правила,определяющие ответственность владельцев судов при перевозке грузов по коносаментам. Г.п. были разработаны Международной ассоциацией юристов и рассмотрены на конференции 1921 г. в Гааге, а затем вошли в Международную конвенцию об унификации некоторых правил о коносаментах, подписанную в 1924 г. в Брюсселе (Брюссельская конвенция 1924 г.). Г.п. определяют условия коносамента при международных перевозках с соблюдением интересов судовладельцев, грузоотправителей, грузополучателей, страховщиков. По Г.п. перевозчик обязан проявлять должную заботу о судне, грузе и экипаже. Перевозчик освобождается от ответственности за потери или убытки, явившиеся результатом действия непреодолимой силы, карантинных ограничений, военных действий, восстания, гражданских волнений, скрытых пороков груза, небрежности и упущений капитана, лоцмана и членов экипажа судна в судовождении или управлении судном, а также иных причин, если последние не вызваны недостатком должной заботы со стороны перевозчика. Поправки в Г.п. были внесены Висбийскими правилами 1968 г. и Гамбургскими правилами 1978 г. и вошли в законодательства большинства морских держав.