кораблекрушение, авария, происшествие в результате стихии (бури, шторма, урагана, цунами, обледенения и пр.) или иных причин, например, человеческого фактора - ошибок в расчетах при проектировании и строительстве или технической эксплуатации судов. Среди причин А.с. превалируют ошибки технической эксплуатации судов (неправильная погрузка и балластировка, нарушение правил перевозки опасных грузов, неудовлетворительная подготовка экипажа и др.), из них основная - столкновение судов (несмотря на высокое техническое оснащение новейшими радиолокационными и другими средствами обнаружения). Это объясняется бурным ростом количества судов в водах Мирового океана, резкой интенсивностью движения в морских каналах, проливах и т.д., крупными габаритами, тоннажем, общим построением судов. Капитан судна, на котором произошел А.с., обязан составить технический акт о случившемся. По результатам расследования А.с. составляется заключение, содержащее подробное описание обстоятельств, условий и причин А.с., лиц, виновных в аварийном случае, описание последствий аварийного случая с подробным перечнем повреждений и потерь. В число убытков входят: стоимость исправлений аварийных повреждений, стоимость спасательной операции (см. Договор спасания), при полной гибели судна - его балансовая стоимость (за вычетом износа). Расследование причин аварийных случаев в РФ возложено на Государственную морскую аварийно-спасательную службу (ГМАСС) Департамента морского транспорта Минтранса РФ.