Статья 8. Участие государства, органов государственной власти, органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности
1. Государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются субъектами хозяйствования.
2. Решение органов государственной власти и органов местного самоуправления по финансовым вопросам, которые возникают в процессе формирования и контроля выполнение бюджетов всех уровней, а также из административных и других отношений управления, кроме организационно-хозяйственных, в которых орган государственной власти или орган местного самоуправления есть субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, принимаются от лица этого органа и в границах его властных полномочий.
3. Хозяйственная компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления реализуется от лица соответствующего государственного или коммунального учреждения. Непосредственное участие государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности может осуществляться лишь на основании, в границах полномочий и в способ, которые определенные Конституцией (254к/96-ВР) и законами Украины.
Статья 9. Формы реализации государством экономической политики
1. В сфере хозяйствования государство осуществляет долгосрочную (стратегическую) и текущую (тактическую) экономическую и социальную политику, направленную на реализацию и оптимальное согласование интересов субъектов хозяйствование и потребителей, разных общественных слоев и населения в целом.
2. Экономическая стратегия - избранный государством курс экономической политики, рассчитанный на продолжительную перспективу и направленный на решение крупномасштабних экономических и социальных задач, задач культурного развития, обеспечение экономической безопасности государства, сохранение и приумножение его экономического потенциала и национального богатства, повышение народного благосостояния. Экономическая стратегия включает определение приоритетных целей народного хозяйства, средств и способов их реализации, выходя с содержания объективных процессов и тенденций, которые имеют место в национальном и мировом хозяйстве, и учитывая законные интересы субъектов хозяйствование.
3. Экономическая тактика - совокупность ближайших целей, задач, средств и способов их достижения для реализации стратегического курса экономической политики в конкретных условиях, которые складываются в текущем периоде развития народного хозяйства.
4. Правовое закрепление экономической политики осуществляется путем определения основ внутренней и внешней политики, в прогнозах и программах экономического и социального развития Украины и отдельных его регионов, программах деятельности Кабинета Министров Украины, целевых программах экономического, научно-технического и социального развития, а также соответствующих законодательных актах.
Статья 10. Основные направления экономической политики государства
1. Основными направлениями экономической политики, которые определяются государством, есть:
- структурно-отраслевая политика, направленная на осуществление государством прогрессивных изменений в структуре народного хозяйства, усовершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, стимулирование развития областей, которые определяют научно-технический прогресс, обеспечивают конкурентоспособность отечественной продукции и возрастания уровня жизнь население. Составными этой политики есть промышленные, аграрная, строительная и прочие сферы экономической политики, относительно которых государство осуществляет относительно самостоятельный комплекс мероприятий стимулирующего влияния;
- инвестиционная политика, направленная на создание субъектам хозяйствования необходимых условий для привлечения и концентрации средств на потребности расширенного воспроизведения основных средств производства, преимущественно в областях, развитие которых определены как приоритеты структурно-отраслевой политики, а также обеспечение эффективного и ответственного использования этого средства и осуществления контроля за ним;
- амортизационная политика, направленная на создание субъектам хозяйствования наиболее благоприятных и равноценных условий обеспечение процесса простого воспроизведения основных производственных и непроизводственных фондов преимущественно на качественно новой технико-технологической основе;
- политика институционных преобразований, направленная на формирование рациональной многоукладной экономической системы путем трансформирования отношений собственности, осуществление разгосударствления экономики, приватизации и национализаци производственных фондов, обеспечение на собственной основе развития разных форм собственности и хозяйствование, эквивалентности отношений обмена между субъектами хозяйствования, государственную поддержку и защиту всех форм эффективного хозяйствования и ликвидацию любых противозаконных экономических структур;
- ценовая политика, направленная на регулирование государством отношений обмена между субъектами рынка с целью обеспечения эквивалентности в процессе реализации национального продукта, соблюдение необходимой паритетности цен между областями и видами хозяйственной деятельности, а также обеспечение стабильности оптовых и розничных цен;
- антимонопольно-конкурентна политика, направленная на создание оптимальной конкурентной среды деятельности субъектов хозяйствование, обеспечение их взаимодействия на условиях недопущения проявлений дискриминации одних субъектов другими, прежде всего в сфере монопольного ценообразования и за счет снижения качества продукции, услуг, содействие возрастанию эффективной социально ориентированной экономики;
- бюджетная политика, направленная на оптимизацию и рационализацию формирования доходов и использование государственных финансовых ресурсов, повышение эффективности государственных инвестиций в народное хозяйство, согласование общегосударственных и местных интересов в сфере міжбюджетних отношений, регулирование государственного долга и обеспечения социальной справедливости при перераспределении национального дохода;
- налоговая политика, направленная на обеспечение экономически обгрунтованого налоговой погрузки на субъектов хозяйствования, стимулирование общественно необходимой экономической деятельности субъектов, а также соблюдение принципа социальной справедливости и конституционных гарантий прав граждан при налогообложении их доходов;
- денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение народного хозяйства экономически необходимым объемом денежной массы, достижение эффективного наличного оборота, привлечение средств субъектов хозяйствование и население к банковской системе, стимулирование использования кредитных ресурсов на потребности функционирования и развития экономики;
- валютная политика, направленная на установление и поддержание паритетного курса национальной валюты относительно иностранных валют, стимулирование возрастания государственных валютных резервов и их эффективное использование;
- внешнеэкономическая политика, направленная на регулирование государством отношений субъектов хозяйствование с иностранными субъектами хозяйствования и защита национального рынка и отечественного товаропроизводителя.
2. Государство осуществляет экологическую политику, которая обеспечивает рациональное использование и полноценное воспроизведение естественных ресурсов, создание безопасных условий жизнедеятельности население.
3. В социально-экономической сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального обеспечения.
Статья 11. Прогнозирование и планирование экономического и социального развития
1. Осуществление государством экономической стратегии и тактики в сфере хозяйствования направляется на создание экономических, организационных и правовых условий, за которые субъекты хозяйствования учитывают в своей деятельности показатели прогнозных и программных документов экономического и социального развития.
2. Законом определяются принципы государственного прогнозирования и разработки программ экономического и социального развития Украины, система прогнозных и программных документов, требования к их содержанию, а также общий порядок разработки, утверждение и выполнение прогнозных и программных документов экономического и социального развития, полномочие и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления в этих вопросах.
3. Основными формами государственного планирования хозяйственной деятельности есть Государственная программа экономического и социального развития Украины, Государственный бюджет Украины, а также другие государственные программы по вопросам экономического и социального развития, порядок разработки, задача и реализация которых определяются законом о государственных программах.
4. Органы власти Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления соответственно Конституции Украины (254к/96-ВР) разрабатывают и утверждают программы социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц и осуществляют планирование экономического и социального развития этих единиц.
5. Субъектам хозяйствования, которые не учитывают общественные интересы, отображенные в программных документах экономического и социального развития, не могут предоставляться предусмотренные законом льготы и преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности.
Статья 12. Средства государственного регулирования хозяйственной деятельности
1. Государство для реализации экономической политики, выполнение целевых экономических и других программ и программ экономического и социального развития применяет разнообразные средства и механизмы регулирования хозяйственной деятельности.
2. Основными средствами регулирующего влияния государства на деятельность субъектов хозяйствование есть:
- государственный заказ, государственная задача;
- лицензирование, патентование и квотирование;
- сертификация и стандартизация;
- применение нормативов и лимитов;
- регулирование цен и тарифов;
- предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот;
- предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.
3. Условия, объемы, сферы и порядок применения отдельных видов средств государственного регулирования хозяйственной деятельности определяются этим Кодексом, другими законодательными актами, а также программами экономического и социального развития. Установление и отмена льгот и преимуществ в хозяйственной деятельности отдельных категорий субъектов хозяйствование осуществляются соответственно этому Кодексу и других законов.
4. Ограничение относительно осуществления предпринимательской деятельности, а также перечень видов деятельности, в которых запрещается предпринимательство, устанавливаются Конституцией Украины (254к/96-ВР) и законом.
Статья 13. Государственный заказ, государственный задачи
1. Государственный заказ есть средством государственного регулирования экономики путем формирования на договорной (контрактной) основе состава и объемов продукции (работ, услуг), необходимой для государственных потребностей, размещение государственных контрактов на поставку (закупку) этой продукции (выполнение работ, предоставление услуг) среди субъектов хозяйствования, независимо от их формы собственности.
2. Государственный контракт - это договор, заключенный государственным заказчиком от лица государства с субъектом хозяйствования - исполнителем государственного заказа, в котором определяются экономические и правовые обязательства сторон и регулируются их хозяйственные отношения.
3. Поставки продукции для государственных потребностей обеспечиваются за счет средства Государственного бюджета Украины и других источников финансирование, которое привлекаются для этого, в порядке, определенному законом.
4. В случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими законами, Кабинет Министров Украины, другие органы исполнительной власти могут устанавливать государственные задачи, которые есть обязательными для субъектов хозяйствования.
5. Основы и общий порядок формирования государственного заказа на поставку (закупку) продукции, выполнение работ, предоставление услуг для удовлетворения государственных потребностей определяются законом.
6. Особенности отношений, которые возникают в связи с поставками (закупкой) для государственных потребностей сельскохозяйственной продукции, продовольствия, вооружения и воинской техники, а также других специально определенных (специфических) товаров, регулируются соответственно закону.
Статья 14. Лицензирование, патентование и квотирование в хозяйственной деятельности
1. Лицензирование, патентование определенных видов хозяйственной деятельности и квотирования есть средствами государственного регулирования в сфере хозяйствования, направленными на обеспечение единой государственной политики в этой сфере и защита экономических и социальных интересов государства, общества и отдельных потребителей.
2. Правовые основы лицензирования, патентование определенных видов хозяйственной деятельности и квотирования определяются исходя из конституционного права любого на осуществление предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, а также принципов хозяйствования, установленных в статьи 6 этого Кодекса.
3. Лицензия - документ государственного образца, который удостоверяет право субъекта хозяйствования-лицензиата на проведение указанного в нем вида хозяйственной деятельности на протяжении определенного срока при условии выполнения лицензионных условий. Отношения, связанные с лицензированием определенных видов хозяйственной деятельности, регулируются законом.
4. В сферах, связанных с торговлей за денежные средства (денежную наличность, чеки, а равно с использованием других форм расчетов и платежных карточек на территории Украины), обменом наличных валютных ценностей (в том числе операции с наличными платежными средствами, выраженными в иностранной валюте, и с платежными карточками), в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, других сферах, определенных законом, может осуществляться патентование предпринимательской деятельности субъектов хозяйствование.
Торговый патент - это государственное свидетельство, которое удостоверяет право субъекта хозяйствование заниматься определенными видами предпринимательской деятельности в течение установленного срока. Специальный торговый патент - это государственное свидетельство, которое удостоверяет право субъекта хозяйствование на особый порядок налогообложения соответственно закону. Порядок патентования определенных видов предпринимательской деятельности устанавливается законом.
5. В необходимых случаях государство применяет квотирование, устанавливая предельный объем (квоты) производства или оборота определенных товаров и услуг. Порядок квотирования производства и/или оборота (включая экспорт и импорт), а также распределения квот устанавливается Кабинетом Министров Украины соответственно закону.
Статья 15. Стандартизация и сертификация в сфере хозяйствования
1. В сфере хозяйствования применяются:
- государственные стандарты Украины;
- кодексы упроченной практики;
- классификаторы;
- технические условия;
- международные, региональные и национальные стандарты других стран (применяются в Украине соответственно действующим международным договорам Украины).
2. Применение стандартов ли их отдельных положений есть обязательным для:
- субъектов хозяйствования, если на стандарты есть ссылка в нормативно-правовых актах;
- участников соглашения (контракта) относительно разработки, изготовление или снабжение продукции, если в ней (нем) есть ссылка на определенные стандарты;
- производителя или поставщика продукции, если он составил декларацию о соответствии продукции определенным стандартам ли применил обозначения этих стандартов в ее маркировании;
- производителя или поставщика, если его продукцию сертифіковано относительно требований стандартов.
3. В случае изготовления продукции на экспорт, если соглашением (контрактом) определены другие требования, чем те, что установлен нормативно-правовыми актами Украины, разрешается применение положений соглашения (контракта), если они не противоречат законодательству Украины в части требований к процессу изготовления продукции, ее сохранение и транспортирование на территории Украины.
4. С целью предотвращение предоставлению услуг и реализации продукции, опасных для жизни, здоровье и имущества граждан и окружающая среда, содействие потребителю в выборе продукции, создание условий для участия субъектов хозяйствование в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле осуществляется сертификация, то есть подтверждение соответствия качества продукции и услуг требованиям стандартов.
5. Виды и порядок сертификации продукции и услуг устанавливаются законом.
Статья 16. Дотации и прочие средства государственной поддержки субъектов хозяйствование
1. Государство может предоставлять дотации субъектам хозяйствование: на поддержку производства жизненно важных продуктов питание, на производство жизненно важных врачебных препаратов и средств реабилитации инвалидов, на импортные закупки отдельных товаров, услуги транспорту, которые обеспечивают социально важные перевозки, а также субъектам хозяйствования, которые оказались в критической социально-экономической или экологической ситуации, с целью финансирования капитальных вложений на равные, необходимому для поддержания их деятельности, на цели технического развития, которые дают значительный экономический эффект, а также в других случаях, предусмотренных законом.
2. Государство может осуществлять компенсации или доплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям за сельскохозяйственную продукцию, которая реализуется ними государству.
3. Основания и порядок применения средств государственной поддержки субъектов хозяйствование определяются законом.
Статья 17. Налоги в механизме государственного регулирования хозяйственной деятельности
1. Система налогообложения в Украине, налоги и сборы устанавливаются исключительно законами Украины. Система налогообложения строится за принципами экономической целесообразности, социальной справедливости, объединение интересов общества, государства, территориальных общин, субъектов хозяйствования и граждан.
2. С целью решения важнейших экономических и социальных задач государства законы, которыми регулируется налогообложение субъектов хозяйствование, должны предусматривать:
- оптимальное объединение фискальной и стимулирующей функций налогообложения;
- стабильность (неизменность) на протяжении нескольких лет общих правил налогообложения;
- устранение двойного налогообложения;
- согласованность с налоговыми системами других стран.
3. Ставки налогов имеют нормативный характер и не могут устанавливаться индивидуально для отдельного субъекта хозяйствования.
4. Система налогообложения в Украине должна предусматривать предельные размеры налогов и собрания, которые могут справляться из субъектов хозяйствования. При этом налоги и прочие обязательные платежи, которые соответственно закону включаются в цену товаров (работ, услуг) или относятся на их себестоимость, платятся субъектами хозяйствования независимо от результатов их хозяйственной деятельности.
Статья 18. Ограничение монополизма и содействие состязательности в сфере хозяйствования
1. Государство осуществляет антимонопольно-конкурентну политику и оказывает содействие развитию состязательности в сфере хозяйствования на основе общегосударственных программ, которые утверждаются Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины.
2. Государственная политика в сфере экономической конкуренции, ограничение монополизма в хозяйственной деятельности и защите субъектов хозяйствование и потребителей от недобросовестной конкуренции осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
3. Органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам запрещается принимать акты и совершаться действия, которые отстраняют конкуренцию или необгрунтовано оказывают содействие отдельным конкурентам в предпринимательской деятельности, вводят ли ограничения на рынке, не предусмотренное законодательством. Законом могут быть установленные исключения из этого правила с целью обеспечения национальной безопасности, обороны или других общеобщественных интересов.
4. Правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования определяются этим Кодексом и другими законами.
Статья 19. Государственный контроль и надзор за хозяйственной деятельностью
1. Субъекты хозяйствования имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, которая не противоречит законодательству.
2. Субъекты хозяйствования подлежат государственной регистрации соответственно этому Кодексу и закона.
3. Государство осуществляет контроль и надзор за хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствование в таких сферах:
- сохранение и расходование средства и материальных ценностей субъектами хозяйственных отношений - за состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности;
- финансового, кредитного отношения, валютного регулирования и налоговых отношений - за соблюдением субъектами хозяйствования кредитных обязательств перед государством и расчетной дисциплины, соблюдением требований валютного законодательства, налоговой дисциплины;
- цен и ценообразования - по вопросам соблюдения субъектами хозяйствование государственных цен на продукцию и услуги;
- монополизму и конкуренци - по вопросам соблюдения антимонопольно-конкурентного законодательства;
- земельных отношений - за использованием и охраной земель; водных отношений и лесного хозяйства - за использованием и охраной вод и лесов, воспроизведением водных ресурсов и лесов;
- производства и работы - за безопасностью производства и работы, соблюдением законодательства о работе; за пожарной, экологической, санитарно-гигиенической безопасностью; за соблюдением стандартов, норм и правил, которыми установлены обязательные требования относительно условий осуществления хозяйственной деятельности;
- потребление - за качеством и безопасностью продукции и услуг;
- внешнеэкономической деятельности - по вопросам технологической, экономической, экологической и социальной безопасности.
4. Органы государственной власти и должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный контроль и государственный надзор за хозяйственной деятельностью, их статус и общие условия и порядок осуществления контроля и надзора определяются законами.
5. Незаконное вмешательство и препятствование хозяйственной деятельности субъектов хозяйствование со стороны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ними государственного контроля и надзора запрещаются.
6. Органы государственной власти и должностные лица обязаны осуществлять инспектирование и проверки деятельности субъектов хозяйствование беспристрастно, объективно и оперативно, придерживаясь требований законодательства, уважая права и законные интересы субъектов хозяйствование.
7. Субъект хозяйствования имеет право на получение информации о результатах инспектирования и проверок его деятельности не позднее чем через тридцать дней после их окончания, если другое не предусмотрен законом. Действия и решение государственных органов контроля и надзора, а также их должностных лиц, которые проводило инспектирование и проверку, могут быть обжалованы субъектом хозяйствования в установленному законодательством порядке.
8. Все субъекты хозяйствования обязанные осуществлять первичный (оперативный) и бухгалтерский учет результатов своей работы, составлять статистическую информацию, а также предоставлять соответственно требованиям закона финансовую отчетность и статистическую информацию относительно своей хозяйственной деятельности, другим данные, определенные законом. Запрещается требовать от субъектов хозяйствования предоставление статистической информации и інших данных, не предусмотренных законом или с нарушением порядка, установленного законом.
Статья 20. Защита прав субъектов хозяйствования и потребителей
1. Государство обеспечивает защита прав и законных интересов субъектов хозяйствование и потребителей.
2. Каждый субъект хозяйствования и потребитель имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Права и законные интересы указанных субъектов ограждаются путем:
- признание наличия или отсутствия прав;
- признание полностью или частично недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, актов других субъектов, которые противоречат законодательству, ущемлюють права и законные интересы субъекта хозяйствование или потребителей; признание недействительными хозяйственных соглашений из оснований, предусмотренных законом;
- восстановление положения, которое существовало к нарушению прав и законных интересов субъектов хозяйствование;
- прекращение дои, что поднимают право или создают угрозу его нарушения;
- присуждение к выполнению обязанности в натуре;
- возмещение убытков;
- применение штрафных санкций;
- применение оперативно-хозяйственных санкций;
- применение административно-хозяйственных санкций;
- установление, изменения и прекращение хозяйственных правоотношений;
- другими способами, предусмотренными законом.
3. Порядок защиты прав субъектов хозяйствование и потребителей определяется этим Кодексом, другими законами.
Статья 21. Объединение предпринимателей
1. С целью содействия развития национальной экономики, его интеграции в мировое хозяйство, а также создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности в Украине могут создаваться торгово-промышленные палаты как добровольные объединения предпринимателей и организаций. Торгово-промышленная палата есть негосударственной самоуправляющейся уставной организацией, созданной на основах членства, которое имеет статус юридического лица.
2. Государство оказывает содействие торгово-промышленным палатам в выполнении ними уставных задач.
3. Порядок образования и деятельности торгово-промышленных палат устанавливается законом.
4. Субъекты хозяйствования - работодатели имеют право на объединение в организации работодателей для реализации и защиты своих прав.
5. Организации работодателей есть самоуправляющимися уставными организациями, которые получаются на основах добровольности и равноправия с целью представительства и защиты законных интересов работодателей. Организации работодателей могут объединяться у союза и прочие уставные объединения работодателей.
6. Порядок образования и основы деятельности организаций и объединений работодателей определяются законом.
Статья 22. Особенности управления хозяйственной деятельностью в государственном секторе экономики
1. Государство осуществляет управление государственным сектором экономики соответственно основам внутренней и внешней политики.
2. Субъектами хозяйствования государственного сектора экономики являются субъекты, которые действуют на основе лишь государственной собственности, а также субъекты, государственная частица в уставном фонде которых превышает пятьдесят процентов ли составляет величину, которая обеспечивает государству право решающего влияния на хозяйственную деятельность этих субъектов.
3. Полномочие субъектов управление в государственном секторе экономики - Кабинета Министров Украины, министерств, других органов власти и организаций относительно субъектов хозяйствования определяются законом.
4. Законом могут быть определенные виды хозяйственной деятельности, которую разрешается осуществлять исключительно государственным предприятиям, учреждениям и организациям.
5. Государство реализует право государственной собственности в государственном секторе экономики через систему организационно-хозяйственных полномочий соответствующих органов управления относительно субъектов хозяйствования, которые належат к этому сектору и осуществляют свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления.
6. Правовой статус отдельного субъекта хозяйствование в государственном секторе экономики определяется уполномоченными органами управления соответственно требованиям этого Кодекса и других законов. Отношения органов управления с названными субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться на договорных началах.
7. Государство применяет к субъектам хозяйствования в государственном секторе экономики все средства государственного регулирования хозяйственной деятельности, предусмотренные этим Кодексом, учитывая особенности правового статуса данных субъектов.
8. Закономустанавливаются особенности осуществления антимонопольно-конкурентної политики и развития состязательности в государственном секторе экономики, которая должны учитываться при формировании соответствующих государственных программ.
9. Процедура признания банкротом применяется относительно государственных предприятий с учетом требований, указанных в главе 23 этого Кодексу.
10. Органам управления, которые осуществляют организационно-хозяйственные полномочия относительно субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, запрещается делегировать другим субъектам полномочия относительно распоряжения государственной собственностью и полномочие относительно управления деятельностью субъектов хозяйствование, за исключением делегирования названных полномочий соответственно закону органам местного самоуправления и других случаев, предусмотренных этим Кодексом и другими законами.
Статья 23. Отношения субъектов хозяйствование с органами местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия относительно субъектов хозяйствования исключительно в границах, определенных Конституцией Украины (254к/96-ВР), законами о местном самоуправлении и других законах, которые предусматривают особенности осуществления местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе, другими законами. Органы местного самоуправления могут осуществлять относительно субъектов хозяйствования также отдельные полномочия органов исполнительной власти, предоставленные им законом.
2. Отношения органов местного самоуправления с субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться также на договорных началах.
3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в границах их полномочий, есть обязательными для выполнения всеми участниками хозяйственных отношений, которые расположенные или осуществляют свою деятельность на соответствующей территории.
4. Незаконное вмешательство органов и должностных лиц местного самоуправления в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствование запрещается. Не допускается издание правовых актов органов местного самоуправления, которыми устанавливаются не предусмотренные законом ограничения относительно оборота отдельных видов товаров (услуг) на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
5. Органы и должностные лица местного самоуправления имеют право обращаться к суду относительно признания недействительными актов предприятий, других субъектов хозяйствования, которые ограничивают права территориальных общин, полномочие органов местного самоуправления.
6. Органы, должностные и служебные лица местного самоуправления несут ответственность за свою деятельность перед субъектами хозяйствования, основания, виды и порядок которой определяются Конституцией Украины (254к/96-ВР) и законом.
7. Споры о возобновлении затронутых прав субъектов хозяйствование и возмещение причиненного им вреда вследствие решений, действий или бездеятельност органов, должностных или служебных лиц местного самоуправления при осуществлении ними своих полномочий решаются в судебном порядке.
Статья 24. Особенности управления хозяйственной деятельностью в коммунальном секторе экономики
1. Управление хозяйственной деятельностью в коммунальном секторе экономики осуществляется через систему организационно-хозяйственных полномочий территориальных общин и органов местного самоуправления относительно субъектов хозяйствования, которые належат к коммунальному сектору экономики и осуществляют свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления.
2. Правовой статус отдельного субъекта хозяйствование в коммунальном секторе экономики определяется уполномоченными органами управления соответственно требованиям этого Кодекса и других законов. Отношения органов управления между указанными субъектами в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться на договорных началах.
3. Субъектами хозяйствования коммунального сектора экономики являются субъекты, которые действуют на основе лишь коммунальной собственности, а также субъекты, в уставном фонде которых частица коммунальной собственности превышает пятьдесят процентов ли составляет величину, которая обеспечивает органам местного самоуправления право решающего влияния на хозяйственную деятельность этих субъектов.
4. Законом могут быть установленные особенности осуществления антимонопольно-конкурентної политики относительно коммунального сектора экономики, а также дополнительные требования и гарантии права собственности Украинского народа и права коммунальной собственности при реализации процедуры банкротства относительно субъектов хозяйствования коммунального сектора экономики.
5. Органы местного самоуправления несут ответственность за следствия деятельности субъектов хозяйствование, которое належат к коммунальному сектору экономики, на основаниях, в границах и порядке, определенных законом.