RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Информационные материалы
  3. Законодательство и право
  4. Хозяйственный кодекс Украины

Хозяйственный кодекс Украины

  • Глава 24: ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Статья 216. Хозяйственно-правовая ответственность участников хозяйственных отношений

    1. Участники хозяйственных отношений несут хозяйственно-правовую ответственность за правонарушение в сфере хозяйствования путем применения к правонарушителям хозяйственных санкций на основаниях и в порядке, предусмотренных этим Кодексом, другими законами и договором.
    2. Применение хозяйственных санкций должно гарантировать защиту прав и законных интересов граждан, организаций и государства, в том числе возмещения убытков участникам хозяйственных отношений, причиненных вследствие правонарушения, и обеспечивать правопорядок в сфере хозяйствования.
    3. Хозяйственно-правовая ответственность базируется на принципах, в соответствии с которыми:

    потерпевшая сторона имеет право на возмещение убытков независимо от того, есть ли предостережение об этом в договоре; предусмотренная законом ответственность производителя (продавца) за недоброкачественность продукции применяется также независимо от того, есть ли предостережение об этом в договоре;
    уплата штрафных санкций за нарушение обязательства, а также возмещение убытков не освобождают правонарушителя без согласия второй стороны от выполнения принятых обязательств в натуре;
    в хозяйственном договоре недопустимые предостережения относительно исключения или ограничения ответственности производителя (продавца) продукции.

    Статья 217. Хозяйственные санкции как правовое средство ответственности в сфере хозяйствования

    1. Хозяйственными санкциями признаются меры воздействия на правонарушителя в сфере хозяйствования, в результате применения которых для него наступают неблагоприятные экономические и/или правовые следствия.
    2. В сфере хозяйствования применяются такие виды хозяйственных санкций: возмещение убытков; штрафные санкции; оперативно-хозяйственные санкции.
    3. Кроме указанных в части второй этой статьи хозяйственных санкций, к субъектам хозяйствования за нарушение ними правил осуществления хозяйственной деятельности применяются административно-хозяйственные санкции.
    4. Хозяйственные санкции применяются в установленному законом порядке за инициативой участников хозяйственных отношений, а административно-хозяйственные санкции - уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

    Статья 218. Основания хозяйственно-правовой ответственности
    1. Основанием хозяйственно-правовой ответственности участника хозяйственных отношений есть содеянное ним правонарушение в сфере хозяйствования.
    2. Участник хозяйственных отношений отвечает за невыполнение или ненадлежащее выполнение хозяйственного обязательства или нарушения правил осуществление хозяйственной деятельности, если не докажет, что ним употреблен всех зависимых от него мер по недопущению хозяйственного правонарушения. В случае если другое не предусмотрен законом или договором, субъект хозяйствования за нарушение хозяйственного обязательства несет хозяйственно-правовую ответственность, если не докажет, что надлежащее выполнение обязательства оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств при данных условиях осуществления хозяйственной деятельности. Не считаются такими обстоятельствами, вчастности, нарушения обязательств контрагентами правонарушителя, отсутствие на рынке нужных для выполнения обязательства товаров, отсутствие у должника необходимого средства.

    Статья 219. Границы хозяйственно-правовой ответственности.

    Уменьшение размера и освобождение от ответственности

    1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение хозяйственных обязательств или нарушения правил осуществление хозяйственной деятельности правонарушитель отвечает надлежащим нему на правах собственности или закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом, если другое не предусмотрен этим Кодексом и другими законами.
    2. Основатели субъекта хозяйствование не отвечают за обязательствами этого субъекта, кроме случаев, предусмотренных законом или учредительными документами о создании данного субъекта.
    3. Если правонарушению оказывали содействие неправомерные действия (бездеятельность) второй стороны обязательства, суд имеет право уменьшить размер ответственности или освободить ответчика от ответственности.
    4. Стороны обязательства могут предусмотреть определенные обстоятельства, которые через чрезвычайный характер этих обстоятельств есть основанием для увольнения их от хозяйственной ответственности в случае нарушения обязательство через данные обстоятельства, а также порядок засвидетельствования факта возникновение таких обстоятельств.

    Статья 220. Просрочка должника

    1. Должник, который просрочил выполнения хозяйственного обязательства, отвечает перед кредитором (кредиторами) за убытки, причиненные просрочкой, и за невозможность выполнения, которая случайно возникшая после просрочки.
    2. Если вследствие просрочки должника выполнение утратило интерес для кредитора, он имеет право отказаться от принятия выполнения и требовать возмещения убытков.
    3. Должник не считается таким, что просрочил выполнения обязательства, пока оно не может быть выполнен вследствие просрочки кредитора.

    Статья 221. Просрочка кредитора
    1. Кредитор считается таким, что просрочил выполнения хозяйственного обязательства, если он отказался принять надлежащее выполнение, предложенное должником, или не выполнил действий, которые предусмотренные законом, другими правовыми актами, или вытекают из содержания обязательства, к совершению которых должник не мог выполнить своего обязательства перед кредитором.
    2. Просрочка кредитора дает должнику право на возмещение причиненных просрочкой убытков, если кредитор не докажет, что просрочки не вызван преднамеренно или из-за неосторожности его самого или тех лиц, на которые по закону или поручением кредитора было положено принятие выполнения. После окончания просрочки кредитора должник отвечает за выполнение на общих основаниях.
    3. В случае если кредитор не выполнил действий, указанных в части первой этой статьи, по согласованию сторон допускается отсрочка выполнения на срок просрочки кредитора.

    Статья 222. Досудовий порядок реализации хозяйственно-правовой ответственности

    1. Участники хозяйственных отношений, которые нарушили имущественные права или законные интересы других субъектов, обязанные возобновить их, не ждя предъявления им претензии или обращение к суду.
    2. В случае необходимости возмещение убытков или применение других санкций субъект хозяйствования или другое юридическое лицо - участник хозяйственных отношений, чьи права или законные интересы затронут, с целью непосредственного урегулирования спора с нарушителем этих прав или интересов имеет право обратиться к нему с письменной претензией, если другое не установлен законом.
    3. В претензии отмечаются:

    полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и лица (лиц), какой претензия предъявляется;
    дата предъявления и номер претензии;
    обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
    доказательства, которые подтверждают эти обстоятельства;
    требования заявителя с ссылкой на нормативные акты;
    сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
    платежные реквизиты заявителя претензии;
    перечень документов, которые прибавляются к претензии.

    4. Документы, которые подтверждают требования заявителя, прибавляются в оригиналах или надлежащим образом заверенных копиях. Документы, которые являются у второй стороны, могут не прибавляться к претензии.
    5. Претензия подписывается полномочным лицом заявителя претензии или его представителем и присылается адресату рекомендованным или ценным письмом или вручается адресату под расписку.
    6. Претензия подлежит рассмотрению в месячный срок со дня ее получения, если другой срок не установлен этим Кодексом или другими законодательными актами. Обгрунтовані требования заявителя получатель претензии обязанный удовлетворить.
    7. При рассмотрении претензии стороны в случае необходимости должны сверить расчеты, провести экспертизу или совершить другие действия для обеспечения досудового урегулирования спора.
    8. О результатах рассмотрения претензии заявитель должен быть сообщен письменно. Ответ на претензию подписывается полномочным лицом или представителем получателя претензии и присылается заявителю рекомендованным или ценным письмом или вручается нему под расписку.
    9. В случае нарушения установленных сроков рассмотрения претензии или оставление ее без ответа суд при решении хозяйственного спора взимает в доход государства из виновного лица штраф в размере, установленном законом.

    Статья 223. Сроки реализации хозяйственно-правовой ответственности

    1. При реализации в судебном порядке ответственности за правонарушение в сфере хозяйствования применяются общий и сокращенные сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Украины (435-15), если другие сроки не установлены этим Кодексом.
    2. Сроки применения административно-хозяйственных санкций к субъектам хозяйствования устанавливаются этим Кодексом.

  • Глава 25: ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

    Статья 224. Возмещение убытков

    1. Участник хозяйственных отношений, который нарушил хозяйственное обязательство или установленные требования относительно осуществления хозяйственной деятельности, должен возместить причиненные этим убытки субъекту, права или законные интересы которого затронут.
    2. Под убытками понимаются затраты, сделанные управненою стороной, потеря или повреждение ее имущества, а также не полученные ею доходы, которые управленная сторона получила бы в случае надлежащего выполнения обязательства или соблюдение правил осуществление хозяйственной деятельности второй стороной.

    Статья 225. Состав и размер возмещения убытков

    1. В состав убытков, которые подлежат возмещению лицом, которое допустило хозяйственное правонарушение, включаются:
    стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества, определенная соответственно требованиям законодательства;
    дополнительные затраты (штрафные санкции, уплаченные другим субъектам, стоимость дополнительных работ, дополнительно израсходованных материалов и т.п.), понесенные стороной, которая понесла урон вследствие нарушения обязательства второй стороной;
    неполученная прибыль (утраченная выгода), на который сторона, которая понесла урон, маленькая право рассчитывать в случае надлежащего выполнения обязательства второй стороной;
    материальная компенсация морального вреда в случаях, предусмотренному законом.

    2. Законом относительно отдельных видов хозяйственных обязательств может быть установлена ограниченная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств.
    3. При определении размера убытков, если другое не предусмотрен законом или договором, учитываются цены, которые существовали по месту выполнения обязательство на день удовлетворения должником в добровольном порядке требования стороны, которое понесло урон, а в случае если требование не удовлетворенно в добровольном порядке, - на день представления в суд соответствующего иска о взыскании убытков.
    4. Исходя из конкретных обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены на день вынесения решение суда.
    5. Стороны хозяйственного обязательства имеют право по взаимному согласию заранее определить согласованный размер убытков, которые подлежат возмещению, в твердой сумме или в виде процентных ставок в зависимости от объема невыполнения обязательство или сроков нарушение обязательство сторонами. Не допускается согласование между сторонами обязательства относительно ограничения их ответственности, если размер ответственности для определенного вида обязательств определенный законом.
    6. Кабинетом Министров Украины могут утверждаться методики определения размера возмещение убытков в сфере хозяйствования.
    7. Состав убытков, которые подлежат возмещению в внутрихозяйственных отношениях, определяется соответствующими субъектами хозяйствования - хозяйственными организациями с учетом специфики их деятельности.

    Статья 226. Условия и порядок возмещения убытков

    1. Участник хозяйственных отношений, который совершил хозяйственное правонарушение, обязанный принять необходимые меры относительно предотвращение убытков в хозяйственной сфере других участников хозяйственных отношений или относительно уменьшения их размера, а в случае если убытков причинен другим субъектам, - обязанный возместить на требование этих субъектов убытки в добровольном порядке в полном объеме, если законом или договором сторон не предусмотрены возмещения убытков в другом объеме.
    2. Сторона, которая нарушила свое обязательство или наверное знает, что нарушит его при наступлении срока выполнение, должна безотлагательно сообщить об этом другу сторону. В противоположном случае эта сторона лишается прав ссылаться на неприменение второй стороной мероприятий по предотвращению убытков и требовать соответствующего уменьшения размера убытков.
    3. Сторона хозяйственного обязательства лишается права на возмещение убытков в случае если она была своевременно предупреждена второй стороной о возможном невыполнении ею обязательство и могла предотвратить возникновению убытков своими действиями, но не сделала єтого, кроме случаев, если законом или договором не предусмотрен другое.
    4. Не подлежат возмещению убытки, причиненные правомерным отказом обязанной стороны от дальнейшего выполнения обязательства.
    5. В случае невыполнения обязательство о передаче ей индивидуально определенной вещи (вещей, определенных родительными признаками) управленная сторона имеет право требовать отнятия этой вещи (вещей) у обязанной стороны или требовать возмещения последней убытков.
    6. В случае невыполнения обязательство выполнить определенную работу (предоставить услугу) управленная сторона имеет право выполнить эту работу самостоятельно или поручить ее выполнение (предоставление услуги) третьим лицам, если другое не предусмотрен законом или обязательством, и требовать возмещения убытков, причиненным невыполнением обязательства.
    7. Возмещение убытков, причиненных ненадлежащим выполнением обязательства, не освобождает обязанную сторону от выполнения обязательства в натуре, кроме случаев, указанных в части третьей статье 193 этого Кодекса.

    Статья 227. Солидарное возмещение убытков

    1. В случае причинения убытков одновременно несколькими участниками хозяйственных отношений каждого из них обязанный возместить убытки субъекту, которому причинен убытков, соответственно требованиям статьи 196 этого Кодекса.

    Статья 228. Регрессивные требования относительно возмещения убытков

    1. Участник хозяйственных отношений, который возместил убытки, имеет право взыскать убытки из третьих лиц в порядке регресса. Государственные (коммунальные) предприятия при наличии подставь обязанные принять меры относительно взыскания в порядке регресса убытков из других субъектов хозяйствования или взыскать убытки из виновных работников предприятия соответственно требованиям законодательства о работе.

    Статья 229. Возмещение убытков в случае нарушения денежных обязательств

    1. Участник хозяйственных отношений в случае нарушения ним денежного обязательства не освобождается от ответственности за невозможностью выполнения и обязанный возместить убытки, причиненные невыполнением обязательства, а также уплатить штрафные санкции соответственно требованиям, установленных этим Кодексом и другими законами.
    2. Вычисление размера убытков осуществляется в валюте, в которой велись или должны быть проведенные расчеты между сторонами, если другое не установлен законом.
    3. В случае выдвижения требований относительно возмещения убытков в иностранной валюте кредитором должен быть указанный денежный эквивалент суммы убытков в гривнах по официальному курсу Национального банка Украины на день выдвижения требований.

  • Глава 26: ШТРАФНЫЕ И ОПЕРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ САНКЦИИ

    Статья 230. Штрафные санкции

    1. Штрафными санкциями в этом Кодексе признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязанный уплатить в случае нарушения ним правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства.
    2. Субъектами права применение штрафных санкций есть участники отношений в сфере хозяйствования, указанные в статьи 2 этого Кодексу.

    Статья 231. Размер штрафных санкций

    1. Законом относительно отдельных видов обязательств может быть определенный размер штрафных санкций, изменение которого по согласованию сторон не допускается.
    2. В случае если затронуто хозяйственное обязательство, в котором хотя бы одна сторона есть субъектом хозяйствования, которое належит к государственному сектору экономики, или нарушение связано с выполнением государственного контракта, или выполнение обязательства финансируется за счет Государственного бюджета Украины ли за счет государственного кредита, штрафные санкции применяются, если другое не предусмотрен законом или договором, в таких размерах:

    за нарушение условий обязательство относительно качества (комплектност) товаров (работ, услуг) взимается штраф в размере двадцати процентов стоимости некачественных (некомплектных) товаров (работ, услуг);
    за нарушение сроков выполнение обязательство взимается пеня в размере 0,1 процента стоимости товаров (работ, услуг), из которых допущена просрочка выполнения за каждый день просрочки, а за просрочку свыше тридцати дней дополнительно взимается штраф в размере семы процентов указанной стоимости.
    3. Законом может быть определенный размер штрафных санкций также за другие нарушения отдельных видов хозяйственных обязательств, указанных в части второй этой статьи.
    4. В случае если размер штрафных санкций законом не определен, санкции применяются в размере, предусмотренном договором. При этом размер санкций может быть установлен договором в процентном отношении к суммы невыполненной части обязательства или в определенной, определенной денежной сумме, или в процентном отношении к суммы обязательства независимо от степени ее выполнения, или в кратном размере до стоимости товаров (работ, услуг).
    5. В случае недостижения согласия между сторонами относительно установления и размера штрафных санкций за нарушение обязательства спор может быть решен в судебном порядке по заявлению заинтересованной стороны соответственно требованиям этого Кодекса.
    6. Штрафные санкции за нарушение денежных обязательств устанавливаются в процентах, размер которых определяется учетной ставкой Национального банка Украины, за все время пользования чужим средством, если другой размер процентов не предусмотрен законом или договором.
    7. Размер штрафных санкций, которые применяются в внутрихозяйственных отношениях за нарушение обязательств, определяется соответствующим субъектом хозяйствования - хозяйственной организацией.

    Статья 232. Порядок применения штрафных санкций

    1. Если за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства установлены штрафные санкции, то убытки возмещаются в части, не покрытое этими санкциями.
    2. Законом или договором могут быть предусмотренные случаи, если:

    допускается взыскание только штрафных санкций;
    убытки могут быть взысканы в полной сумме свыше штрафных санкций;
    по выбору кредитора могут быть взысканы или убытки, или штрафные санкции.

    3. Требование относительно уплаты штрафных санкций за хозяйственное правонарушение может заявить участник хозяйственных отношений, права или законные интересы которого затронут, а в случаях, предусмотренных законом, - уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией.
    4. Проценты за неправомерное пользование чужим средством справляются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом или договором не установлен для начисления процентов другой срок.
    5. За денежным обязательством должник не должен платить проценты за время просрочки кредитора.
    6. Начисление штрафных санкций за просрочку выполнения обязательство, если другое не установлено законом или договором, прекращается через шесть месяцев от дня, если обязательство должно быть выполнено.
    7. В случаях, предусмотренных законом, штрафные санкции за нарушение хозяйственных обязательств взимаются судом в доход государства.

    Статья 233. Уменьшение размера штрафных санкций

    1. В случае если надлежащие к уплате штрафные санкции чрезмерно большие сравнительно с убытками кредитора, суд имеет право уменьшить размер санкций. При этом должно быть взят к вниманию: степень выполнения обязательство должником; имущественное состояние сторон, которые принимают участие в обязательстве; не только имущественные, но и другие интересы сторон, которые заслуживают внимания.
    2. Если нарушение обязательства не нанесло убытков другим участникам хозяйственных отношений, суд может с учетом интересов должника уменьшить размер надлежащих к уплате штрафных санкций.

    Статья 234. Обязанность должника, который уплатил штрафные санкции, выполнить обязательства в натуре

    1. Уплата штрафных санкций за невыполнение или ненадлежащее выполнение хозяйственного обязательства не освобождает должника от выполнения обязательства в натуре, кроме случаев, предусмотренных в части третьей статье 193 этого Кодекса.

    Статья 235. Оперативно-хозяйственные санкции

    1. За нарушение хозяйственных обязательств к субъектам хозяйствования и других участников хозяйственных отношений могут применяться оперативно-хозяйственные санкции - мероприятия оперативного влияния на правонарушителя с целью прекращения или предупреждение повторение нарушений обязательство, которое используются самыми сторонами обязательства в одностороннем порядке.
    2. К субъекту, который нарушил хозяйственное обязательство, могут быть примененные лишь те оперативно-хозяйственные санкции, применения которых предусмотрен договором.
    3. Оперативно-хозяйственные санкции применяются независимо от вины субъекта, который нарушил хозяйственное обязательство.

    Статья 236. Виды оперативно-хозяйственных санкций

    1. В хозяйственных договорах стороны могут предусматривать использование таких видов оперативно-хозяйственных санкций:

    1) односторонний отказ от выполнения своего обязательства управненою стороной, с увольнением ее от ответственности за это - в случае нарушения обязательство второй стороной;
    отказ от оплаты за обязательством, которое выполнено ненадлежащим чином или досрочно выполнен должником без согласия второй стороны;
    отсрочка отгрузки продукции или выполнение работ вследствие просрочки выставления аккредитива плательщиком, прекращение выдачи банковских ссуд и т.п.;

    2) отказ управленной стороны обязательства от принятия дальнейшего выполнения обязательства, затронутого второй стороной, или возвращение в одностороннем порядке выполненного кредитором за обязательством (списание из счета должника в безакцептном порядке средства, уплаченных за некачественную продукцию, и т.п.);
    3) установление в одностороннем порядке на будущее дополнительных гарантий надлежащего выполнения обязательств стороной, которая нарушила обязательства: изменение порядка оплаты продукции (работ, услуг), переведение плательщика на предшествующую оплату продукции (работ, услуг) или на оплату после проверки их качества и т.п.;
    4) отказ от установления на будущее хозяйственных отношений со стороной, которая поднимает обязательство.

    2. Перечень оперативно-хозяйственных санкций, установленный в части первой этой статьи, не является исчерпывающей. Стороны могут предусмотреть в договоре также другие оперативно-хозяйственные санкции.

    Статья 237. Основания и порядок применения оперативно-хозяйственных санкций

    1. Основанием для применения оперативно-хозяйственных санкций есть факт нарушения хозяйственного обязательства второй стороной. Оперативно-хозяйственные санкции применяются стороной, которая потерпела от правонарушения, в внесудовом порядке и без предшествующего предъявления претензии нарушителю обязательство.
    2. Порядок применения сторонами конкретных оперативно-хозяйственных санкций определяется договором. В случае несогласия с применением оперативно-хозяйственной санкции заинтересованная сторона может обратиться в суд с заявлением об отмене такой санкции и возмещения убытков, причиненных ее применением.
    3. Оперативно-хозяйственные санкции могут применяться одновременно с возмещением убытков и взысканием штрафных санкций.

  • Глава 27: АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ САНКЦИИ

    Статья 238. Применение административно-хозяйственных санкций к субъектам хозяйствования

    1. За нарушение установленных законодательными актами правил осуществление хозяйственной деятельности к субъектам хозяйствования могут быть применены уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления административно-хозяйственные санкции, то есть мероприятия организационно-правового или имущественного характера, направленные на прекращение правонарушения субъекта хозяйствование и ликвидацию его последствий.
    2. Виды административно-хозяйственных санкций, условия и порядок их применения определяются этим Кодексом, другими законодательными актами. Административно-хозяйственные санкции могут быть установлены исключительно законами.

    Статья 239. Виды административно-хозяйственных санкций

    1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления соответственно своим полномочиям и в порядке, установленному законом, могут применять к субъектам хозяйствования такие административно-хозяйственные санкции:

    изъятие прибыли (дохода);
    административно-хозяйственный штраф;
    взыскание собрания (обязательных платежей);
    остановка операций за счетами субъектов хозяйствование;
    применение антидемпинговых мероприятий;
    прекращение экспортно-импортных операций;
    применение индивидуального режима лицензирования;
    остановка действия лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования определенных видов хозяйственной деятельности;
    аннулирование лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования отдельных видов хозяйственной деятельности;
    ограничение или остановка деятельности субъекта хозяйствование;
    отмена государственной регистрации и ликвидация субъекта хозяйствование;
    другие административно-хозяйственные санкции, установленные этим Кодексом и другими законами.

    Статья 240. Безвозмездное изъятие прибыли (дохода)

    1. Прибыль (доход), полученный субъектом хозяйствования вследствие нарушения установленных законодательством правил осуществления хозяйственной деятельности, а также суммы скрытого (заниженного) прибыли (дохода) ли суммы налога, неуплаченного за скрытый объект налогообложения, подлежат изъятию в доход соответствующего бюджета в порядке, установленному законом.
    Кроме того, из субъекта хозяйствования взимается в случаях и порядке, предусмотренных законом, штраф, но не более чем в двукратном размере изъятой суммы, а в случае повторного нарушения на протяжении года после применения этой санкции - в трехкратном размере изъятой суммы.

    2. Перечень нарушений, за которые к субъекту хозяйствования применяются санкции, предусмотренные этой статьей, а также порядок их применения определяются законами.

    Статья 241. Штраф как административно-хозяйственная санкция

    1. Административно-хозяйственный штраф - это денежная сумма, которая платится субъектом хозяйствования в соответствующий бюджет в случае нарушения ним установленных правил осуществления хозяйственной деятельности.
    2. Перечень нарушений, за которые из субъекта хозяйствования взимается штраф, размер и порядок его взыскания определяются законами, которые регулируют налогу и прочие отношения, в которых допущены правонарушения.
    3. Административно-хозяйственный штраф может применяться в определенных законом случаях одновременно с другими административно-хозяйственными санкциями, предусмотренными статьей 239 этого Кодекса.


    Статья 242. Взыскание собрания (обязательных платежей)

    1. В случае нарушения субъектом хозяйствование установленных правил учета или отчетности относительно уплаты собрания (обязательных платежей) или их неуплаты или неполной уплаты сумма, которое належит уплатить, взимается в соответствующий бюджет. Кроме того, из субъекта хозяйствования в определенных законом случаях может быть взыскан штраф в размере до пятидесяти процентов надлежащей к уплате суммы сбора (обязательного платежа).

    Статья 243. Остановка операций за счетами субъектов хозяйствование

    1. В случае отказа органов управление или должностных лиц субъекта хозяйствование в проведении документальной проверки ли в допуска работников налоговых органов для обследования помещений, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности, непредоставление налоговым и іншим органам ли их должностным лицам установленной законом отчетности, расчетов, деклараций или других документов, связанных с вычислением и уплатой налогов, собрания (обязательных платежей), операции этого субъекта за его счетами в учреждениях банка останавливаются.
    2. Порядок и сроки остановки операций субъектов хозяйствование за их счетами определяются законом.

    Статья 244. Применение антидемпинговых мероприятий

    1. В случае осуществления отдельными участниками хозяйственных отношений внешнеэкономической деятельности, связанной с получением незаконного преимущества на рынке Украины (осуществление демпингового импорту, субсидируемого импорта, а также других действий, которые определяются законом как недобросовестная конкуренция, которая нанесла ущерб экономике Украины или послужило причиной угрозы возникновения такого вреда, к этим участникам отношений могут быть примененные антидемпинговые, компенсационные или специальные мероприятия соответственно закону.
    2. Порядок определения размера вреда (угрозы вреда) экономике Украины и применения мероприятий, указанных в этой статье, устанавливается Кабинетом Министров Украины соответственно закону.

    Статья 245. Прекращение экспортно-импортных операций.

    Применение индивидуального режима лицензирования

    1. В случаях недобросовестной конкуренции, размещение валютных ценностей с нарушением установленного законодательством порядка на счетах и вкладах за пределами Украины, а также в других случаях, если действия участников внешнеэкономической деятельности наносят ущерб экономике Украины, экспортно-импортные операции таких субъектов хозяйствование прекращаются на условиях и в порядке, предусмотренных законом.
    2. За нарушение субъектами хозяйствование правил осуществление внешнеэкономической деятельности относительно антимонопольных мероприятий, запрета недобросовестной конкуренции и других правил, указанных в части первой этой статьи, которыми устанавливаются определенные ограничения или запреты в осуществлении внешнеэкономической деятельности, к таким субъектам может применяться индивидуальный режим лицензирования. Порядок и сроки применения индивидуального режима лицензирование устанавливаются законом.

    Статья 246. Ограничение и остановка деятельности субъекта хозяйствование

    1. Осуществление любой хозяйственной деятельности, которая угрожает жизни и здоровью людей или представляет повышенную опасность для окружающей среды, запрещается.
    2. В случае осуществления хозяйственной деятельности с нарушением экологических требований деятельность субъекта хозяйствование может быть ограничена или остановленная Кабинетом Министров Украины, Советом министров Автономной Республики Крым, а также другими уполномоченными органами в порядке, установленному законом.
    3. К предприятиям торговли, общественного питания и сферы услуг, которые неоднократно допустили реализацию недоброкачественных товаров или систематически поднимают установленные законодательством правила торговли и предоставление услуг или условия сохранения и транспортирование товаров, кроме хозяйственных и административно-хозяйственных санкций, предусмотренных этим Кодексом, могут применяться также специально предусмотренные законом о защите прав потребителей (1023-12) административно-хозяйственные санкции, включая изъятия недоброкачественных товаров и остановки деятельности указанных субъектов в установленному законом порядке.
    4. Органы государственной власти по вопросам защиты прав потребителей имеют право в случаях и порядке, предусмотренных законом, принимать обязательные решения о прекращении субъектом хозяйствования производства продукции (выполнение работ, услуг), отгрузка и реализации товаров, которые не отвечают требованиям нормативных актов.

    Статья 247. Отмена государственной регистрации субъекта хозяйствование за нарушение закона

    1. В случае осуществления субъектом хозяйствование деятельности, которая противоречит закону или учредительным документам, к нему может быть применена административно-хозяйственная санкция в виде отмены государственной регистрации этого субъекта и ее ликвидации.
    2. Отмена государственной регистрации субъекта хозяйствование ведется по решению суда, который есть основанием для ликвидации данного субъекта хозяйствование соответственно статье 59 этого Кодекса.

    Статья 248. Порядок ликвидации субъекта хозяйствование за нарушение закона

    1. Ликвидация субъекта хозяйствование в связи с отменой ее государственной регистрации за нарушение закона осуществляется в порядке, установленному статьями 60, 61 этого Кодексу.
    Статья 249. Гарантии прав субъектов хозяйствования в случае неправомерного применения к ним административно-хозяйственных санкций

    1. Субъект хозяйствования имеет право обжаловать к суду решения любого органа государственной власти или органа местного самоуправления относительно применения к нему административно-хозяйственных санкций.
    2. В случае принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, который не отвечает законодательству, и поднимает права или законные интересы субъекта хозяйствование, последний соответственно статье 20 этого Кодекса имеет право обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным.
    3. Убытки, причиненные субъекту хозяйствования в связи с неправомерным применением к нему административно-хозяйственных санкций, подлежат возмещению в порядке, установленному этим Кодексом и другими законами.

    Статья 250. Сроки применения административно-хозяйственных санкций

    1. Административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования на протяжении шести месяцев со дня выявления нарушение, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществление хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

  • Глава 28: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНО-КОНКУРЕНТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    Статья 251. Наложение штрафов за нарушение антимонопольно-конкурентного законодательства

    1. Антимонопольный комитет Украины накладывает штрафы на субъектов хозяйствования - юридических лиц за:
    совершение действий, предусмотренных статьями 29, 30 и 32 этого Кодексу, уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение решений Антимонопольного комитета Украины ли его территориальных отделений о
    прекращении нарушений антимонопольно-конкурентного законодательства, восстановление первичного состояния или изменение соглашений, которые противоречат антимонопольно-конкурентному законодательству;
    создание, реорганизацию (слияние, присоединение), ликвидацию субъектов хозяйствование, вступление одного или нескольких субъектов хозяйствования у объединения, приобретение или обретение любым другим способом в собственность, получение у управления (пользование) частиц (акций, паев) и активов (имущества) в виде целостных имущественных комплексов предприятий ли их структурных подразделов, а также в аренду целостных имущественных комплексов предприятий ли их структурных подразделов без согласия на это Антимонопольного комитета Украины ли его органов в случаях, если законом предусмотрена необходимость получения такого согласия;
    непредоставление или несвоевременное представление предусмотренной законом информации, или представление заизвестно недостоверной информации Антимонопольному комитету Украины, его территориальным отделением.

    2. Совершение действий, определенных этим Кодексом как недобросовестная конкуренция, юридическими лицами, которые не являются субъектами хозяйствования, тянет за собою наложение на них Антимонопольным комитетом Украины или его территориальными отделениями штрафа в размере, предусмотренном законом.


    Статья 252. Административная ответственность граждан-предпринимателей и должностных лиц

    1. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, а также граждане, зарегистрированные как предприниматели, несут административную ответственность согласно закону за:

    совершение действий, предусмотренных статьями 29-32 этого Кодекса;
    непредоставление или несвоевременное представление предусмотренной законом информации, или представление заизвестно недостоверной информации Антимонопольному комитету Украины, его территориальным отделением;
    уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение решений Антимонопольного комитета Украины, его территориальных отделений.

    2. Совершение действий, определенных этим Кодексом как недобросовестная конкуренция, гражданами-предпринимателями, а также совершение в интересах третьих лиц указанных действий гражданами, которые не являются предпринимателями, тянет за собою административную ответственность, предусмотренную законом.
    3. Штрафы за нарушение антимонопольно-конкурентного законодательства взимаются в судебном порядке.

    Статья 253. Изъятие незаконно полученной прибыли (дохода)

    1. Прибыль (доход), незаконно полученный субъектами предпринимательской деятельности в результате нарушения статей 29, 30 и 32 этого Кодекса, взимается по решению суда в Государственный бюджет Украины.

    Статья 254. Изъятие товаров с неправомерно использованным обозначением и копий изделий другого субъекта хозяйствования

    1. В случае установления факта неправомерного использования чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки или факта копирования изделий, предусмотренных статьей 33 этого Кодекса, заинтересованные лица могут обратиться в Антимонопольный комитет Украины, его территориальных отделений с заявлением об изъятии в судебном порядке товаров с неправомерно использованным обозначением или копий изделий другого субъекта хозяйствования как у производителя, так и у продавца.
    2. Изъятие товаров с неправомерно использованным обозначением и копий изделий другого субъекта хозяйствования применяется в случае если возможность смешивания с деятельностью другого субъекта хозяйствования не может быть устранена другим путем.
    3. Порядок использования изъятых товаров определяется Кабинетом Министров Украины.

    Статья 255. Возмещение убытков

    1. Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным положением, антиконкурентными согласованными действиями, дискриминацией субъектов хозяйствование органами государственной власти, органами местное самоуправление, а также убытки, причиненные вследствие совершение дои, определенных эт Кодексом как недобросовестная конкуренция, подлежат возмещению за исками заинтересованных лиц в порядке, установленному законом.

    Статья 256. Опровержение неправдивых, неточных или неполных сведений

    1. В случае установления факта дискредитации субъекта хозяйствование Антимонопольный комитет Украины, его территориальные отделения имеют право принять решение об опровержении за счет нарушителя распространенных ним неправдивых, неточных или неполных сведений в срок и способ, которые определенные законодательством или этим решением.

    Статья 257. Процессуальные основы рассмотрения Антимонопольным комитетом Украины и его территориальными отделениями справь о недобросовестной конкуренции

    1. Дела о нарушении антимонопольно-конкурентного законодательства рассматриваются Антимонопольным комитетом Украины, его территориальными отделениями в порядке, установленному законом.


↑ Наверх