Статья 401. Определение специальной (свободной) экономической зоны
1. Специальной (свободной) экономической зоной считается часть территории Украины, на которой установлен специальный правовой режим хозяйственной деятельности, особый порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны могут вводиться льготные таможенные, налоговые, валютно-финансовые и прочие условия предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов.
2. Специальные (свободные) экономические зоны создаются с целью привлечения инвестиций и эффективного их использование, активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью увеличения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, внедрение новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшение использования естественных, материальных и трудовых ресурсов, ускорение социально-экономического развития Украины.
Статья 402. Территория и статус специальной (свободной) экономической зоны
1. Территория и статус специальной (свободной) экономической зоны, в том числе срок, на который она создается, определяются отдельным законом для каждой специальной (свободной) экономической зоны.
Статья 403. Типы специальных (свободных) экономических зон
1. На территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парк, технополіси, комплексные производственные зоны, туристично-рекреаційні, страхов, банковские и т.п.. Отдельные экономические зоны могут объединять в себе функции, присущий разным типам специальных (свободных) экономических зон, указанных в этой статье.
Статья 404. Государственные гарантии инвестиций в специальное (свободной) экономической зоне
1. На всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют инвестиции в специальной (свободной) экономической зоне, распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством об инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях. Государство гарантирует субъектам хозяйствования специальной (свободной) экономической зоны право на вывоз прибылей и инвестиций за границы данной зоны и границы Украины соответственно закону.
Статья 405. Законодательство, которое действует на территории специальной (свободной) экономической зоны
1. На территории специальной (свободной) экономической зоны действует законодательство Украины с учетом особенностей, предусмотренных этим Кодексом, законом об общих основах создания и функционирование специальных (свободных) экономических зон (2673-12), а также законом о создании конкретной специальной (свободной) экономической зоны, принятым соответственно этому Кодексу.
Статья 406. Концессионная деятельность в Украине
1. Концессия - это предоставления с целью удовлетворения общественных потребностей уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе отечественным или иностранным субъектам хозяйствования (концессионерам) права на создание (строительство) и/или управление (эксплуатацию) объектом концессии при условии взятия концессионером на себя соответствующих обязательств, имущественной ответственности и предпринимательского риска.
2. Сферы хозяйствования, в которых разрешается концессионная деятельность, объекты права государственной или коммунальной собственности, которые могут предоставляться в концессию, а также виды предпринимательской деятельности, которые не разрешается осуществлять на концессионной основе, определяются законом.
Статья 407. Основы концессионной деятельности
1. Концессионная деятельность в Украине базируется на таких основах:
- объединение государственного регулирования концессионной деятельности и осуществления ее на основании концессионного договора;
- выбор концессионеров преимущественно на конкурсной основе;
- комплексное и оплатное использование объекта концессии, участие государства, органов местного самоуправления в частичном финансировании объектов концессии социального назначения;
- взаимная выгода сторон в концессионном договоре, распределение рисков между сторонами концессионного договора;
- государственное гарантирование инвестиций концессионеров;
- стабильность условий концессионных договоров;
- обеспечение прав и законных интересов потребителей продукции (услуг), которые предоставляются концессионерами.
Статья 408. Концессионный договор
1. Концессионная деятельность осуществляется на основе концессионных договоров, которые укладываются соответственно законодательству Украины с концессионерами, в том числе иностранными инвесторами, Кабинетом Министров Украины или уполномоченным ним органом государственной власти, или определенными законом органами местного самоуправления.
2. Срок действия концессионного договора устанавливается сторонами договора в зависимости от характера и условий концессии. Этот срок не может быть меньшей десяти лет и большим пятидесяти лет.
3. Кабинет Министров Украины может утверждать типичные концессионные договоры для осуществления определенных видов концессионной деятельности.
4. Требования к концессионным договорам, порядок их заключения, а также другие вопросы правового регулирования концессионной деятельности определяются законом о концессиях (997-14), другими законами.
Статья 409. Прекращение деятельности предприятия, имущество которого передается в концессию
1. Прекращение деятельности государственного или коммунального предприятия, имущество которого передается в концессию, осуществляется путем ликвидации данного предприятия, с прекращением права хозяйственного ведения на имущество, закрепленное за этим государственным или коммунальным предприятием.
2. Условиями концессионного договора должно предполагаться максимальное использование в концессионной деятельности работы граждан Украины, в том числе уволенных в связи с ликвидацией государственного или коммунального предприятия, имущество которого передан в концессию.
Статья 410. Законодательство о концессиях
1. Отношения, связанные с концессионной деятельностью, регулируются этим Кодексом, законом о концессиях (997-14), другими нормативно-правовыми актами, принятыми соответственно них.
2. Специальными законами могут определяться особенности осуществления концессионной деятельности в отдельных сферах хозяйствования.
Статья 411. Исключительная (морская) экономическая зона Украины
1. Морские районы, извне близлежащие к территориальному морю Украины, включая районы вокруг островов, что ей належат, составляют исключительную (морскую) экономическую зону Украины.
2. Ширина исключительной (морской) экономической зоны составляет до двухсот морских миль, отсчитанных от одних и тех же исходных линий, которые и территориальное море Украины.
3. С целью обеспечения суверенных прав Украины на разыскание, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управления ними в исключительной (морской) экономической зоне государство принимает меры (включая обзор, инспекцию, арест и судебное разбирательство) относительно обеспечения соблюдения субъектами хозяйствование законодательства Украины.
4. Государство в исключительной (морской) экономической зоне Украины имеет исключительное право создавать, а также разрешать и регулировать сооружение, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений для морских научных исследований, разыскания и разработки естественных ресурсов, других экономических целей соответственно законодательству Украины.
5. Режим осуществления хозяйственной деятельности в исключительное (морской) экономической зоне устанавливается соответственно этому Кодексу законом про исключительную (морскую) экономическую зону Украины (162/95-ВР), другими законодательными актами, которые регулируют вопрос, связанные с правовым режимом исключительной (морской) экономической зоны Украины.
Статья 412. Особенности осуществления хозяйственной деятельности на государственной границе Украины
1. Хозяйственная деятельность на государственной границе Украины (судоходство, пользование водными объектами для потребностей лесосплава и прочие виды водопользования, создание гидросооружений, проведение других работ в внутренних водах Украины, пользование землей, лесами, объектами животного царства, ведение геологических разведываний и другая хозяйственная деятельность) осуществляется с учетом особенностей режима государственной границы Украины соответственно законодательству Украины и действующих международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлен Верховной Радой Украины.
2. Условия осуществления на государственной границе Украины хозяйственной деятельности определяются соответствующими органами государственной власти Украины с учетом местных условий в соответствии с требованиями закона.
3. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, соединение через государственную границу Украины на отдельных участках по решению Кабинету Министров Украины может быть временно ограничен или прекращен или установлены мероприятия карантина для людей, животных, грузов, семенного, садивного материала и другой продукции животного и растительного происхождения, которые пересекают государственную границу Украины.
Статья 413. Особенности осуществления хозяйственной деятельности в санитарно-защитных и інших охранительных зонах, на территориях и объектах, которые в особенности предохраняются
1. Хозяйственная
деятельность в санитарно-защитных, водоохранных зонах, зонах санитарной охраны и других охранительных зонах осуществляется с учетом правового режима таких зон, которая устанавливается законом.
2. Хозяйственная деятельность на территориях и объектах природно-заповедного фонда Украины, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и інших территориях и объектах, отнесенных законодательством к таких, что в особенности предохраняются, осуществляется соответственно требованиям правового режима этих территорий и объектов, установленных законом и другими законодательными актами.
3. Законом устанавливаются дополнительные требования относительно осуществления хозяйственной деятельности и социальных гарантий работающих на территориях, радиоактивно загрязненных вследствие Чернобыльской катастрофы.
Статья 414. Специальный режим хозяйствования в отдельных областях народного хозяйства
1. В случае необходимости стабилизации или ускоренного развития отдельных областей народного хозяйства по представлению Кабинета Министров Украины может устанавливаться законом специальный режим хозяйствования в этих областях.
2. В Вооруженных Силах Украины может осуществляться лишь некоммерческая (неприбыльная) хозяйственная деятельность.
3. Хозяйственная деятельность в Вооруженных Силах Украины - это специфическая деятельность военных частей, учреждений, учреждений и организаций Вооруженных Сил Украины, связанная с обеспечением их повседневной жизнедеятельности, которая предусматривает ведение подсобного хозяйства, производство продукции, выполнение работ и предоставления услуг, передачу в аренду подвижного и недвижимого воинского имущества (за исключением вооружения, боеприпасов, боевой и специальной техники) в границах и в порядке, определенных законом.
4. Отношения, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины, регулируются этим Кодексом и другими законами.
Статья 415. Особенности осуществления хозяйственной деятельности на территории приоритетного развития
1. Законом может быть определен по представлению соответствующего органа местного самоуправления в границах города, района территорию, на которой сложились неблагоприятные социально-экономические условия и на которой на основаниях и в порядке, предусмотренных законом, вводится специальный режим инвестиционной деятельности с целью создания новых рабочих мест (территорию приоритетного развития).
2. Порядок осуществления хозяйственной деятельности на территории приоритетного развития устанавливается законом.
Статья 416. Порядок осуществления хозяйственной деятельности в условиях чрезвычайного состояния, чрезвычайной экологической ситуации
1. Хозяйственная деятельность в условиях чрезвычайного состояния - особого правового режима деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, предусмотренного Конституцией Украины (254к/96-ВР), что временно допускает ограничение в осуществимые конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц и возлагает на них дополнительные обязанности, - может осуществляться с учетом ограничений и обязательств, установленных выданным соответственно Конституции Украины (254к/96-ВР) указом Президента Украины о введении чрезвычайного состояния в Украине или в отдельных его местностях.
2. Полномочие органов государственной власти и органов местного самоуправления относительно участников хозяйственных отношений, мероприятия, которые употребляются в условиях чрезвычайного состояния, а также ответственность за нарушение режима чрезвычайного состояния определяются законом о чрезвычайном состоянии (1550-14).
3. Правила этой статьи относительно осуществления хозяйственной деятельности применяются также в случае объявления отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации.
Статья 417. Порядок осуществления хозяйственной деятельности в условиях военного состояния
1. В период действия военного состояния, введенного на территории Украины или в отдельных местностях, правовой режим хозяйственной деятельности определяется на основе закона об обороне Украины (1932-12), других законодательных актов относительно обеспечения обороноспособности государства и законодательства о режиме военного состояния (1647-14).
Статья 418. Гарантии прав участников хозяйственных отношений в условиях специального режима хозяйствования
1. Внедрение специальных режимов хозяйствования, не предусмотренных этим Кодексом, которыми устанавливается ограничение прав субъектов хозяйствование, не допускается.
2. Государство гарантирует субъектам хозяйствования и другим участникам хозяйственных отношений право на обращение к суду за защитой их имущественных и других прав от незаконного ограничения в условиях любого специального режима хозяйствования, предусмотренного этим Кодексом.