Профессиональные
перспективы будущих художников, в отличие от дизайнеров и архитекторов,
довольно размыты. Пессимисты акцентируют внимание на неустойчивости арт-рынка,
полагая, что, как и всякий рынок продукции, не являющейся предметом первой
необходимости, он напрямую зависим от состояния экономики страны и в смутные
периоды подвержен колебаниям. Оптимисты считают перспективы художественного
рынка головокружительными: в Украине класс коллекционеров выделился недавно и
потому ниши для произведений современного искусства в частных коллекциях
практически свободны. По мнению многих экспертов, в Европе школа
реалистического искусства утрачена, возникшие многочисленные «-измы» не могут в
полной мере удовлетворить потребности западных коллекционеров, поэтому они все
чаще обращают свои взоры на работы украинских мастеров. Но в любом случае,
чтобы оказаться «в одной коллекции» со старыми мастерами, произведения
современных художников должны пройти жесткий отбор.
«Проверим
алгеброй гармонию»
Рынок
современного художественного искусства у большинства киевлян и гостей столицы
ассоциируется главным образом с уличной торговлей, сконцентрировавшейся
преимущественно в районе Андреевского спуска. Мало кто знает, что из 120 галерей Украины, 40
— сосредоточено в Киеве. Покупатели, как целевая аудитория (вместе с
иностранцами), — около 50 тыс. человек. По подсчетам специалистов, емкость
украинского арт-рынка составляет 250 млн. долларов, но фактические продажи пока
не превышают одного миллиона. «Формирование цен на современное искусство — вопрос тонкий, — комментирует Евгений Бобрик,
художник-живописец, член Национального союза художников Украины. —
Предугадать, кто из современников войдет или имеет реальный шанс войти в историю искусств —
достаточно сложно. А поскольку в отечественной маркетинговой среде нет
выраженной иерархии художников, то цены
сильно зависимы от вкуса узкого круга «богатых мира сего». Цена работы до 2 тысяч долларов (для сравнения, цены на работы ведущих американских и немецких
художников стартуют с 70 тыс. долларов) определяет покупку картины для
украшения интерьера дома, а, начиная с
пятизначной цифры, рассматривается уже как инвестиция, поскольку цены на
произведения перспективных авторов за 7-10 лет удваиваются». По словам многих
художников, гримаса рынка состоит в том, что гораздо легче продать работу,
сделанную в модном ключе даже за баснословную цену, чем эксклюзивную, в которую
художник вложил душу, если бренд его неизвестен покупателю. Над созданием произведений,
предназначенных украсить скромные (и не очень) жилища наших граждан, трудится
порядка 10 тысяч художников. Членами Национального союза художников Украины
являются 4330 профессиональных художников и искусствоведов. Членство в союзе,
помимо высокого статуса, дает возможность получить мастерские, способствует
участию в республиканских и международных выставках, где высока вероятность
продажи части работ или выхода на потенциальных заказчиков. Что касается
«вольных художников», то, как правило, они сами выступают продавцами
собственных работ, в галереи и к арт-дилерам обращаются нечасто. Одна из причин
подобной ситуации кроется в запросах самих художников (не каждый хочет получать
лишь процент от проданной работы), другая —в неразвитости инфраструктуры
искусства.
Ситуация
вырисовывается
Профессия
художника имеет несколько направлений: живописец, реставратор, театральный
художник. В художественных вузах можно получить и такие специальности, как
скульптор, искусствовед, преподаватель живописи, художник игрового фильма,
художник фильма по костюмам, художник анимационного фильма и компьютерной
графики. Найти работу по специальности удается немногим: количество выпускников
многократно превышает число вакансий. Поэтому большинство молодых специалистов
вынужденно или сознательно избирают путь «свободных художников», находясь в
постоянном поиске спонсоров (коллекционеров и просто меценатов) и заказов. Успеха на арт-рынке можно
достичь, лишь имея большую работоспособность и научившись сочетать талант с
менеджерскими способностями. И если
создание произведения искусства приносит огромную радость, то проблема
промоушена порой ставит перед серьезными трудностями. Специалисты рекомендуют начинающим (и не
только художникам) представить результаты своего творчества в Интернете. Самый
надежный способ — создание личного сайта. Однако эффект возможен только при
постоянной поддержке: пополнении, обновлении информации и, главное, обеспечении
постоянной посещаемости, что весьма затратно по времени и ресурсам. Неплохо
быть представленым на сетевом издании галереи, с которой сотрудничаете.
Конечно, с вашими полотнами будут соседствовать работы конкурентов, однако
галерея, продвигая свой сайт, будет продвигать и вас. И хотя галерея получает 40-50% комиссионных от цены каждой работы,
пренебрегать ее услугами не стоит — в противном случае возможность показать
свои картины широкой публике проблематична. Лучший способ приобрести
известность — не обосабливаться, а внедриться в художественную среду.
Большинство художников группируются вокруг известных искусствоведов, которые
помогают найти спонсоров. Арт-дилеры активно работают в художественных кругах
как члены различных ассоциаций, участники кампаний по финансированию
художественных проектов или как члены жюри выставок и конкурсов. Вам следует
приложить максимум усилий, чтобы участвовать в наибольшем количестве
мероприятий, быть у всех на виду. Если вам удалось обратить на себя внимание
представителей местных художественных кругов, считайте, что пришло время
распространять рекламные материалы. В них (полиграфических и (или) электронных
версиях) должны быть представлены изображения лучших работ и информация о вас,
способная вызвать интерес потенциального покупателя (образование, философские
взгляды и практические наклонности). Но, несмотря на успех, профессиональные
перспективы свободных художников довольно призрачны, а профессиональный рост
определяется ростом материального благополучия, зачастую зависящего от
превратностей фортуны.
Однако
реализация творческого потенциала возможна и в других направлениях, благо
список профессий, имеющих отношение к изобразительному искусству, только
растет. Наибольшая доля приходится на представителей мира дизайна (см.
диаграмму) — художники-дизайнеры, дизайнеры-верстальщики, wеb-дизайнеры, арт-директоры и т.д. При этом сферы применения знаний
специалистов разнообразны: полиграфия, строительство, образование,
производство... Выдвигаемые работодателями формальные требования можно свести к
наличию высшего художественного образования. Желательно знание специальных
компьютерных программ и опыт работы. Возрастные ограничения — 23-45 лет. Общие
требования для всех предлагаемых вакансий — художественный вкус, чувство стиля,
композиции, творческий подход. Иными словами, при приеме на работу у соискателя
будут искать наличие некой искры, которую принято называть талантом. И первое,
что вас попросят — предоставить творческие работы (портфолио), желательно
выполненные как на бумаге (проекты, эскизы и т.д.), так и в электронной версии.
Художника
обидеть может каждый, зато художник — сразу всех
Самый
большой минус профессии — проблематичность трудоустройства (труд художника
работой обычно не считается). Через время становится понятно, что настоящее
искусство, вопреки ожиданиям, вовсе не приносит доходов, потому что его,
настоящее, понимают только истинные ценители. А ценители — как правило,
профессионалы, занятые тем же родом деятельности. Как и любая творческая
профессия, целиком и полностью зависит от мнения зрителей и критиков, на
которых результаты ваших душевных исканий не всегда производят положительное
впечатление. Сегодня
99% покупателей во всем мире интересует декоративное искусство, пригодное для
украшения дома, квартиры или офиса, поэтому, чтобы заработать, многим
приходится ломать свой стиль. На создание
одной работы порой приходится тратить не меньше года. И зачастую силы, время и
деньги, вложенные в одно произведение, несоизмеримы с ценой, предлагаемой
покупателем. Более того, при неправильном маркетинге отданная на реализацию
картина даже через год так и не найдя своего покупателя, может вернуться домой
засаленная, потерявшая какой бы то ни было презентабельный вид. Останется
хранить ее дома в шкафу, чтобы в сотый раз показывать друзьям. Как говорят
специалисты, истинное творчество требует самоотречения.
«Для
корпения над «нетленкой» при глубоком погружении в процесс, нужно иметь
надежный тыл, — комментирует Елена Богач, художник-пейзажист. — То есть,
чтобы кто-то другой — жена (муж) или родители занимался хозяйством и
зарабатывал, что не всегда вызывает одобрение близких, и может негативно сказаться
на самооценке. А в условиях безденежья, давления со стороны родных и друзей, и
часто, при духовном одиночестве, очень нелегко создавать произведения
искусства». Поэтому, если ваша цель — иметь профессию, приносящую стабильный
доход, то работа художника не для вас. Количество получаемых денег вовсе не
равнозначно уровню профессионализма служителей храма искусства. Кому-то удалось
поймать золотую рыбку в лице богатого мецената, а кто-то и не преуспел в
приобщении спонсоров к высокому искусству. Частные заказы зависят в первую
очередь от личных контактов художника, его познаний в области маркетинга. К
сожалению, не все умеют делать рекламу и продавать свой труд, потому что этому
не учат в художественных вузах. Минусов в профессии художника много, но их
перекрывает огромный плюс. По словам Евгения Бобрика, как человек, никогда не
влюблявшийся не сможет понять влюбленного, так и человек, не бравший в руки
кисть, не сможет понять счастье художника, создающего полотно. Влюбившись в
целостность мира, почувствовав себя творцом, уже не сможешь жить по-другому.
Любой труженик холста и кисти скажет вам, что его профессия определяется скорее
понятием «диагноз», нежели словом «работа». Ведь вся игра красок, четкость
линий, выдержанность стиля в художественном произведении создаются лишь с одной
целью — выразив себя, приукрасить мир.
Плюсы |
Минусы |
Возможность работать только на себя, будучи
свободным художником |
Сложность трудоустройства по специальности |
График работы — свободный |
Вдохновение не приходит по расписанию |
Верхнего предела уровня доходов не
существует |
Доход нестабилен, картины не всегда
продаются быстро |
Реализация творческого потенциала,
сочетающая работу и увлечение |
Творчество может быть не понято и не оценено
по достоинству |
Творения могут стать частью культуры
государства, оседая в музеях, галереях и частных коллекциях разных стран |
Часто приходится творить в соответствии со
вкусом (а то и прихотью) заказчика |
Это интересно. Как известно, себестоимость одного произведения
складывается из стоимости расходных материалов. По самым скромным подсчетам,
стоимость
Анекдот в тему.Художник пишет пейзаж. Мимо проходит «новый украинец» с дочкой и говорит: «Вот
смотри доча, как дядя без Поляроида мучается»!
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.