Как победить соперника
26.08.2007 311 Как выстроить конкурентную борьбу, будет ли она существовать в коллективе - многие об этом не задумываются. Но уже в процессе освоения работы начинают ощущать дыхание соперников рядом. Чтобы не уйти в выяснение отношений с головой и не стать жертвой конкуренции, нужно заранее продумать возможные действия и определить основную линию поведения.
Мотивы конкуренции
Для того чтобы знать, что вас ожидает, следует понять мотивы соперничества. Основной и самый опасный из них – это борьба за место, которое вы занимаете. Всегда найдутся люди, претендующие на него. Среди других мотивов конкуренции можно выделить следующие:
- стремление продвинуться по карьерной лестнице;
- желание повысить себе зарплату;
- необходимость завоевать общественный статус, признание окружающих;
- потребность разрешить сложные коллегиальные отношения, в основе которых могут быть самые разные причины
Собирайте информацию
Уяснив мотивацию, следует оценить арсенал собственных средств и возможностей для будущей конкурентной борьбы. Для этого необходимо овладеть информацией о сильных и слабых сторонах противника.
Поэтому, начиная работать, присматривайтесь к сотрудникам - какими они владеют приемами общения с начальством, оцените степень профессионализма, владения компьютером и попытайтесь понять значимость и ответственность каждого работника.
Эта информация поможет не только правильно оценить силы конкурентов, но и определить стратегию повышения собственных профессиональных навыков. Возможно, вы ощутите необходимость посещения различных тренинговых занятий и курсов.
Ведите честную борьбу
Работая в команде, проще узнать достоинства и недостатки конкурентов, хотя в этом случае обычно люди не соперничают друг с другом, а работают на один результат, соревнуясь с другой группой. Если же работа носит узкоспециализированный характер, то оценить силы конкурента, его уязвимые места будет непросто.
Обычно фирма, имеющая в штате профессионалов узкого профиля, ощущает жесткую внутреннюю конкуренцию между сотрудниками, вплоть до закрывания руками написанного текста. Как действовать в этой ситуации, подскажет собственная интуиция. Но в любом случае не стоит опускаться до примитивного шпионства, чтения чужой почты, подслушивания разговоров по телефону.
Будьте трудолюбивы
Быстро войти в рабочий ритм и стать конкурентоспособным поможет упорство и работоспособность. Это как раз тот случай, когда время работает на вас.
Постигая тонкости и секреты профессии ценой собственного труда, вы обретаете бесценный опыт, поэтому не расстраивайтесь, если в компании нет человека, отвечающего за работу с новичками. Возможно, этот опыт пригодится в конкурентной борьбе. Зная алгоритм постижения азов работы, проще предусмотреть, кто из будущих и нынешних коллег и на каком повороте вас может обойти.
Станьте любимчиком шефа
Особый разговор об отношениях с руководством. В ваших интересах постараться сделать их максимально лояльными. Поэтому займитесь самопрезентацией - подходите к шефу с предложениями по улучшению качества работы, экономии средств, и т. д. Помните, что конкурентная борьба в идеале должна регулироваться менеджерами по персоналу и руководством.
Этот факт следует помнить, даже если в вашей фирме такой порядок не принят. Общаясь с начальством и демонстрируя свои знания, вы зарабатываете репутацию толкового сотрудника, что может помочь победить соперников и решить проблему карьерного продвижения в вашу пользу.
Используйте тайное оружие
Желательно, чтобы в тайниках ваших заготовок было и скрытое оружие. Если у вас есть знакомые, работающие в отделе, то они помогут обойти препятствия и усилят ваши позиции. Если таких людей нет, то старайтесь общаться, заводить новые связи. Однажды сотрудница небольшого офиса уволилась из фирмы, не поладив с коллегами. Рассказав подруге о конфликте, возникшем на почве конкуренции, она посоветовала попробовать ей свои силы, тем более что девушка искала в то время работу.
Владея конфиденциальной информацией о расстановке сил и возможных подводных камнях, девушка устроилась на место подруги и благополучно миновала все известные препятствия. Ей посчастливилось прижиться на новом месте и даже обойти всех соперников. В этой истории есть элемент случайности, но известно немало других примеров помощи друзей и знакомых в сложных жизненных ситуациях.
Будьте доброжелательны
В конкурентной борьбе, кроме умения общаться, важное место занимает доброжелательность. Психологи советуют вести себя достойно, но не опускаться до конфликтов, сохранять доброе отношение к людям. Контролируя ситуацию (а не вырвался ли ваш соперник вперед?!) все же соблюдайте правила хорошего тона, не выказывайте открыто своего недовольства, умейте посмотреть на себя со стороны.
Вспоминаю свою бывшую коллегу, которая производила в целом приятное впечатление, если бы не фраза, которой она любила шокировать окружающих. «Когда сотрудники идут в ногу со мной, я с ними дружу, если они меня обгоняют, я сделаю все, чтобы их уничтожить», – не раз говорила она. Поэтому старайтесь соблюдать правила добрососедства и чувство меры. Это будет только на пользу в вашем стремлении обойти соперников.
Издание "Работа+Карьера"