На отношение сотрудника к его временной работе, безусловно, влияет продолжительность контракта. Наняв через агентство работника на пару недель, не стоит ожидать проявления чрезмерного энтузиазма: для него это просто источник дохода. Мотивация персонала делает сотрудника гораздо более заинтересованным...
На отношение сотрудника к его временной работе, безусловно, влияет продолжительность контракта. Наняв через агентство работника на пару недель, не стоит ожидать проявления чрезмерного энтузиазма: для него это просто источник дохода. Гораздо более заинтересованным в демонстрации выдающихся результатов окажется работник, нанятый по долгосрочному контракту для реализации интересного и сложного проекта.
Хайди Уоддингтон, старший консультант рекрутингового агентства Hays, согласна с тем, что самое сложное – добиться от временного персонала добросовестной работы и полной самоотдачи. «Кроме того, работодатель хочет быть уверен, что временные сотрудники, приступая к работе, точно знают, что от них требуется. Донести до них эту информацию – отдельная задача», — объясняет Уоддингтон.
При всем при этом, не все «временщики» безнадежны, многие временные сотрудники действительно заинтересованы в том, чтобы проявить себя с лучшей стороны. «В Лондоне, как и в других мировых мегаполисах, рынок труда переполнен приезжей молодежью, — говорит Пол Уилсон, региональный директор по подбору персонала консалтинговой компании Michael Page. – Они мигрируют из других городов и даже стран, намереваясь осесть здесь и начать самостоятельную жизнь. При этом они полны сил и желания проявить себя, добросовестны и крайне трудолюбивы».
Однако одних только благих намерений работника недостаточно. Пол Уилсон указывает на необходимость сформировать у временного персонала правильные ожидания и известную степень лояльности. Важно также позаботиться о его адаптации и удостовериться, что отношение ко временным сотрудникам в компании такое же, как и к их коллегам, работающим на постоянной основе.
«Это абсолютно закономерно, — соглашается Дэйв Гартенберг, HR-директор компании Microsoft, в которой числится более 400 временных сотрудников, служащих административного и IT-департаментов, отделов продаж и маркетинга, а также руководителей проектов и консультантов. – Если вы относитесь к человеку всего лишь как к дополнительной паре рук, он будет относиться к работе как к платежному чеку. Напротив, если люди будут чувствовать важность того, что они делают, они подойдут к своей работе с полной ответственностью».
С точки зрения применяемых HR-технологий, в Microsoft не проводят различий между временными и постоянными сотрудниками. «Контрактники проходят собеседование по той же схеме, что и персонал, нанимаемый на постоянной основе, а их служебные обязанности прописаны в договоре даже еще более четко, — рассказывает Гартенберг. – Кроме того, в найме персонала Microsoft сотрудничает с рекрутинговым агентством, предоставляющим временным работникам целый спектр тренингов и развивающих курсов, что благоприятно сказывается на карьерных возможностях таких работников».
Возможность профессионального роста, разумеется, является одним из возможных мотиваторов для временного персонала, но преимущество – за материальным вознаграждением. «В некоторых компаниях для временного персонала разработана система бонусов. Обычно премия составляет 5-10% от общей суммы гонорара, она выплачивается либо целиком, по истечении срока договора, либо небольшими «порциями» — ежедневно или еженедельно, — рассказывает Пол Уилсон. – В других компаниях для временного персонала «обналичивают» льготы, причитающиеся постоянным сотрудникам». Мишель Фишер, менеджер по подбору персонала компании Liverpool Victoria, считает премирование временного персонала совершенно необходимым: «Гонорар выплачивается за работу, бонус – за то, как она сделана. Это способ, которым работодатель может выразить свою признательность. Если люди действительно старались и отлично выполнили свою работу, мы не можем их не поощрить».
Грэм Пови, управляющий партнер компании Capital Incentives and Motivation, указывает на такой риск, связанный с временным персоналом, как невыполнение обязательств по контракту: «Если временному работнику в какой-то момент подвернется более выгодное предложение, мало что способно удержать его на его текущем месте работы, как это ни прискорбно. Мотивационные схемы – это способ повысить лояльность и сократить текучку кадров, но они могут быть признаны эффективными только в том случае, если мотивируют 100% временного персонала на протяжении всего срока действия контрактов».
Стандартные мотивационные схемы для временного персонала сегодня очень далеки от совершенства. Чаще всего это просто адаптация схем, разработанных для постоянного персонала. Грэм Пови считает более продуктивным подходом разработку специализированной системы мотивации, которая обеспечила бы большую вовлеченность персонала в процесс и большую заинтересованность в результате. Например, коль скоро незамедлительность получения вознаграждения за свой труд – это основное достоинство временной работы, необходимо максимально упростить административные механизмы, связанные с выплатой гонораров временным работникам. Кроме того, в розничной торговле принято поощрять временных сотрудников скидками, подарочными сертификатами и различными специальными предложениями. Гибкий график работы и гарантия трудоустройства в следующем сезоне также являются привлекательными условиями для временного персонала.
Салли Рассел, старший консультант консалтинговой компании RightCoutts, настаивает на том, что работодателю, нанимающему временных сотрудников, необходимо четко представлять себе, что ими движет. Салли не согласна, что деньги – это единственный мотив: «Многие относятся к своей временной работе не просто как к легкому заработку, но как к возможности развить те или иные навыки, заработать хорошую репутацию, обзавестись полезными связями и так далее. На собеседовании необходимо выявить эти мотиваторы и принять их во внимание при выстраивании компенсационной схемы для каждого конкретного работника».
Определенно можно сказать, что традиционный подход к найму временного персонала как к способу заполнить образовавшуюся брешь или перепоручить кому-нибудь черную работу, безнадежно устарел. «Работодатели внезапно обнаружили, что временный персонал – это не костыль, с помощью которого можно не просто компенсировать недостаток чего-либо, но и получить выгоду, — резюмирует Салли Рассел. – Правда, для полного взаимопонимания необходимо приложить еще некоторые усилия: хотя разработать мотивационные схемы и так далее. Если же в финале выяснится, что финансовый вопрос действительно ключевой – что ж, так тому и быть».
Если вы относитесь к человеку всего лишь как к дополнительной паре рук, он будет относиться к работе как к платежному чеку. Напротив, если люди будут чувствовать важность того, что они делают, они подойдут к своей работе с полной ответственностью Дэйв Гартенберг, HR-директор компании Microsoft
За последние годы система найма персонала кардинально изменилась. Сегодня компании должны более динамично реагировать на любые изменения в бизнес среде, и это, соответственно, влияет на изменения отношений между работодателем и работником.
Конкуренция на мировых рынках потребовала от компаний задуматься о привлечении временного персонала для работы, что, с вою очередь, заставило работодателей задуматься о мотивации таких сотрудников. Кажется, что основным мотивирующим фактором, особенно, в нашей стране, является материальное вознаграждение, но не все так просто. Довольно большое число работников, работающих на временной основе, заинтересованы в приобретении новых знаний и навыков, в получении столь необходимого им опыта работы в компаниях с различной корпоративной культурой, что в будущем позволит им чувствовать себя более уверенно при поиске постоянной работы.
В нашей компании работает 1500 сотрудников на постоянной основе, в
основном, это граждане России, и примерно 5000 временных работников
занято при строительстве объектов Москва-Сити на условиях субподрядного договора. Это граждане Китая, Турции, бывшей Югославии. Каждый год департамент подбора подрядчиков MiraxTenders объявляет тендер на подбор временного персонала для строительных работ на объектах компании. Главными преимуществами такого подхода можно назвать то, что мы выигрываем во времени и качестве персонала. Выбираем те организации, которые предоставляют нам наиболее выгодные условия по стоимости договора, по ответственности, по объему работ и работников.
Одно из предъявляемых требований - подтверждение квалификации работников. В определенном смысле, постоянные работники субподрядных организаций являются для нас временными работниками, мы привлекаем их централизованно, используя механизмы делового партнерства.
И мотивируем продолжением сотрудничества в случае выполнения договорных обязательств, привлечением к участию в тендерах на другие работы на наших объектах.
Будьте признательны сотрудникам за работу, которую они выполняют. Дайте понять временным сотрудникам, что они делают очень важную для вас работу.
Ведите себя по отношению к данным сотрудникам так же, как и к постоянным, старайтесь не делать различий.
Поощряйте инициативу, которую проявляют временные сотрудники, чтобы улучшить качество работы.
Если есть возможность, предоставьте соответствующее обучение временным сотрудникам, чтобы они могли выполнить свою работу более профессионально.
Четко определите круг обязанностей данных сотрудников
Давайте временным сотрудникам почувствовать, что они – часть команды и делают одно общее дело.
США – $80 млрд.
Великобритании – $37,5 млрд.
Германии – $7 млрд.