Рассматриваемая методика основана на построении определенных ситуаций и предложения интервьюируемому описать модель своего поведения или решения данной ситуации.
Кандидат в ситуации интервью, безусловно, старается давать так называемые социально-желательные ответы, т. е. показывает, какое поведение он считает социально правильным. Вот тут Вы и можете посмотреть, насколько данные представления соответствуют ценностям организации.
Принцип построения CASE: Вы строите ситуацию, которая позволяет проверить именно то, что Вас интересует в данный момент. Например:
Я хочу проверить, что человек считает более важным, коммерческую выгоду или порядочность и сохранение репутации. Следовательно, мне надо построить ситуационную задачу, в которой эти два интереса будут вступать в откровенный конфликт, и предложить кандидату найти решение. Примерное построение такого CASE:
Вариант 1 :
Вы получили партию крема (чипсов, лекарств и т. п.), который из-за сложностей с таможней, имеет истекающий срок хранения. Вы можете:
Выберите вариант, обоснуйте.
Вариант 2 :
Вы сотрудник консалтинговой компании. У Вас есть клиент, который очень слабо разбирается в маркетинге (Ваш консалтинг – именно в этой сфере). Ему необходимо организовать рекламную компании для вывода нового бренда. Вы предложите ему:
Выберите вариант, обоснуйте (только для тех, кто хорошо разбирается в маркетинге и принципах консалтинговой деятельности).
Условно CASES можно разделить на три большие группы:
Каждый руководитель и менеджер по персоналу заинтересован получить в руки конкретный инструмент, позволяющий определить, подходит ли потенциальный кандидат для работы в компании. Приведем несколько CASES, варианты их интерпретации и соотнесения ответов с вариантами корпоративных культур и стилей менеджмента. (см. табл. 1).
Таблица
1
Навыки продаж и понимание бизнес-процессов в этой сфере
Case |
Варианты ответов и их интерпретация |
Решение о покупке/ сотрудничестве клиент принимает на основании трех факторов: товар, сервис и личность продавца. На какой из этих факторов Вы имеете влияние? Обоснуйте |
Ответ показывает степень ответственности и понимание целостного процесса продажи. Хороший продавец имеет влияние на все три фактора |
Продайте мне ..... |
Оценка знания техники продаж: сначала надо выявить потребности клиента, а только потом делать презентацию товара |
Дайте как можно больше решений данной ситуации: клиент требует такую скидку, которую Вы не можете предоставить. |
Показывает вариативность мышления и знание специфики продаж, а также умение торговаться. Хороший продавец должен дать не менее 3-5 вариантов |
Как Вы определите при первой встрече, перспективен ли клиент? |
Хороший продавец понимает, что делать однозначные выводы о перспективности клиента нельзя. Необходимо оценивать ситуацию в ее развитии |
Как Вы будете действовать в ситуации, когда клиент предъявляет претензию по срокам поставок (они реально были нарушены), но Вы за эти сроки ответственности не несете |
Навыки переговоров и конфликтность, а также умение решать сложные ситуации. Плохо, если продавец начинает оправдываться, перекладывая вину на сотрудников других отделов. Правильная линия – выразить сожаление и обозначить для клиента пути и сроки исправления ситуации |
Каким образом Вы можете получить обратную связь от клиента? Какой путь самый достоверный? |
Умение вести переговоры. Должно быть названо не менее 3 способов, самый достоверный – наблюдение за невербальными проявлениями клиента |
Сколько визитов в день Вы можете делать? |
Умение видеть отличие разных бизнесов. Правильный ответ: «Это зависит от целей визитов и типа продаж» |
Какие данные бы Вы вводили в базу данных клиентов? |
Соответствие представлений о трейд-маркетинге специфике и требованиям Вашей компании |
Определите целевую группу для Вашего товара |
Навык определения целевой группы |
Чего клиент ожидает от Вас и вашего товара (можно оговорить определенный товар) |
Определение умения выявлять потребности клиента |
Каким образом Вы определите, о чем необходимо говорить в презентации |
Навыки проведения переговоров и умение выявлять потребности клиента |
Что важнее при общении: вербальное или невербальное восприятие? |
Навыки ведения переговоров: значимость зависит от конкретной ситуации примеры которых хороший продавце должен уметь привести |
Сформулируйте и обоснуйте структуру переговоров. |
Знание техники продаж |
Назовите как можно больше способов завершения продажи. |
Знание техники продаж |
Что важнее при продаже: говорить или слушать? |
Зависит от этапа продажи – знание техники продаж |
Запрос клиента – ответная презентация (ролевая игра) |
Реальный навык проведения продажи, при этом интервьюер должен играть роль типичного клиента |
Ответьте на возражение:... |
Реальный навык проведения продажи, при этом интервьюер должен играть роль типичного клиента |
Вы представляете фирму-производителя такого-то товара такой-то ценовой группы, такой-то стратегии продвижения. Обоснуйте критерии выбора дистрибьюторов |
Знание трейд-маркетинга и соответствие представлений кандидата специфике вашей компании |
В каких ситуациях не важна маржинальная прибыль, а важен объем продаж? |
Знание стратегического маркетинга (основ) |
В чем ключевая разница продажи дистрибьютору (посреднику) и конечному потребителю? |
Знание практики маркетинга и продажи |
Клиент говорит: «Это дорого». Почему он это говорит? Назовите как можно больше вариантов |
Креативность, умение видеть различные версии, понимание специфики бизнеса |
Выберите из списка формулировки, вредные при переговорах с клиентом, обоснуйте и замените их на позитивные:
|
Грамотная речь при переговорах, отсутствие негативизма (негативные формулировки выделены цветом) |
Основы маркетинга
|
|
Емкость рынка по вашей товарной группе (ее можно обозначить) исчерпана. Назовите как можно путей, которые могут при этом условии привести к росту объема продаж |
Оцениваем знания и практические навыки в сфере маркетинга, трейд-маркетинга и PR |
Обозначьте схему определения целевой группы потребителей такого-то товара/ дистрибьюторов такого-то товара |
|
Обозначьте схему расчета емкости рынка по такому-то товару в таком-то регионе |
|
У нас есть данные (опишите их) Интерпретируйте эти данные |
|
При продвижении линии кремов одного производителя и одного бренда один из кремов давал существенно более низкий объем продаж. Это крем двойного действия, рассчитанный на ту же целевую группу, что и другие, при этом цена и оформление упаковки аналогичны тем, что продаются гораздо лучше. Вы должны, задавая мне любые вопросы по товару и типу дистрибуции, определить в чем причина. Я буду давать правдивые ответы или говорить, что данная информация не значима для решения этой задачи |
|
Дайте основные идеи PR статьи для продвижения такого-то товара для такой-то целевой группы. Как вы определите, где имеет смысл размещать такие статьи |
|
Считаете ли вы удачным рекламный слоган «Не тормози – сникерсни!». Как вы полагаете, почему именно такой слоган используется, приведите примеры продукции, для которой подобный стиль был бы оптимален. Обоснуйте |
|
Обоснуйте, почему в рекламных роликах чистящих, моющих и подобных средств почти всегда присутствует «советчик», а в рекламе дорогой элитной продукции клиенту, как правило, предлагаю, убедиться самому |
|
Каким образом вы сможете просчитать эффективность рекламной компании так, чтобы определить именно этот параметр, а не качество работы продавцов? |
|
Назовите как можно больше способов позиционирования высокой цены как преимущества |
|
Приведите примеры искусственного формирования потребностей и обоснуйте схему подобного формирования |
|
Менеджмент, оценка персонала и управление персоналом
|
|
Определите индивидуально-личностные качества, которые необходимы сотруднику отдела продаж, и выберите инструменты для их определения |
Навык подбора персонала и расстановка приоритетов |
Опишите идеальную команду. А теперь назовите/ опишите Ваше место в ней |
Предпочтения человека по команде, знание основ менеджмента |
Представьте себе ситуацию, при которой в коллективе, которым Вы руководите, есть неформальный лидер, который однозначно пытается конкурировать с Вами за влияние. Ваши действия |
Умения строить отношения в конфликтной ситуации, умение влиять на людей, агрессивность, склонность к интригам |
Сотрудник постоянно уклоняется от ответственности, переспрашивает о том, как выполнять текущую работу, но в итоге все делает весьма исполнительно. Сотрудник работает в компании около полугода. Чем эта ситуация может быть вызвана? Ваши действия |
Стиль управления, умение проанализировать сложную ситуацию, версионность мышления, склонность к обвинению подчиненных или к решение возникшей ситуации. Знание правил мотивации и критики |
В крупной мебельной компании сложилась такая ситуация: региональный отдел продаж длительное время находился в офисе, отдельном от других отделов. Отдел большой, профессионально сильный, с очень опытным руководителем. В какой-то момент руководством всей компании было принято решение о слиянии и перемещении всех отделов в общий офис. Возник конфликт. Определите истинные и мнимые позиции сторон и предложите пути решения конфликта |
Умение решать конфликты, способность к многофакторному анализу, умение влиять на ситуацию, стиль управления, расстановка приоритетов |
Что лучше: идеальный исполнитель со средним потенциалом или «звезда» с большими амбициями и меньшей стабильностью. Обоснуйте. А кого бы Вы взяли на работу? |
Способность к анализу, соответствие или несоответствие политики компании, в которую приходит кандидат |
Расставьте приоритеты значимости данных параметров в ситуации, когда Вы берете на работу сотрудника отдела продаж:
Обоснуйте. |
Расстановка приоритетов, соответствие – не соответствие ценностям компании, в которую приходит кандидат |
Представьте себе, что к Вам в подчинение приходит человек, работавший ранее на должности, такой же, как у Вас. Чем может быть вызван такой переход и каковы будут Ваши действия? |
Склонность к анализу, версионность, склонность к обвинительной позиции, навыки практического менеджмента |
Один Ваш подчиненный по ошибке, связанной с недостаточным опытом, упустил крупную сделку. Другой аналогичную сделку заключил, при этом воспользовался предложенным поставщиком вознаграждением себе лично. В первом случае компания упустила существенную выгоду, во втором – получила значительную прибыль. Опишите Вашу реакцию и действия в первой и второй ситуации |
Честность и четкая расстановка приоритетов в отношении недопустимости сомнительных действий сотрудников. Степень жесткости при оценке ошибки, склонность и умение обучать персонал |
У сотрудника, ранее дававшего отличные результаты, резко снизилась эффективность работы, при этом формально он выполняет все свои обязанности. Чем может быть вызвана такая ситуация и Ваши действия |
Стиль и навыки менеджмента, версионность мышления, склонность к обвинительной позиции |
У Вас в подчинении работает человек, который уже несколько перерос свою позицию. Однако в силу различных объективных причин карьерного роста быть не может, а доход достаточно высокий, также есть комиссионные. Найдите пути дополнительной мотивации такого сотрудника |
Навыки мотивации, версионность мышления |
Опишите ситуации, в которых ярко выраженная установка сотрудника на командную работу и взаимодействие может оказаться вредной |
Умение видеть нестандартные решения (правильный ответ – если сотрудник один в городе или офисе) |
Опишите идеального для Вас подчиненного |
Соответствие представлений кандидата реальности компании |
В команде работает человек, который постоянно просит своих коллег о помощи и пояснениях. Что хорошего и что плохого в этой ситуации? |
Анализ, версионность, обвинительная позиция |
По аналогичной схеме Вы можете самостоятельно выстроить cases с учетом специфики других видов работ и Вашего бизнеса. |
|
Ценности и модели поведения
|
|
Перед Вами стоит важная рабочая задача. Вы считаете, что для ее решения оптимальным является план Х. Ваш руководитель говорит, чтобы Вы действовали по плану У. Но Вы считаете, что план Х лучше для пользы дела. Ваши действия |
Управляемость, умение аргументировать свою позицию |
Вы случайно узнаете, что ваш коллега (не руководитель и не подчиненный) систематически совершает нечестные поступки по отношению к компании, в которой вы работаете. Ваши действия |
Соотношение лояльность к компании (т.е. что-то предприму) с общечеловеческими ценностями (все-таки сразу «стучать» не очень порядочно) |
Вы знаете, что ваш коллега говорит о Вас плохо за глаза и это мешает вашей карьере. Ваши действия |
Конфликтность, умение решать сложные ситуации |
Вы можете моделировать любые cases, создавая ситуацию противоречия различных интересов и ценностей человека – компании, человека – других людей и т.п. |
Еще одним видом cases можно считать задания, требующие найти выход из заданных проблемных ситуаций. Такие задания не рассчитаны на определение конкретных навыков и подходят для всех кандидатов, от которых мы ожидаем проявлений стрессоустойчивости, креативности, умения разными путями достигать цели, высокой ответственности за достижение результата, а также умения работать в условиях жесткого ограничения времени. (1-2 минуты), причем имеет смысл постоянно торопить кандидата, говорить «еще...» или «дальше»:
Робочі зустрічі не завжди минають ефективно, бажані результати залежать від низки факторів. Чому так відбувається і як цьому запобігти, — читайте в статті.
Насправді це серйозна проблема багатьох людей, тобто вміння працювати з власною агресією. З’ясуємо разом з Jobs.ua, як правильно працювати з агресією і знайти їй краще застосування, аніж ображати одне одного в соцмережах.
Змінюватися в кращий бік, безперечно, варто. Та чи треба прив’язуватися до конкретної дати — Нового року, понеділка, першого числа? Спробуємо розібратися в цій статті.
В наш час недостатньо просто йти в ногу з часом. Потрібні інновації, щоб досягати успіху в бізнесі чи кар’єрі. А щоб створювати інновації, потрібні люди з інноваційним мисленням. Простіше кажучи, лідери. Розбираємося, як «прокачати» силу людських зв’язків у 2025 році, бо це справжній каталізатор майбутніх здобутків.
Опанування технік саморегуляції, пошук власних ресурсів для відновлення енергії стають справжнім викликом сьогодення. Розвиток таких навичок є критично важливим скілом для підтримки ментального здоров’я. Ми підібрали для вас дієві поради, як підтримати працівників під час кризи.