У каждого преподавателя свои, иногда кардинально противоположные, требования к студентам. Но это ни в коем случае не должно поколебать вашу уверенность в себе. Мало того, уверенность сию можно серьезно укрепить, загодя адаптировавшись к учебному процессу, и как следствие — без особых нервов наполнить зачетку отличным гербарием из оценок. Предлагаем небольшую честную шпаргалку.
Тип первый. Строгий
На лекциях у этого преподавателя бывает так тихо, что можно услышать, как в коридоре цокают каблучки второкурсниц, сбежавших с занятий в кафе. Если бы в аудитории летали мухи, их тоже было бы слышно. Но обычно даже мухи тушуются под грозным взглядом лектора и предпочитают тихо мирно пересидеть полтора лекционных часа в безопасном укрытии оконной рамы.
Строгий преподаватель досконально знает свой предмет, массу смежных областей знаний и требует того же от студентов. В его представлении любить изучаемую науку вовсе не обязательно: вы можете тоже не соглашаться с представителями той или иной научной школы, но от вас потребуют готовности в любое время дня и ночи аргументированно отстоять свою позицию, ссылаясь на публикации, цитаты научных трудов и результаты исследований.
Единственное, что строгий преподаватель никогда не простит студенту — пренебрежительного отношения к предмету. Если ему покажется, что вы занимаетесь спустя рукава, на экзамене вас не спасет ни знание ответов на вопросы билета, ни хорошая репутация на кафедре, ни зачетка с отличными оценками.
Шпаргалка
Чтобы произвести хорошее впечатление, нужно сесть на первой парте и стать воплощением внимательности: конспектировать, ни на что не отвлекаясь. С таким лектором можно и нужно вступать в диалог, но если он инициирован исключительно преподавателем (задан вопрос аудитории).
Если будете регулярно посещать лекции и практические занятия, проблем на экзамене быть не должно. Главное — не вздумайте списывать, лучше честно признаться, что от волнения забыли ответ на вопрос, но готовы попробовать его найти в ходе беседы.
Тип второй. Увлеченный
Таких преподавателей студенты слушают, раскрыв рты от восхищения. Увы, почти ничего не успевают законспектировать, тем более понять, но для лектора это неважно. Он с упоением рассказывает о поселениях первобытных людей и об индоевропейской языковой семье не потому что это входит в план занятия — просто ему доставляет удовольствие говорить на эту тему. Лекция — его сольное выступление, и с присутствием студентов приходится смиряться: без зрителей-то выступление не может состояться.
Лекции преподаватели этого типа читают сами, а вот скучные практические занятия и семинары оставляют на откуп аспирантам и практикантам. Правда, случаются исключения, иногда любят не только «выступать» с сольными номерами, но с удовольствием взаимодействуют с другими «актерами» в аудитории.
Шпаргалка
Увлеченный преподаватель — хороший экзаменатор. С легкостью ставит тройки даже тем, кто узнал название предмета и фамилию лектора за пять минут до экзамена. Правильную оценку может поставить только потому, что вы ему симпатичны, но рассчитывать на это особо не стоит.
У увлеченных профессоров и доцентов только один, но весьма существенный минус.
После курса их лекций в вашей голове не останется ничего, кроме массы интересных, но никак не связанных друг с другом фактов и данных. Поэтому если знание данного предмета вам важны для дальнейшего обучения, придется потрудиться самостоятельно.
Тип третий. Занудный
На лекциях студенты откровенно зевают, а на задних рядах даже подремывают. Если в расписании пара стоит первой, на нее приходят обычно лишь самые прилежные и стойкие.
Занудный — тот же увлеченный, просто предмет ему достался неинтересный. Он добросовестно убивает отведенное для лекций время, как правило, по одним и тем же не меняющимся в течение нескольких лет текстам лекций и планам занятий. Можете смело попросить у старшекурсников конспект, и до экзамена не показываться на глаза преподавателю. Высвободившееся время с гораздо большей пользой можно провести в библиотеке.
Шпаргалка
Обычно у такого список требований формальный. Постарайтесь побыстрее «отстреляться» и отправиться домой. Возможно, даже великолепное знание предмета не спасет вас, если не успеете написать реферат или законспектировать основные статьи.
Зато и требования к ответу на экзамене у такого преподавателя тоже формальные. Он не будет особо мучить вас дополнительными вопросами: постарается побыстрее провести экзамен и отправиться домой.
Тип четвертый. Оригинальный
Чаще всего преподаватели такого типа — мужчины. Им кажется, что их из года в год повторяемые шутки оригинальны и смешны, есть у них и любимая присказка, которую умудряются озвучивать не менее двадцати раз за одно занятие.
Считают себя неотразимыми покорителями юных сердец студенток. Последние вынуждены часто страдать от неуклюжих комплиментов и сомнительного рода шуточек и заигрываний.
Может быть хорошим ученым в своей области, но на лекциях и семинарах суть предмета порой просто теряется под лавиной афоризмов и острот.
Шпаргалка
Хотите оставаться на хорошем счету у такого? Придется принять правила его игры: поддерживать уверенность в неотразимости его остроумия.
Старайтесь избегать совместной работы с таким оригиналом. Нет более неудачного выбора научного руководителя или консультанта: готовьтесь, работать вам придется самостоятельно и «на ощупь».
Во время экзамена такой преподаватель ожидает пространных и многословных ответов по теме билета и не только. Иногда это помогает «выехать»: постарайтесь просто мастерски перевести тему со сложного вопроса на хорошо знакомую.
Тип пятый. Принципиальный
Едва ли не самый сложный в общении и учебном процессе. У такого всегда в запасе один или несколько постулатов, которых он незыблемо придерживается какими бы нелепыми и неуместными они ни казались.
Например, может с легкостью поставить пятерку студенту, слабо разбирающемуся в предмете, но исправно посещавшему все лекции. В то же время, отличнику, пропустившему семинар (даже по причине болезни) — никогда не поставит выше четверки. Просто потому, что принцип есть принцип.
Примеров может быть множество. Главное — разобраться в анатомии его принципов.
Шпаргалка
Расспросите старшекурсников об особенностях требований. Лучше это сделать сразу, чтобы по незнанию не совершить оплошности, которая навсегда закроет путь к хорошей оценке.
Не стоит пытаться вступать в борьбу и пытаться доказать, что правы вы. Поверьте, всегда найдется масса способов «завалить» непонравившегося студента. Несложно угадать, кто выйдет победителем в противостоянии.
Тип шестой. Правильный
С таким преподавателем работать комфортнее всего. Информация на лекциях четко структурирована: масса полезных сведений, ничего лишнего. Конспекты можно сразу издавать как учебники, даже без доработки.
Правильный преподаватель всегда четко озвучивает свои требования: к реферату, ответу на экзамене, курсовой работе. И никогда не раздражается, если задают дополнительные вопросы. Даже если информация уже упоминалась не раз.
Обычно прибегает к двум критериям: оценивает прилежание в течение года и знание предмета. Если ни с одним, ни с другим у вас проблем нет, можете смело рассчитывать на высший балл
Шпаргалка
С этим «золотым» типом нет никаких проблем, так что и особенностей в общении нет.
Это отличная кандидатура на роль научного руководителя: реальный помощник в работе над дипломом или курсовой. Обязательно укажет на все нюансы оформления, составления докладной записки и даже расскажет, как лучшее вести себя на защите, чтобы завоевать расположение комиссии.
Надеемся, наши шпаргалки помогут найти подход к каждому лектору и экзаменатору и обрести отличных союзников в учебном процессе. Да и на экзамены их брать не нужно, там вытаскивать их из-под стола будет поздно.
Анастасия АЛЕКСЕЕНКО
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.