Как искать работу креативным
25.09.2006 277 Костюм тут не поможет, да и педантичность не спасет - здесь главное таланты. Но еще надо суметь добраться до собеседования - "зацепить" своим резюме, произвести впечатление творческой личности и обладателя богатого потенциала. В общем, у творцов своя кухня. Так как же искать работу представителям творческих профессий?
Творите с начала
Распространенная ошибка большинства представителей творческих профессий - стандартный подход к поиску работы. В некоторых случаях это не так уж и страшно - сухая информация тоже не пустой звук, но чаще всего кандидатов оценивают такие же творческие люди, и их реакция не всегда предсказуема, однако ясно одно - общаться с ними надо на одном языке.
Поэтому начать поиск работы лучше всего с написания творческого резюме. Основная сложность здесь заключается в том, чтобы проявить творчество, оставаясь в рамках общепринятого изложения, ведь, как уже было сказано, неизвестно, кто будет рассматривать ваше резюме. А вдруг это будет кадровик, начисто лишенный чувства юмора и стиля?
Лучшее решение - стандартное резюме с элементами творческой подачи. Например, части, посвященные образованию и опыту, пишутся стандартно, а главки, содержащие дополнительную информацию - о навыках, о профессиональных и личностных качествах, подаются в достаточно свободном стиле - коротенький рассказ о себе и своих возможностях.
Естественно, особое значение имеет та область, которую вы представляете и в которой ищете работу. Если речь идет о визуальных работах - художник, график, дизайнер, то в вашем творческом резюме важно оформление, как минимум - шрифты.
Если предполагаемая работа связана со словом, произвольные части резюме должны демонстрировать вашу степень владения языком и оригинальность. Выдать искрометный текст в одном-двух абзацах, равно как и отразить безупречный вкус в подборе шрифтов, безусловно, сложно, но попытаться надо. Просто считайте это своим первым заданием.
Ваш выход
Вообще-то человеку творческому резюме может и вовсе не понадобиться.
В офис известного рекламного агентства пришел маленький лысоватый человек в желтой рубашке и лиловом галстуке. По галстуку порхали бабочки. "Я хочу видеть директора. По личному вопросу", - заявил гость. Ждать пришлось полдня. Пока он ожидал аудиенции, теребил галстук, грыз ногти, суетился, что-то говорил под нос.
Когда же человек зашел, наконец, в кабинет директора, то заявил: "Ну, вот и я! Теперь ваши дела пойдут еще лучше!" "Почему?" - опешил директор. "Вы возьмете меня на работу, и мы свернем Эверест. Нет, лучше откроем на нем филиал!" После десятиминутного разговора директор предложил визитеру попробовать свои силы в текущих заданиях, и вскоре смешного человека взяли на работу.
Со временем он стал креативным директором ведущего агентства, и теперь - признанная величина в мире рекламного творчества. Если бы с маленьким человеком в лиловом галстуке с бабочками говорил рекрутер, неизвестно, как бы он отреагировал на необычный вид кандидата. Кстати, у человека не было специального образования, не было работ, которые можно было показать - его резюме потерпело бы фиаско. И в данном случае сыграл свою роль прямой выход на директора.
Портфолио лучше портфеля
Творческому человеку нужно помнить - он может обойтись без делового костюма, без дорогих часов и мобильного телефона, без начищенных ботинок и портфеля, но вот портфолио ему жизненно необходимо. Хорошее портфолио - собрание удачных работ - заменяет любые резюме и сногсшибательные рассказы.
Однако не у всех творческая карьера складывается настолько гладко и успешно, чтобы ее плодами можно было гордиться. Часто работы творческого человека могут быть обусловлены требованиями заказчика или начальника, а поэтому не отражают потенциал исполнителя.
Согласитесь, не у каждого начальника, и тем более заказчика, хороший вкус. В таком случае допускается собрать все, что может характеризовать ваши возможности - идеи, эскизы, наброски, неопубликованные записи, снимки.
Если есть возможность, сделайте портфолио в электронном виде - оцифруйте свои работы и пришлите их потенциальному работодателю приложением к резюме.
Слухами земля полнится
Самый верный метод поиска работы для "креативщиков" - по знакомству, через рекомендации и наводки. Не каждый творческий человек обладает блестящим портфолио и смелостью человека в лиловом галстуке, и в этом основная сложность ищущих место "творцов". В таких случаях идеально работает способ рекомендации: "Он талантлив, посмотри его", "У меня есть знакомая, она - то, что тебе надо", "Я знаю парня - он создает настоящие шедевры!", "Есть очень толковый человечек...".
Согласитесь, такие слова способны повлиять не только на само решение познакомиться с человеком, но и на формирование мнения о нем. Приходит человек после таких рекомендаций поговорить, а на него заведомо смотрят как на смышленого и одаренного.
Чтобы находиться в активной среде, старайтесь заводить как можно больше полезных знакомств и работайте впоследствии над контактами - проявляйтесь, интересуйтесь, давайте о себе знать. В нужный момент сообщите знакомым о том, что вы подыскиваете работу и попросите иметь вас в виду. Предложения не заставят себя ждать.
Фриланс - для свободных художников
Пока работодатели теряют время и почему-то все еще не строятся в очередь, чтобы предложить вам достойное место в штате, нельзя упускать из вида такой полезный источник заработка для творческих людей как фриланс. Кроме средств к существованию, фриланс - внештатная работа - дает еще и возможность пополнить портфолио и набраться опыта.
Одна начинающая художница выполнила подобным образом три заказа, плюс к этому за символические деньги проиллюстрировала книгу в небольшом издательстве, аккуратненько подшила образцы в портфолио, и отправилась с чистой совестью к работодателям. Место нашла без труда.
Искать такую подработку можно через газеты, интернет, в том числе и на работных сайтах, выставляя при этом в параметрах поиска "неполная занятость", "временная работа".
А еще проверенный способ найти себе место - узнавать у коллег по цеху, как они нашли работу. Ведь с творческими занятиями никогда не знаешь заранее, на каком фонарном столбе увидишь важную информацию, и что может сыграть решающую роль. Так что, главное - держать ухо востро и нос по ветру.
Елена КУЗНЕЦОВА
РДВ Медиа