Вы можете рассчитывать, что наниматель уделит вашему резюме от 30 секунд до нескольких минут, прежде, чем решит, рассматривать его, отложить в резерв или удалить из почты. Удачное резюме может стать поводом для интервью, т.е. личной встречи с работодателем или его представителем, но еще не гарантирует получение работы. Ваша цель при составлении резюме - добиться, чтобы читатель захотел встретиться с Вами лично. Если внимание привлечь не удалось - значит, резюме не сработало.
Хорошее резюме - одно из самых эффективных средств поиска работы и поэтому при его подготовке надо знать как читают и как оценивают подобные потенциальные наниматели или консультанты по персоналу.
Во-первых
Существуют обязательные разделы резюме, без которых оно считается не полным: личные данные, основное и дополнительное образование, опыт работы и уровень квалификации, специальные навыки, а также Вашу цену, как специалиста, в прямом и переносном смысле.
Таким образом, указанные разделы могут составлять основную структуру резюме. Если к этому добавить Ваши цели, интересы и контактную информацию, получится как раз то, что надо.
Во-вторых
Чтобы повысить свои шансы на успех, при подготовке резюме постарайтесь придерживаться основных принципов:
Информативность резюме. Постарайтесь дать в резюме достаточно информации для того, чтобы читатель мог определить уровень квалификации и масштабность Вашего профессионального опыта. Однако учтите, что объем текста, посвященного описанию профессионального опыта, не должен превышать 2-х страниц, а это значит, что лучше сосредоточить свое внимание на последних 10-ти годах профессиональной деятельности или на последних 5-ти рабочих местах. Если Ваш опыт более обширный, укажите в комментариях, что можете выслать более полный вариант резюме по требованию.
Информацию для резюме следует тщательно отбирать и включать описание именно тех аспектов Вашего опыта, которые значимы для позиции или должности, на которую Вы претендуете.
Краткость. Не стоит перегружать резюме деталями, фактами и подробностями, которые не относятся к делу. Однако, излишняя лаконичность также не прибавит веса Вашему резюме. Например, описания трудового опыта фразой: "С 1990 по 2000 годы работал в коммерческих структурах", скорее всего, будет недостаточно. Хорошо спланированное резюме со сжатым и хорошо организованным текстом не должно превышать трех страниц. Достоверность. Включая те или иные сведения о себе, позаботьтесь о том, чтобы при необходимости Вы смогли подтвердить их документально или соответствующими примерами
В-третьих
Выберите стиль и тип резюме, который более всего подходит для конкретного случая. Стандартные типы резюме, которые на сегодняшнем рынке труда используют: хронологическое, функциональное или комбинация этих двух форматов.
В хронологическом резюме последовательно показан опыт работы, с самой актуальной информацией в начале. Указаны организации и должности, где вы работали, достаточно подробно описаны обязанности и достижения. Такое резюме легко читается, поскольку на первом плане находятся названия компаний и должности, что позволяет легко проследить развитие вашей карьеры. Хронологический тип резюме обладает несомненным преимуществом в том случае, когда организации, в которых вам приходилось работать или занимаемые должности могут произвести впечатление на потенциального работодателя, Вы остаетесь работать в той же сфере бизнеса или когда Ваш опыт работы показывает карьерный рост.
В функциональном резюме на первый план выдвигаются навыки и достижения в работе, образовании или общественной деятельности. Основное внимание в таком резюме уделяется вашему потенциалу, а недостаток опыта и возможные промежутки в работе завуалированы. Такой тип резюме имеет преимущества, если Вы хотите подчеркнуть способности, не используемые в недавнем опыте работы; интересы и личные качества, необходимые для работы; сосредоточиться больше на способностях, чем на небольшом опыте работы; показать свое участие во временных или консультативных проектах и опыт деятельности в различных сферах.
Комбинированное резюме объединяет лучшие элементы хронологического и функционального резюме. В нем хронологически представлены опыт работы, образование и специальные навыки, а также включены Ваши достижения в разных областях. Этот тип резюме является наиболее предпочтительным в наших условиях.
Последовательность разделов может быть произвольной и соответствовать тому, что является наиболее важным работодателю и вашим целям. Образование можно вынести в начало, если это является обязательным квалификационным требованием к должности или Вашим наиболее важным достижением (например, Вы - недавний выпускник с небольшим опытом работы). В ситуации, где Вы хотите подчеркнуть соответствующий опыт, или когда требуются кандидаты для работы, например, в сфере продаж или по связям с общественностью на первый план можно выдвинуть раздел "Опыт работы".
В-четвертых
Разделы, которые Вы хотите включить в Ваше резюме, должны отвечать на следующие вопросы:
* Кто Вы и как с Вами можно связаться ?
* Что Вы хотите делать?
* Где Вы учились?
* Что Вы можете делать и что сделали?
* Чего Вы достигли и как были признаны?
* Дополнительная информация которую работодатели хотят знать о Вас?
Итак, Ваше новое резюме, возможно, будет состоять из следующих разделов:
Цель. Это не обязательный, но желательный раздел, краткое описание того, на получение какой должности и почему Вы претендуете.
Лучше всего создавать отдельное адаптированное резюме для каждого конкретного конкурса на позицию, которая Вас заинтересовала, однако в тех случаях, когда Вы просто делаете рассылку по фирмам или рекрутинговым компаниям, необходимо очень хорошо продумать свои цели и изложить их определенно и понятно. Смысл формулировки целей состоит в том, чтобы сообщить о вашей квалификации и карьерных устремлениях.
Как НЕ надо писать в разделе «Цель»: "Хочу найти наилучшее применение своих знаний и опыта, получить перспективную, интересную, стабильно и высокооплачиваемую работу в крупной мультинациональной или отечественной компании, с целью увеличения благосостояния, развития и роста фирмы, а также своего профессионального роста, где я смогу реализовать свой творческий потенциал, получить моральное и материальное удовлетворение. Хочу иметь возможность развиваться как специалист и творческая личность в организации"...
Можно допустить, конечно, что такая цель - тайное желание каждого человека, и поэтому не оригинальна. К тому же, такая формулировка цели сильно сужает поле деятельности для консультантов по персоналу, а прямых работодателей может смутить и заставит отказаться от услуг данного специалиста.
Личные данные. В нашей стране будет вполне уместно указать фамилию, имя и отчество, используя жирный шрифт.
Укажите также возраст, дату и место рождения, семейный статус и наличие детей. Гражданство имеет смысл указывать в том случае, если Вы гражданин другого государства, пол - если это непонятно из Вашего имени. Национальность и сведения о родителях можно вообще опустить. Укажите постоянный и временный адрес (включая почтовый индекс), хотя бы один телефонный номер (включая код города) и время, когда с Вами можно связаться. Отметьте, какой из телефонных номеров домашний, а какой - служебный. Можно также указать адрес личной электронной почты.
Чего НЕ надо размещать в разделе «Личные данные»: Не стоит размещать в резюме фото, сделанные с мобильного телефона, на корпоративных праздниках, на море и т.д. Подготовьте качественное фото, сделанное в деловой обстановке.
Образование. В этот раздел необходимо включить итоговую информация о вашем образовании (в хронологическом порядке): даты начала, завершения времени обучения, название и местоположение учебных заведений, факультет, полученную специальность и степень. Можно также отметить особые академические достижения. Этот раздел можно использовать, чтобы дополнить вашу цель, выдвинув на первый план специальные навыки и знания, которые Вы приобрели на важных спецкурсах. Вы можете также внести в список дополнительное образование и профессиональные тренинги.
Чего НЕ надо писать в разделе «Образование»: Не обязательно указывать каждый курс или семинар, который Вы когда-либо посетили, особенно, если тема семинара не актуальна или семинар состоялся давно.
Опыт работы. Это основной раздел. Лучше составлять его в обратном хронологическом порядке (сначала указывается последнее место работы). Укажите даты начала, окончания и период времени работы, название организации (возможно сферу деятельности), должности (их может быть несколько, если Ваша карьера была успешной), и кратко опишите производственные обязанности и достижения (и поощрения, если они имеются). Уделите больше внимания описанию Ваших обязанностей, ответственности и достижений, чем описанию размера и специфике организации, хотя это также важно для нанимателей. Постарайтесь называть вещи своими именами и не путать обязанности с рабочими операциями, которые Вы выполняли, например, "отправка факсов клиентам и партнерам". Описываете навыки и достижения, используя термины Вашей профессии.
Чего НЕ надо писать в разделе «Опыт работы»: Не рекомендуется давать любую ложную информацию о местах работы, занимаемой должности, периоде работы в компании, достижениях. Именно эта информация тщательно проверяется рекрутерами. Если ложь будет раскрыта, ваше резюме может попасть в базу данных не благонадежных специалистов.
Дополнительная информация. Мы рассмотрели обязательные разделы резюме, однако каждому из нас есть, что добавить к основному содержанию. Это могут быть дополнительные разделы (не обязательно все), которые несут важную информацию и выделят Вас из общего конкурса: владение иностранными языками и компьютером, наличие загранпаспорта, водительских прав, специальных навыков, интересов и увлечений.
Знание языков. Обязательно укажите Ваш родной язык, иностранные языки и возможность их использования в категориях "профессионально", "свободно", "технический", "свободное чтение и перевод". Не указывайте те иностранные языки, в которых у Вас "базовые знания" и Вы сможете на них "читать и переводить со словарем".
Работа с компьютером. Нет необходимости перечислять все программное обеспечение, которое Вы когда-либо запускали, достаточно указать Ваш уровень в категориях "профессионал. . . пользователь" и основные программы, которыми Вы действительно владеете.
Специальные навыки. Укажите другие Ваши навыки, интересы, умения и опыт, необходимые в работе. Например, здесь можно указать о навыке и скорости набора текстов или о наличии водительских прав и опыта вождения.
Интересы и увлечения. Зарубежные консультанты советуют упоминать только те занятия, которые прямо или косвенно связаны с Вашей будущей работой, поскольку часто не относящаяся к делу информация может послужить основанием для преждевременного отрицательного решения, однако мы считаем, что этот раздел может быть хорошей темой для начала беседы со стороны нанимателя.
Рекомендации. В нашей стране уже начал формироваться институт официальных рекомендаций, поэтому будет вполне уместным указать на возможность их предоставления.
Чего НЕ надо писать в разделе «Рекомендации»: Старайтесь предоставить контакты специалиста, который действительно может оценить Вашу квалификацию описать Ваши деловые качества, привести примеры Ваших профессиональных достижений.
Психологическая самооценка. Очень спорный вопрос. Наверное, надо учитывать социокультурные различия работодателей.
Чего НЕ стоит писать в разделе «Деловые качества»: Самооценки типа "интеллектуал, креативный, самомотивирован, ориентирован на группу, много и усердно работаю" нравятся иностранцам, однако у нас они выглядят шаблонно и не всегда уместны, поскольку воспринимаются как необоснованное бахвальство (особенно если перечисляются психологически несовместимые качества).
Несколько вариантов резюме.
Имеет смысл составить несколько различных вариантов резюме, но как минимум два варианта - короткий, для рассылки, и полный, для интервью, должны быть обязательно. Для первого короткого резюме на одну страницу, которое Вы будете отправлять по факсу или лично подавать в отдел персонала, этой информации будет вполне достаточно.
В полном варианте Вы можете шире осветить вышеперечисленные разделы, а также включить всю остальную дополнительную информацию о себе: членство в профессиональных или общественных организациях, воинскую службу и звание, формы допуска, состояние здоровья, публикации, патенты и изобретения, дипломы, награды и спортивные достижения, перечислить все свои зарубежные поездки, а также приложить копии всех документов и рекомендаций.
Чего НЕ стоит делать: Не рассылайте резюме на должности не совместимые по содержанию. Активно работающий рекрутер, ведущий базу данных, легко вычислит Вашу всесторонность и предпочтет не встречаться с кандидатом слишком много профильным, отдавая предпочтение узкому специалисту.
www.profexpert.com.ua
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?