Первое с чем приходится сталкиваться — это иной язык общения. В большинстве крупных международных компаний рабочим языком является английский, но нередко приходится говорить на языке той страны, где вы работаете. Хорошо, если это моноязычная страна, как Италия или Испания, а вдруг вам доведется трудиться в Швейцарии или Канаде? Не исключено, что знание двух, а иногда и трех языков может оказаться обязательным!
Язык и культура общения, принятые в компании, во многом определяют документооборот, начиная от правил написания имени и адреса получателя письма и заканчивая типовыми шаблонами подготовки отчетов и презентаций, которые необходимо будет освоить.
Отдельная тема — одежда. Конечно, во многих компаниях вы сами определяете, в чем вы будете приходить на работу, но существуют организации, где определенная форма и стиль в одежде являются обязательными. Это касается, прежде всего, крупных финансовых корпораций, банков, инвестиционных и страховых компаний и т.п. Чем выше должность, тем больше внимания уделяется внешнему виду и деловым аксессуарам — часам, мобильному телефону, ручкам, ежедневникам и т.п.
Например, с понедельника по четверг мужчинам принято носить костюм и галстук («tie suit»). Для женщин таких жестких правил не существует и можно обойтись «smart casual». Хотя если женщина занимает ответственный пост управляющего компании, партнера и т.п., то придется ежедневно носить деловой костюм. Исключение — пятница, когда можно расслабиться и прийти на работу в джинсах.
Такие строгие правила относятся, как правило, к наиболее консервативным банковским и финансовым сферам, где даже в командировки не разрешается отправляться в джинсах, а карьера может зависеть от внешнего вида и умения себя преподать. В других же областях правила, предъявляемые к внешнему виду, могут быть совершенно иными или полностью отсутствовать.
Очень важная часть корпоративной культуры — организация рабочего времени. Здесь определяющую роль играет местное трудовое законодательство, которое регламентирует длительность рабочего дня и рабочей недели. Хотя нередко в компании складываются собственные правила, которые во многом зависят и от национальной культуры.
Например, в Америке принято работать допоздна, продолжительность ежегодного отпуска редко превышает 14 дней. Постоянные задержки в офисе являются неотъемлемой частью успешной карьеры. Германия напротив славится своей пунктуальностью и «счетчиками» времени, по которым каждый работник отмечает, когда пришел и ушел с работы. Во многих немецких и швейцарских компаниях считается дурным тоном, когда работник не успевает закончить все свои дела в отведенное для этого рабочее время и вынужден оставаться после работы. В Италии, Испании, Франции «сиеста», «маньяна» и перерыв на обед являются неприкосновенными.
В некоторых юридических компаниях не принято уходить раньше семи часов вечера, а можно проработать и всю ночь, особенно над проектом, в который вовлечены коллеги из стран с разными часовыми поясами. В одной крупной международной страховой компании со штаб-квартирой в Цюрихе, чтобы отойти в туалет, необходимо в системе учета времени отметить десятиминутный перерыв.
Не менее важную роль играет организация труда и устройство рабочего места. В каких условиях вы будете проводить значительную часть жизни? Будет ли это единое офисное пространство, разделенное перегородками или отдельные кабинеты, или работа на дому с использованием Интернета? Хорошо ли проветривается помещение, есть ли окна, офисные растения? Разрешается ли иметь личные вещи на рабочем столе или только зеркально чистую поверхность пластика офисной мебели. Принято ли обедать с коллегами вместе или каждый жует свои бутерброды отдельно? Отмечаются ли совместно праздники, знаменательные корпоративные даты? Есть ли комната для отдыха, предоставляется ли возможность для занятий спортом, прачечная и т.п.
Следующий важный аспект — организация слаженной трудовой деятельности всего коллектива. Существует ли командная работа и соревновательный дух или преобладает конкуренция и подсиживания? Предусмотрены ли возможности для развития сотрудников, повышения квалификации? На чем основана мотивация? Какие существуют дополнительные виды стимулирования труда, вознаграждений? Какие базовые ценности лежат в основе корпоративной этики компании?
Нужно быть готовым к тому, что чем больше компания, чем глобальнее ее цели и задачи, тем больше существует норм и правил корпоративной культуры (гласных и негласных), помогающих приводить в действие и поддерживать огромный корпоративный механизм.
Поэтому, устраиваясь на работу, необходимо уделить самое пристальное внимание изучению корпоративной культуры, постараться с самого начала понять, насколько она вам подходит? Готовы ли вы работать в этих условиях?
Реально познакомиться с корпоративной культурой удается, только проработав в компании несколько месяцев. Для этого и предусматривается испытательный срок, который на Западе обычно составляет 2—3 месяца, а в некоторых случаях может быть продлен и до 6 месяцев. Этого времени, как правило, бывает достаточно, чтобы новый работник мог понять подходит ли ему данная работа и хочет ли он продолжать трудиться в ней.
Первую информацию о корпоративной культуре компании можно узнать уже на этапе сбора информации. Познакомьтесь внимательно с материалами на корпоративном сайте в Интернете, пообщайтесь с людьми, работающими в этой компании, узнайте о продуктах и услугах, если это возможно, испытайте их на себе. Пообщайтесь с отделом по работе с клиентами. Затем знакомство с корпоративной культурой можно продолжить на интервью. Именно в беседе с ключевыми сотрудниками, при знакомстве с офисом, будущими коллегами можно получить важные знания, о том, в каких условиях вам предстоит работать и насколько они вам подходят.
Я надеюсь, что внимательное изучение корпоративной культуры позволит вам найти работу, максимально соответствующую вашим целям и пожеланиям. Буду также очень признателен, если вы поделитесь своими интересными, смешными или негодующими примерами из корпоративной жизни российских и западных компаний.
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?