RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Соискателю
  4. Ищем вакансии
  5. Кому нужен выпускник?

Кому нужен выпускник?

7.04.2005 35060

А на рынке труда — полная непредсказуемость спроса.

Как показал редакционный опрос вузов и рекрутинговых фирм, никому из опрошенных пока не довелось на практике воспользоваться результатами каких-нибудь, кроме собственных, маркетинговых исследований востребованности тех или иных специалистов. Более того, как признался эксперт по работе с персоналом

По словам Александр Гладышенко (Агентство психологии бизнеса) , ему не только не попадались данные каких-нибудь исследований рынка труда в масштабах страны, но если бы и попались, то он бы им “...скорее не поверил, чем поверил. И дело не только в стоимости таких исследований. Динамика изменений на этом рынке очень велика, его развитие идет стихийно, потому что не определена емкость очень многих товарных рынков, — и когда наступит их насыщение, можно только почувствовать”.

Любовь вузов к такому небольшому перечню специальностей объясняется не только деньгами (подготовка здесь сравнительно недорогая — нет потребности в синхрофазотронах или дорогих химреактивах), сколько спросом в условиях экономики, которая пока еще больше похожа на кучу пепла, чем на птицу Феникс. Вот мнение вице-президента Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП), доктора политических наук, академика Международной кадровой академии (МКА) Николая Головатого: “Рынок труда очень изменчив и неодинаков в разных регионах страны. Мы отслеживаем его, в первую очередь, по конкурсу абитуриентов. Не так давно у себя в Академии мы открыли Институт социологии. Но желающих учиться там значительно меньше, чем на других специальностях. Сегодня молодые люди выбирают профессию, которая, по их мнению, прежде всего сможет обеспечить им материальный достаток. Это ошибочная ситуация, которая и приводит к перепроизводству специалистов в сфере экономики, юриспруденции и так далее”.

Кадровым агентствам выпускников не заказывают

Может быть и так, но ситуации не могут ошибаться — ошибаются люди. В том числе, открывающие институты социологии, а потом, ввиду отсутствия спроса, объясняющие его отсутствие ошибками общества.

Доктор философии делового администрирования, профессор, проректор по заочному образованию Европейского университета финансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса Юрий Палеха считает, что “...если еще совсем недавно нарасхват были бухгалтеры, а потом юристы, то сейчас нужно готовить управленцев нового образца. Кроме того, в этом году (помимо наших традиционных профессий) мы выпускаем специалистов по информационным технологиям и открываем новую специальность — политический менеджмент”.

Почему же так сложно найти работу молодому специалисту? Ведь, например, в США безработица среди выпускников вузов — 0,01%. То есть, спрос и предложение сбалансированы. Более того, там за некоторые категории специалистов идет борьба.

ПО СИСТЕМЕ СТАНИСЛАВСКОГО

Важный момент, мешающий успешному поиску работы, — это неумение человека правильно себя преподнести. Заместитель декана Европейского университета финансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса Павел Прыгунов считает, что “...у наших студентов неразвиты способности к самореализации и самопрезентации, а потому у себя в университете мы ввели психологическое сопровождение подготовки специалиста. Это проблема не только нашего вуза, и поэтому мы планируем в марте провести международную конференцию по проблемам адаптации выпускников к реальным экономическим условиям. На нашей кафедре практического предпринимательства посредством специального анкетирования изучается неудачный опыт трудоустройства наших студентов и выпускников. Анализ анкет показывает, что основная причина отказов — неподготовленность к конкурсному отбору. Поэтому мы ввели курс профессионально-психологической подготовки студентов. Мы хотим объяснить ребятам, что, например, потеря работы — это еще не потеря жизни. Что это нужно принять как урок и извлечь из него пользу. Нужно научиться продавать себя на рынке труда. Для этого мы даже используем систему Станиславского. На занятиях по практическому предпринимательству у нас сейчас присутствует еще и психолог. Это помогает оценить не только теоретические знания, но и то, как они преподносятся. Дрожащий голос и дрожащие руки говорят, что человек практически к работе не готов. А для нас эта готовность очень важна. Ведь о вузе судят по его выпускникам и по тому, где и как они работают”.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И НЕТ

Тому, кто получил свой диплом лет 20 назад, равно как и тому, кто только собирается это сделать, определить рейтинг вуза самому так же просто, как понять, на каком языке говорит человек — китайском или вьетнамском — когда сам не знаешь ни одного из них. Независимых рейтингов, которые были бы без возражений приняты во всей образовательной среде, еще нет.

Мнение о том, что негосударственные вузы могут быстрее обновлять свои учебные программы в силу своей “малости”, тоже спорно. Ведь любая программа должна пройти аккредитационно-лицензионную процедуру. Под магическим воздействием известной всем их “торговой марки” инициативы крупных вузов проходят легче. Хотя момент инерции здесь, несомненно, присутствует.

Утверждать, что государственный вуз дает лучшую базовую подготовку, тоже не стоит. Ведь любой средний столичный вуз может собрать у себя лучших специалистов, чем областной или районный. Здесь уже “срабатывает” культурное пространство. А в соревновании “государственный — негосударственный” все определяют люди, а не структуры.

И еще, в тех вузах негосударственной формы собственности, где мне довелось побывать, я не видела ободранных стен, потолков с портретами прошлогодних дождей, убогих кабинетов, главная гордость которых — компьютер “четверка” на пятерых, и молодых людей, курящих по пыльным углам. Я видела ухоженные здания, современные интерьеры, чистые лестницы, маленькую новую часовню и компьютеры, подключенные к Internet. Такая атмосфера уже сама по себе настраивает на определенный лад. Как сказал мне когда-то член президиума Государственной аккредитационной комиссии, ректор Национальной академии управления Сергей Ерохин: “Предмет продажи каждого вуза — это учебные программы. Качество одноименных образовательных услуг может отличаться, — как качество обслуживания в столовой и дорогом ресторане. За качественное образование, в той или иной мере, нужно было платить всегда”.
Директор Агентства психологии бизнеса Елена Крамарева говорит, что “...кадровым агентствам, которые работают по заказам организаций, выпускников не заказывают. Если хозяин готов платить деньги за поиск работника, то этот работник должен быть классным специалистом. Но любой человек по своей природе склонен переоценивать то, что он делает сам, и недооценивать то, что делают другие.

Поэтому зачастую работник хочет получать больше, чем он стоит на самом деле на рынке труда, а работодатель хочет иметь специалиста “неземной” квалификации за очень “приземленную” зарплату. К сожалению, у наших бизнесменов еще пока нет осознания того факта, что кадры — это нечто, что стоит дорого. Но в чем-то их можно понять. Они не хотят рисковать. Ведь в стране нет законов, которые бы защищали права фирмы в отношениях с сотрудниками. А специалист, которого компания учила за свои деньги, может уйти, “забрав с собой” все наработки. И чем дольше человек работает на одном месте, тем “дороже” он становится для хозяина, тем в большую зависимость от него попадает работодатель и тем больнее бьет его уход. Тогда хозяин даже готов переманить кого-нибудь у конкурента, чтобы уже ничего ни в кого не вкладывать.

Само деление вузов на государственные и частные многим кажется некорректным — с точки зрения получаемых знаний. Ведь Министерство образования у нас в стране одно. Именно оно утверждает все учебные программы и дает право на выдачу дипломов. Но влияет ли название вуза на дальнейшую судьбу? Владимир Гежа, президент Международного кадрового агентства “Інтелект, Праця, Сервiс”, склонен считать, что “...сегодня работодатели отдают предпочтение специалистам, подготовленным в наших классических вузах. Хотя уже есть целый ряд высших школ, таких как, например, МИМ-Киев, имеющих очень хорошую репутацию среди работодателей. Я не сталкивался с тем, чтобы как-то разительно отличались зарплаты выпускников разных вузов или чтобы они существенно зависели от того, кто он — бакалавр или магистр. Не удивлюсь, если кто-то из работодателей спутает эти понятия...”

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ (ЗА ОДИН СЕМЕСТР) НА ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ

ВУЗ
Стационар
Заочный

Межрегиональная академия управления персоналом
3200 грн
1756 грн
Национальная академия управления
$725
$325
Европейский университет финансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса
3000 грн
1600 грн
Киевский институт инвестиционного менеджмента
$600
$350
Киевский институт “Славянский университет”
$400
$200
Киевский государственный торгово-экономический университет
$575
$270

Вакансия на горизонте

Однозначное впечатление от сегодняшнего рынка труда — всеобщее оживление. Так считает эксперт по работе с персоналом Агентства психологии бизнеса Александр Гладышенко: “Пошли в гору и зарплаты. Все чаще стали появляться предложения от западных компаний относительно зарплаты для финансовых работников, начиная с $1000. Разброс аналогичных предложений от отечественных компаний очень большой. Если не так давно они предлагали $250-350, то сегодня все чаще $450–550. Все меньше на рынке предложений поработать менеджером без ставки, только за процент. Зарплаты, например, в сфере торговли продуктами питания и ликеро-водочными изделиями в среднем $300. Коммерческий директор здесь получает еще плюс $100-150.

Еще одна тенденция — это деление крупных компаний на более мелкие и движение в сторону регионов. Это влечет за собой развитие рынка консалтинговых услуг. Если основной профессиональный показатель — это знание языка, то одним уже не обойтись, просят два. Но и это не дает больших денег. Нужны еще какие-то профессиональные навыки. То, что хороший английский требуют от инженеров, — не удивительно. Удивительно, что стали требоваться сами инженеры и технологи — специалисты в области пищевой, фармацевтической и химической промышленности. Предполагаем, что скоро будет активно развиваться страховой бизнес. К перспективным профессиям можно отнести финансовых аналитиков”.

“Для меня очень важен наметившийся спрос на производственников, — говорит Владимир Гежа. — Такого не было уже лет семь. А сейчас мы ищем технологов для пищевой промышленности — главного инженера для строящегося под Киевом завода.

Становятся востребованными рядовые инженеры высокой квалификации. Состояние предсказуемости, наступившее в нашем обществе после выборов, сдвинуло ситуацию в лучшую сторону, и те профессии, на которые долго не было спроса, возвращаются к жизни”.

@ "Office" Жанна ТОРЧИНСКАЯ

Читайте также

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 Декабрь, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 Декабрь, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 Декабрь, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 Декабрь, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


↑ Наверх