согласно ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В ч.3 ст.2 КЗоТ дается перечень основных трудовых прав работника и указано, что работник имеет право на равное вознаграждение за равный труд.Эти положения Конституции и КЗоТ имеют основополагающее значение для правового регулирования оплаты труда. Равное вознаграждение за равный труд отнюдь не означает уравнительности в оплате труда. Поскольку труд разных людей различен по затратам и результатам, различна должна быть и оплата труда. Это предполагает дифференциацию оплаты труда, которая проводится как централизованными, так и, главным образом, локальными правовыми актами. Равная оплата за равный труд означает недопустимость дискриминации (но не дифференциации) в оплате труда. Применительно к оплате труда запрещение дискриминации означает недопустимость какого бы то ни было понижения размеров оплаты труда работника в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ч.2 ст.77 КЗоТ). Федеральным законом устанавливается в качестве исходной базы минимальный размер оплаты труда, обязательный для всех работодателей. Сверх минимума конкретные размеры оплаты труда работников определяются непосредственно в организациях. Для работников организаций, финансируемых из бюджета, сохраняется в известных пределах государственное регулирование размеров оплаты труда. Праву работника на вознаграждение за труд соответствует прежде всего обязанность работодателя такой труд оплатить. Кроме того, право работника обеспечивается системой гарантий выплаты заработной платы (индексация, порядок выплаты заработной платы при ликвидации организации, ограничение удержаний из заработной платы, контроль за своевременной выплатой заработной платы и др.)