторов он может быть объявлен по решению суда банкротом. Условия, порядок и следствия объявления субъектов хозяйствование банкротами устанавливаются этим Кодексом и другими законами. Ликвидация субъекта хозяйствование - банкрота есть основанием прекращения обязательств за его участия.

    Статья 206. Разрыв хозяйственного обязательства

    1. Хозяйственное обязательство может быть разорван сторонами соответственно правилам, установленных статьей 188 этого Кодекса.
    2. Государственный контракт подлежит разрыву в случае изменения или отмена государственного заказа, которым предусмотрены прекращения действия контракта, из момента, если об этом стало известно сторонам обязательства. Следствия разрыва государственного контракта для его сторон определяются соответственно закону.

    Статья 207. Недействительность хозяйственного обязательства

    1. Хозяйственное обязательство, которое не отвечает требованиям закона, или содеян с целью, которая заизвестно противоречит интересам государства и общества, или заключен участниками хозяйственных отношений с нарушением хотя бы одним из них хозяйственной компетенции (специальной правосубъектности), может быть на требование одной из сторон, или соответствующего органа государственной власти признан судом недействительным полностью или в части.
    2. Недействительной может быть признано также никчемное условие хозяйственного обязательства, которое самостоятельно или в объединении с другими условиями обязательства поднимает права и законные интересы второй стороны или третьих лиц. Никчемными признаются, вчастности, такие условия типичных договоров и договоров присоединения, которое:

    выключают или ограничивают ответственность производителя продукции, производителя работ (услуг) или вообще не возлагают на обязанную сторону определенных обязанностей;
    допускают односторонний отказ от обязательства со стороны исполнителя или одностороннее изменение исполнителем его условий;
    требуют от получателя товара (услуги) уплаты непропорционально большого размера санкций в случае отказа его от договора и не устанавливают аналогичной санкции для исполнителя.

    3. Выполнение хозяйственного обязательства, признанного судом недействительным полностью или в части, прекращается полностью или в части со дня обретения решением суда законной силы как такое, что считается недействительным из момента его возникновения. В случае если по смыслу обязательства оно может быть прекращен лишь на будущее, такое обязательство признается недействительным и прекращается на будущее.

    Статья 208. Следствия признания хозяйственного обязательства недействительным
    1. Если хозяйственное обязательство признано недействительным как такое, что содеян с целью, которая заизвестно противоречит интересам государства и общества, то при наличии намерения в обеих сторон - в случае выполнения обязательство обоими сторонами - в доход государства по решению суда взимается все полученное ними за обязательством, а в случае выполнения обязательство одной стороной со второй стороны взимается в доход государства все полученное ею, а также все надлежащее из нее первой стороне на возмещение полученного. В случае наличия намерения лишь в одной из сторон все полученное ею должно быть повернут второй стороне, а полученное последней или надлежащее ей на возмещение выполненного взимается по решению суда в доход государства.
    2. В случае признания недействительным обязательство из других подставь любая из сторон обязанная возвратить второй стороне все полученное за обязательством, а за невозможност возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость деньгами, если другие следствия недействительности обязательства не предусмотрены законом.

  • Глава 23: ПРИЗНАНИЕ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА БАНКРОТОМ

    Статья 209. Невозможность субъекта предпринимательства

    1. В случае неспособности субъекта предпринимательства после наступления установленного срока выполнить свои денежные обязательства перед другими лицами, территориальной общиной или государством иначе как через восстановление его платежеспособности этот субъект (должник) соответственно части четвертой статьи 205 этого Кодекса признается несостоятельной.
    2. Неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов иначе как через применение определенной судом ликвидационной процедуры считается банкротством.
    3. Субъектом банкротства (далее - банкротом) может быть лишь субъект предпринимательской деятельности. Не могут быть признаны банкротом казенные предприятия, а также отделенные структурные подразделы хозяйственной организации.
    4. Относительно банкротства государственных коммерческих предприятий законом предполагаются дополнительные требования и гарантии права собственности Украинского народа.

    Статья 210. Кредиторы неплатежеспособных должников

    1. Кредиторами неплатежеспособных должников есть субъекты, указанные в части первой статье 209 этого Кодекса, которые имеют подтвержденные соответственно законодательству требования к должнику относительно денежных обязательств, включая кредиторов, требования которых полностью или частично обеспеченные залогом. Правами кредиторов относительно неплатежеспособных должников пользуются также определенные законом органы взыскания налогов, собрания (обязательных платежей).
    2. В случае если до одного должника имеют денежные требования одновременно два или больше кредитора, они образовывают собрание (комитет) кредиторов соответственно требованиям закона.

    Статья 211. Мероприятия по предотвращению банкротству субъектов предпринимательства

    1. Основатели (участники) субъекта предпринимательства, собственник имущества, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, в границах своих полномочий обязанные принимать своевременные меры относительно предотвращения его банкротству.
    2. Собственники имущества государственного (коммунального) или частного предприятия, основатели (участники) субъекта предпринимательства, которое оказалось неплатежеспособным должником, кредиторы и прочие лица в границах мероприятий по предотвращению банкротству указанного субъекта могут подать нему финансовую помощь в размере, достаточном для погашения его обязательств перед кредиторами, включая обязательства относительно уплаты налогов, собрания (обязательных платежей), и восстановление платежеспособности этого субъекта (досудова санация).
    3. Представление финансовой помощи должнику предусматривает его обязанность взять на себя соответствующие обязательства перед лицами, которые подало помощь, в порядке, установленному законом.
    4. Досудова санация государственных предприятий осуществляется за счет бюджетного средства, объем которых устанавливается законом про Государственный бюджет Украины. Условия проведения досудової санации государственных предприятий за счет других источников финансирования соглашаются с органом, наделенным хозяйственной компетенцией относительно должника, в порядке, установленному Кабинетом Министров Украины.

    Статья 212. Процедуры, которые применяются к неплатежеспособному должнику

    1. В случаях, предусмотренных законом, относительно неплатежеспособного должника применяются такие процедуры:

    распоряжение имуществом должника;
    мировое соглашение;
    санация (восстановление платежеспособност) должника;
    ликвидация банкрота.

    2. Санация должника или ликвидация банкрота осуществляется с соблюдением требований антимонопольно-конкурентного законодательства.
    3. Со дня вынесения постановления о нарушении проведения в деле о банкротстве реорганизация юридического лица - должника собственником (уполномоченным ним органом), а также передача имущества должника в уставный фонд допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом.

    Статья 213. Имущественные активы неплатежеспособного должника

    1. С целью урегулирования задолженности неплатежеспособного должника в процедурах, указанных в статьи 212 этого Кодекса, используются имущественные активы, которые належат нему на основании вещевых и обязательственных прав, а также права интеллектуальной собственности.
    2. В состав ликвидационной массы включаются также имущественные активы лиц, которые отвечают за обязательствами неплатежеспособного должника соответственно закону или учредительных документов должника.

    Статья 214. Государственная политика по вопросам банкротства

    1. Государственную политику относительно предотвращение банкротству, обеспечение условий реализации процедур восстановление платежеспособности субъекта предпринимательства или признание его банкротом относительно государственных предприятий и предприятий, в уставном фонде которых частица государственной собственности превышает двадцать пять процентов, а также субъектов предпринимательства других форм собственности в случаях, предусмотренных законом, осуществляет орган государственной власти по вопросам банкротства.

    2. Орган государственной власти по вопросам банкротства оказывает содействие созданию организационных, экономических и других условий, необходимых для реализации процедур восстановления платежеспособности субъектов предпринимательства - должников или признания их банкротами. Полномочие органа государственной власти по вопросам банкротства определяются законом.
    3. Процедуры относительно неплатежеспособных должников, предусмотренные этим Кодексом, не применяются к казенным предприятиям. К государственным предприятиям, которые соответственно закону не подлежат приватизации, указанные процедуры применяются в части санации или ликвидаци лишь после исключения их в установленном порядке из перечня объектов, которые не подлежат приватизации.
    4. В случаях, предусмотренных законом, не применяются процедуры банкротства относительно коммунальных предприятий.
    5. Относительно отдельных категорий субъектов предпринимательства законом могут быть определенные особенности регулирования отношений, связанных с банкротством.
    6. Отношения, связанные с банкротством, участниками которых есть иностранные кредиторы, регулируются законодательством Украины с учетом соответствующих положений международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлен Верховной Радой Украины.

    Статья 215. Ответственность за нарушение законодательства о банкротстве

    1. В случаях, предусмотренных законом, субъект предпринимательства - должник, его основатели (участники), собственник имущества, а также другие лица несут юридическую ответственность за нарушение требований законодательства о банкротстве, в частности фиктивное банкротство, утаивание банкротства или умышленное доведение к банкротству.
    2. Фиктивным банкротством признается заизвестно неправдивое заявление субъекта предпринимательства к суду о неспособности выполнить обязательства перед кредиторами и государством. Установив факт фиктивного банкротства, то есть фактическую платежеспособность должника, суд отвечает отказом должнику в удовлетворении заявления о признании банкротом и применяет санкции, предусмотренные законом.
    3. Умышленным банкротством признается стойкая неплатежеспособность субъекта предпринимательства, вызванная целенаправленными действиями собственника имущества или должностного лица субъекта предпринимательства, если это нанесло важного материального вреда интересам государства, общества или интересам кредиторов, которые предохраняются законом.
    4. Утаивание банкротства, фиктивное банкротство или умышленное доведение к банкротству, а также неправомерные действия в процедурах неплатежеспособности, связанные с распоряжением имуществом должника, которые нанесли важный ущерб интересам кредиторов и государства, тянут за собою уголовную ответственность виновных лиц соответственно закону.


↑ Наверх