RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Хозяйственный кодекс Украины
  3. Глава 3: ОГРАНИЧЕНИЕ МОНОПОЛИЗМА И ЗАЩИТА СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Глава 3: ОГРАНИЧЕНИЕ МОНОПОЛИЗМА И ЗАЩИТА СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Статья 25. Конкуренция в сфере хозяйствования

1. Государство поддерживает конкуренцию как соревнования между субъектами хозяйствования, которое обеспечивает благодаря их собственным достижениям получения ними определенных экономических преимуществ, вследствие чего потребители и субъекты хозяйствования получают возможность выбора необходимого товара и при этом отдельные субъекты хозяйствования не определяют условий реализации товара на рынке.
2. Органам государственной власти и органам местного самоуправления, которые регулируют отношения в сфере хозяйствования, запрещается принимать акты или совершаться действия, которые определяют привилегированное положение субъектов хозяйствование той или другой формы собственности, или ставят в неравное положение отдельные категории субъектов хозяйствование или другим способом поднимают правила конкуренции. В случае нарушения этого требования органы государственной власти, к полномочиям которых належит контроль и надзор за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства, а также субъекты хозяйствования могут оспаривать такие акты в установленному законом порядке.
3. Уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны осуществлять анализ состояния рынка и уровня конкуренции на нем и употреблять предусмотренных законом мероприятий по упорядочению конкуренции субъектов хозяйствование.
4. Государство обеспечивает защита коммерческой тайны субъектов хозяйствование соответственно требованиям этого Кодекса и других законов.

Статья 26. Ограничение конкуренции

1. Решение или действия органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые направленные на ограничение конкуренции ли могут иметь следствием такие ограничения, признаются обгрунтованими в случаях:

  • представление помощи социального характера отдельным субъектам хозяйствования при условии, что помощь подается без дискриминации других субъектов хозяйствования;
  • представление помощи за счет государственных ресурсов с целью возмещения убытков, причиненных стихийным бедствием или другими чрезвычайными событиями, на определенных рынках товаров или услуг, перечень которых устанавливается законодательством;
  • представление помощи, в том числе создания льготных экономических условий отдельным регионам с целью компенсации социально-экономических потерь, вызванных трудной экологической ситуацией;
  • осуществление государственного регулирования, связанного с реализацией проектов общенационального значения.
2. Условия и порядок ограничения конкуренции устанавливаются законом соответственно этому Кодексу.

Статья 27. Ограничение монополизма в экономике

1. Монопольным признается доминирующее положение субъекта хозяйствование, которое дает нему возможность самостоятельно или вместе с другими субъектами ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара (работ, услуг).
2. Монопольным есть положение субъекта хозяйствование, частица которого на рынке определенного товара превышает размер, установленный законом.
3. Монопольным может быть признано также положение субъектов хозяйствование на рынке товара при наличии других условий, определенных законом.
4. В случае общественной необходимости и с целью устранения отрицательного влияния на конкуренцию органы государственной власти осуществляют относительно существующих монопольных образований мероприятия антимонопольного регулирования соответственно требованиям законодательства и мероприятия демонополизации экономики, предусмотренные соответствующими государственными программами, за исключением естественных монополий.
5. Органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается принимать акты или совершаться действия, направленные на экономическое усиление существующих субъектов монополист-хозяйствований-монополистов и образование без достаточных оснований новых монопольных образований, а также принимать решение про исключительно централизованное распределение товаров.

Статья 28. Естественные монополии

1. Состояние товарного рынка, за который удовлетворения спроса на этом рынке есть более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с важным уменьшением затрат производства на единицу продукции по мере увеличения объемов производства), а товары (услуги), которые вырабатываются субъектами хозяйствования, не могут быть заменены в потреблении другими, в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньшее зависит от изменения цен на такие товары, чем спрос на другие товары (услуги), - считается естественной монополией.
2. Субъектами естественной монополии могут быть субъекты хозяйствования любой формы собственности (монопольные образования), которые вырабатывают (реализуют) товары на рынке, который находится в состоянии естественной монополии.
3. Законом об естественных монополиях определяются сферы деятельности субъектов естественных монополий, органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие органы, которые регулируют деятельность указанных субъектов, а также другие вопросы регулирования отношений, которые возникают на товарных рынках Украины, которые находятся в состоянии естественной монополии, и на сопредельных рынках за участия субъектов естественных монополий.

Статья 29. Злоупотребление монопольным положением на рынке

1. Злоупотреблением монопольным положением считаются:
  • навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, которые не касаются предмета договора, включая навязывания товара, не нужных контрагенту;
  • ограничение или прекращение производства, а также изъятие товаров из оборота с целью создания или поддержки дефицита на рынке или установление монопольных цен;
  • другие действия, содеянные с целью создания препятствий доступу на рынок (выхода из рынка) субъектов хозяйствования;
  • установление монопольно высоких или дискриминационных цен (тарифов) на свои товары, которые приводит к нарушению прав потребителей или ограничивает права отдельных потребителей;
  • установление монопольно низких цен (тарифов) на свои товары, которые приводит к ограничению конкуренции.


Статья 30. Неправомерные соглашения между субъектами хозяйствования

1. Неправомерными соглашениями между субъектами хозяйствования признаются соглашения или согласованные действия, направленные на:
  • установление (поддержание) монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • распределение рынков по территориальному принципу, объемом реализации или закупки товаров, их ассортиментом или за колом потребителей ли за другими признаками - с целью их монополизации;
  • устранение из рынка или ограничения доступа к нему продавцов, покупателей, других субъектов хозяйствования.


Статья 31. Дискриминация субъектов хозяйствование

1. Дискриминацией субъектов хозяйствование органами власти в этом Кодексе признается:
  • запрет создания новых предприятий или других организационных форм хозяйствование в любой сфере хозяйственной деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности или производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции;
  • принуждение субъектов хозяйствование к приоритетному заключению договоров, первоочередной реализации товаров определенным потребителям или к вступлению в хозяйственные организации и прочие объединения;
  • принятие решений о централизованном распределении товаров, который приводит к монопольному положению на рынке;
  • установление запрета на реализацию товаров с одного региона Украины в другого;
  • предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, которые ставят их в привилегированное положение относительно других субъектов хозяйствования, которое приводит к монополизации рынка определенного товара;
  • ограничение прав субъектов хозяйствования относительно приобретения и реализации товаров;
  • установление запретов или ограничений относительно отдельных субъектов хозяйствования или групп предпринимателей.

2. Дискриминация субъектов хозяйствование не допускается. Законом могут быть установленные исключения из положений этой статьи с целью обеспечения национальной безопасности, обороны, общеобщественных интересов.

Статья 32. Недобросовестная конкуренция

1. Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия в конкуренции, которые противоречат правилам, торговым и іншим честным обычаям в предпринимательской деятельности.
2. Недобросовестной конкуренцией есть неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствование, создание препятствий субъектам хозяйствование в процессе конкуренции и достижение неправомерных преимуществ в конкуренции, неправомерное собирание, разглашение и использование коммерческой тайны, а также другие действия, которые квалифицируются соответственно части первой этой статьи.
3. Недобросовестная конкуренция тянет за собою юридическую ответственность лиц, если их действия имеют отрицательное влияние на конкуренцию на территории Украины, независимо от того, где содеяны такие действия.

Статья 33. Неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствование

1. Неправомерным использованием деловой репутации субъекта хозяйствование признаются: неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки; неправомерное использование товара другого производителя; копирование внешнего вида изделия другого производителя; сравнительная реклама.
2. Неправомерным есть использование без разрешения уполномоченного на то лица чужого имени, коммерческого наименования, торговой марки, других обозначений, а также надлежащих другому лицу рекламных материалов и т.п., что может привести к смешиванию с деятельностью другого субъекта хозяйствования, которое имеет приоритет на их использование.
3. Использование в коммерческом наименовании собственного имени гражданина есть правомерным, если к собственному имени прибавляется любой отличительный элемент, который выключает смешивания с деятельностью другого субъекта хозяйствования.
4. Неправомерным использованием товара другого производителя есть введение в хозяйственный оборот под своим обозначением товара другого производителя путем изменений или снятие обозначений производителя без разрешения уполномоченного на то лица.
5. Копированием внешнего вида изделия есть воспроизведение внешнего вида изделия другого субъекта хозяйствование и введение его в хозяйственный оборот без однозначного указания производителя копии, которая может привести к смешиванию с деятельностью другого субъекта хозяйствования. Не признается неправомерным копирование внешнего вида изделия или его частей, если такое копирование обусловлено исключительно их функциональным применением.
6. Действие части пятой этой статьи не распространяется на изделия, которые имеют охрану как объекты права интеллектуальной собственности.
7. Сравнительной есть реклама, которая содержит сравнение с товарами (роботами, услугами) ли деятельностью другого субъекта хозяйствования. Не признается неправомерным сравнение в рекламе в случаях, предусмотренных законом.

Статья 34. Создание препятствий субъектам хозяйствование в процессе конкуренции

1. Препятствиями в процессе конкуренции считаются: дискредитация субъекта хозяйствование, навязывание потребителям принудительного ассортимента товаров (работ, услуг), преклонение к бойкоту субъекта хозяйствование или дискриминации покупателя (заказчика), или к разрыву договора с конкурентом, подкуп работника поставщика или покупателя (заказчика).
2. Дискредитацией субъекта хозяйствование есть распространение в любой форме неправдивых, неточных или неполных сведений, связанных с лицом или деятельностью субъекта хозяйствование, которые нанесло или могли нанести ущерб деловой репутации субъекта хозяйствование.
3. Куплей-продажей товаров, выполнением работ, предоставлением услуг с принудительным ассортиментом есть купля-продажа одних товаров, выполнение работ, предоставление услуг при условии купли-продажи других товаров, выполнение работ, предоставление услуг, не нужных потребителю или контрагенту.
4. Преклонением к бойкоту субъекта хозяйствование считается побуждение конкурентом другого лица, непосредственно или через посредника, к отказу от установления договорных отношений с этим субъектом хозяйствования.
5. Преклонением поставщика к дискриминации покупателя есть побуждение, непосредственно или через посредника, к предоставлению поставщиком конкуренту покупателя определенных преимуществ без достаточных на это оснований.
6. Преклонением субъекта хозяйствование к разрыву договора с конкурентом другого субъекта хозяйствования есть содеянное из корыстных мотивов или в интересах третьих лиц побуждение субъекта хозяйствование - участника договора к невыполнению или выполнения ненадлежащим чином договорных обязательств перед этим конкурентом путем предоставления или предложения субъекту хозяйствование - участнику договора, непосредственно или через посредника, материального вознаграждения, компенсации или других преимуществ.
7. Подкуп работника поставщика - это предоставления или предложение нему конкурентом покупателя (заказчика), непосредственно или через посредника, материальных ценностей, имущественных или неимущественных благ за ненадлежащее выполнение или невыполнение работником поставщика служебных обязанностей, которые вытекают с заключенного или связанные с заключением между поставщиком и покупателем договора поставки товаров, выполнение работ, предоставление услуг, что привело или могло привести к получению конкурентом покупателя (заказчика) определенных преимуществ перед покупателем (заказчиком).
8. К работнику поставщика приравнивается и другое лицо, которое в соответствии с своими полномочиями принимает решение от лица поставщика о поставке товара, выполнение работ, предоставление услуг, влияет на принятие такого решения или каким-то чином связанная с ним.
9. Подкуп работника покупателя (заказчика) - это предоставления или предложение нему конкурентом поставщика, непосредственно или через посредника, материальных ценностей, имущественных или неимущественных благ за ненадлежащее выполнение или невыполнение работником покупателя (заказчика) служебных обязанностей, которые вытекают с заключенного или связанные с заключением между поставщиком и покупателем договора поставки товаров, выполнение работ, предоставление услуг, что привело или могло привести к получению конкурентом поставщика определенных преимуществ перед поставщиком.
10. К работнику покупателя (заказчика) приравнивается и другое лицо, которое в соответствии с своими полномочиями принимает решение от имени покупателя (заказчика) о приобретении товара, выполнение работ, предоставление услуг, влияет на принятие такого решения или каким-то чином связанная с ним.

Статья 35. Достижение неправомерных преимуществ в конкуренции

1. Достижением неправомерных преимуществ в конкуренции есть получение определенных преимуществ относительно другого субъекта хозяйствования путем нарушения законодательства, которое подтвержденное решением соответствующего органа государственной власти.

Статья 36. Неправомерное собирание, разглашение и использование сведений, которое есть коммерческой тайной

1. Ведомости, связанные с производством, технологией, управлением, финансовой и другой деятельностью субъекта хозяйствование, которое не является государственной тайной, разглашение которых может нанести ущерб интересам субъекта хозяйствование, могут быть признаны его коммерческой тайной. Состав и объем сведений, которые составляют коммерческую тайну, способ их защиты определяются субъектом хозяйствования соответственно закону.
2. Неправомерным собиранием сведений, которые составляют коммерческую тайну, считается добывание противоправным способом указанных сведений, если это нанесло ли могло нанести ущерб субъекту хозяйствование.
3. Разглашением коммерческой тайны есть ознакомление другого лица без согласия лица, уполномоченной на то, с сведениями, которые соответственно закону составляют коммерческую тайну, лицом, какой эти сведения были доверены в установленном порядке или стали известные в связи с выполнением служебных обязанностей, если это нанесло ли могло нанести ущерб субъекту хозяйствование.
4. Преклонением к разглашению коммерческой тайны есть побуждение лица, которому были доверены в установленном порядке или стали известные в связи с выполнением служебных обязанностей сведения, которое соответственно закону составляют коммерческую тайну, к раскрытию этих сведений, если это нанесло ли могло нанести ущерб субъекту хозяйствование.
5. Неправомерным использованием коммерческой тайны есть внедрение в производство или учет во время планирования или осуществление предпринимательской деятельности без разрешения уполномоченного на то лица неправомерно добытых сведений, которые составляют соответственно закону коммерческую тайну.
6. За неправомерное собирание, разглашение или использование сведений, которое есть коммерческой тайной, виновные лица несут ответственность, установленную законом.

Статья 37. Ответственность за недобросовестную конкуренцию

1. Совершение действий, определенных как недобросовестная конкуренция, тянет за собою ответственность субъекта хозяйствование в соответствии с этим Кодексом или административную, гражданскую или уголовную ответственность виновных лиц в случаях, предусмотренных законом.

Статья 38. Правила профессиональной этики в конкуренции

1. Субъекты хозяйствования за содействие заинтересованных организаций могут разрабатывать правила профессиональной этики в конкуренции для соответствующих сфер хозяйственной деятельности, а также для определенных областей экономики. Правила профессиональной этики в конкуренции соглашаются с Антимонопольным комитетом Украины.
2. Правила профессиональной этики в конкуренции могут использоваться при заключении договоров, разработке учредительных и других документов субъектов хозяйствование.

Статья 39. Защита прав потребителей

1. Потребители, которые находятся на территории Украины, во время приобретения, заказ или использование товаров (работ, услуг) с целью удовлетворения своих потребностей имеют право на:
  • государственная защита своих прав;
  • гарантированный уровень потребления;
  • надлежащее качество товаров (работ, услуг);
  • безопасность товаров (работ, услуг);
  • необходимую, доступную и достоверную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров (работ, услуг);
  • возмещение убытков, причиненных товарами (роботами, услугами) ненадлежащего качества, а также вреда, причиненной опасными для жизни и здоровья людей товарами (роботами, услугами), в случаях, предусмотренных законом;
  • обращение к суду и других уполномоченных органов власти за защитой затронутых прав или законных интересов.
С целью защиты своих прав и законных интересов граждане могут объединяться на добровольной основе в общественные организации потребителей (объединение потребителей).
2. Государство обеспечивает гражданам защиту их интересов как потребителей, предоставляет возможность свободного выбора товаров (работ, услуг), обретение знаний и квалификации, необходимых для принятия самостоятельных решений во время приобретения и использование товаров (работ, услуг) соответственно их потребностям, и гарантирует приобретение или получение другими законными способами товаров (работ, услуг) в объемах, которые обеспечивают уровень потребления, достаточный для поддержания здоровья и жизнедеятельности.
3. Права потребителей, механизм реализации защиты этих прав и отношения между потребителями товаров (работ, услуг) и производителями (исполнителями, продавцами) регулируются законом о защите прав потребителей и другими законодательными актами.
4. Если действующим международным договором, согласие на обязательность которого предоставлен Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем те, что есть в законодательстве Украины о защите прав потребителей, то применяются правил международного договора.

Статья 40. Государственный контроль за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства

1. Государственный контроль за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства, защита интересов предпринимателей и потребителей от его нарушений осуществляются Антимонопольным комитетом Украины соответственно его полномочиям, определенных законом.
2. С целью предотвращения монопольному положению отдельных субъектов хозяйствование на рынке создания, реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствование, приобретение их активов, частиц (акций, паев) хозяйственных обществ, а также образование объединений предприятий или преобразования органов власти в указанные объединения в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляются при условии получения согласия на это Антимонопольного комитета Украины. Основания для предоставления согласия на концентрацию субъектов хозяйствование определяются законом.
3. В случае если субъекты хозяйствования злоупотребляют монопольным положением на рынке, Антимонопольный комитет Украины имеет право принять решение о принудительном делении монопольных образований. Срок выполнения такого решения не может быть меньшей шести месяцев.
4. Принудительное деление не применяется в случае:
  • невозможности организационного или территориального обособления предприятий или структурных подразделов;
  • наличия тесной технологической связи предприятий, структурных подразделов, если частица внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции предприятия (объединение и т.п.) составляет меньшее тридцати процентов.
5. Реорганизация монопольного образования, которое подлежит принудительному делению, осуществляется на усмотрение субъекта хозяйствование при условии устранения монопольного положения этого образования на рынке.
6. Антимонопольный комитет Украины и его территориальные отделения в установленному законом порядке рассматривают дела о недобросовестной конкуренции и прочие дела относительно нарушения антимонопольно-конкурентного законодательства, предусмотренные законом.
7. Решение Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений могут быть обжалованы к суду. Убытки, причиненные незаконными решениями Антимонопольного комитета Украины или его территориальных отделений, возмещаются из Государственного бюджета Украины за иском заинтересованных лиц в порядке, определенному законом.

Статья 41. Антимонопольно-конкурентне законодательство

1. Законодательство, которое регулирует отношения, которые возникают в связи с недобросовестной конкуренцией, ограничением и предупреждением монополизма в хозяйственной деятельности, состоит из этого Кодекса, закона об Антимонопольном комитете Украины (3659-12), других законодательных актов.
2. Положение этой главы Кодекса не распространяются на отношения, в которых принимают участие субъекты хозяйствования и прочие участники хозяйственных отношений, если результат их деятельности проявляется лишь за пределами Украины, если другое не предусмотрен действующим международным договором, согласие на обязательность которого предоставлен Верховной Радой Украины.
3. Законом могут быть определенные особенности регулирования отношений, связанных с недобросовестной конкуренцией и монополизмом на финансовых рынках и рынках ценных бумаг.


Ищете работу?

Ищете персонал?

↑ Наверх