Предприятие, которое является единственным крупным поставщиком товара или услуги. Монополия может повышать цены, ограничивать предложение. По своему происхождению монополии делятся на объединения в области коммерческой деятельности (картели, пули, синдикаты) и производственно-интегрированные комплексы (тресты), а также объединения предприятий, находящихся под единым финансовым контролем (концерны, корпорации). Особняком стоят т. н. естественные монополии. Они целесообразны там, где возможно снизить издержки при крупном производстве или сбыте (экономия от масштаба), что наблюдается в энерго- и газовом хозяйствах, телефонной сети; естественные монополии также возникают как результат обладания какими-либо особенными природными ресурсами или научно-техническими новшествами.
Источник: Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов А.М. Макроэкономика, 2003.