Непосвященные в секреты профессии уверены, что освоить ее под силу практически каждому. Ведь вовсе не обязательно быть гением или выдающимся специалистом, чтобы вовремя нажимать на нужные рычаги и кнопки! На самом деле работа эта непроста и требует сугубо компетентного подхода.
СТЕПЕНЬ СЛОЖНОСТИ
Уровень квалификации машинистов, равно как и всех рабочих кадров, измеряется величиной нематематической — разрядами. Чем выше профессионализм и полнее багаж профильных знаний и опыта специалиста, тем на более высокую степень квалификации он может рассчитывать.
2 разряд. По умолчанию свидетельствует о самой низкой квалификации. Как правило, от таких «специалистов» не требуют хватать звезды с неба и выполнять сложнейшие задачи. На работу (традиционно на должность ученика или помощника) могут принять без стажа и соответствующей подготовки сразу после школы. Правда, на самом производстве придется пройти профессиональную подготовку и освоить азы специальности. Но учиться придется не за партой, а на рабочем месте под руководством более опытных мастеров. Именно они присматривают за новичками, объясняют им нюансы, исправляют возможные ошибки.
Несмотря на столь упрощенный вариант обучения, подмастерьям приходится осваивать довольно солидный объем навыков и знаний. Так, машинисту электролебедки необходимо изучить строение и технические характеристики этого нехитрого агрегата, зазубрить правила выполнения погрузочно-разгрузочных работ; разобраться в причинах и способах устранения неисправностей механизма, а значит, получить элементарные слесарные навыки.
Трудиться по некоторым направлениям (например, машинистом буровых установок) имеют право только профи высоких разрядов (не меньше 4-го и 5-го). Чтобы получить допуск к сложным работам, понадобится несколько лет опыта по смежным специальностям. И, конечно же, свидетельство об окончании курсов переподготовки или повышения квалификации.
3-4 разряды. Присваиваются после года-двух работы машинистом 2 разряда или окончания профтехучилища. Второй путь менее тернист, так как с дипломом квалифицированного рабочего возьмут практически на любое предприятие. Поступить можно как после 9-ти, так и после 11-ти классов. Однако среди абитуриентов больше вчерашних девятиклассников. По сравнению с бывшими одноклассниками, решившими продолжить обучение в 10-11 классах, у новоиспеченных лицеистов (большинство ПТУ сегодня стали лицеями) появляется масса преимуществ.
Как поступить? Чтобы оказаться в рядах первокурсников, достаточно предоставить в приемную комиссию документы (аттестат, паспорт или свидетельство о рождении, справку с места жительства и составе семьи, идентификационный код, медицинскую справку). Если все сделали правильно, считайте, что вас уже зачислили. Сдавать вступительные экзамены, а тем более проходить жесточайший конкурс не придется. Традиционно преподаватели учебных заведений ограничиваются собеседованием, на котором выясняют мотивы выбора профессии и места обучения.
Как учат? Практические занятия начинаются уже на первом курсе. Основы будущей профессии студенты осваивают в учебных мастерских или специально оборудованных аудиториях. Возможность попробовать силы «по-взрослому» предоставляется лишь на старших курсах — во время производственной и преддипломной практики. Кстати, многие работодатели с радостью приглашают стажеров в штат. А об исключительно успешных могут даже замолвить словечко перед администрацией училища о присвоении повышенного разряда.
5-6 разряды и выше. Присваивается специалисту высокого класса м с многолетним опытом и соответствующим образованием. Речь идет как об окончании лицея или училища, так и о постоянном повышении квалификации на профильных курсах (например, при Государственном коммунальном учебно-производственном центре «Профессионал»). Так, для работы по 8-у разряду машинисту бульдозера понадобится стаж (не менее года машинистом 7-го разряда и слесарем по ремонту машин 6-го разряда), плюс профессионально-техническое или начальное высшее образование (диплом младшего специалиста). А если рабочий агрегат оснащен электрическим приводом — еще и удостоверение о присвоении III квалификационной группы по электробезопасности.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Подготовкой машинистов занимаются профессиональные лицеи, учебные комбинаты и центры, а также профильные курсы при предприятиях, выпускающие кадры для конкретного производства и различных отраслей.
Строительство
Количество специальностей, задействованных в этой сфере, просто поражает воображение. Что неудивительно: ну, как при возведении высотного здания или новой скоростной трассы можно обойтись без сложнейших машин, значительно облегчающих труд строителей и позволяющих справиться с самыми смелыми проектами, причем в кратчайшие сроки.
· Машинист крана
Особенно востребована профессия крановщика, подготовку по которой в училищах и лицеях часто интегрируют с обучением слесарному или монтажному делу. Ведь, если в самый ответственный момент агрегат вдруг выйдет из строя, заниматься его ремонтом и приведением «в чувства» зачастую приходится все тому же машинисту.
Нужно знать:
— строение, принципы работы и правила эксплуатации;
— граничную грузоподъемность кранов и тросов;
— нюансы перемещения сыпучих, штучных и других грузов;
— систему включения двигателей и контроллеров;
— размещение производственных обслуживаемых участков;
— основы электротехники и слесарного дела.
Нюанс. Чтобы получить допуск для управления кранами грузоподъемностью более 200 т, понадобится неполное высшее образование (диплом младшего специалиста).
Подготовка машинистов для строительства |
||
Учебное заведение |
Специальность |
Координаты |
Межрегиональный центр профессионально-технического образования автомобильного транспорта и строительной механизации |
машинист дорожно-строительных машин; машинист землеройно-строительных машин; машинист подъемно-транспортных машин; машинист крана + монтажник строительных машин и механизмов; машинист экскаватора одноковшового; машинист крана автомобильного + слесарь по ремонту автомобилей + водитель автотранспортных средств |
ул. Семьи Сосниных, 15а тел. 276-2323, 476-7855 |
Киевский профессиональный электромеханический лицей |
машинист электромостового крана |
ул. Чистяковская, 24 тел. 442-0124 |
Киевский профессиональный строительный лицей |
машинист крана |
ул. Горловская, 220 тел. 563-9905 |
Киевский профессиональный энергетический лицей |
машинист крана + слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов |
ул. Белицкая, 38б тел. 430-9376 |
ГК УПЦ «Профессионал» |
машинист подъемника строительного |
ул. Дегтяревская, 31 тел. 483-9043 |
Производство
На фабриках и заводах, предприятиях, занимающихся разработкой и добычей полезных ископаемых, даже в небольших цехах по выпуску той или иной продукции найдется место для профи «общения» с автоматизированными механизмами (машинистов конвейерных линий, технологических компрессоров и т. п.).
· Машинист холодильных установок
Очень востребован на многих предприятиях, особенно пищевой промышленности (производство и сбыт продуктов питания). Должен разбираться в самых сложных «морозящих» установках не хуже, чем в обычном «домашнем» холодильнике.
Нужно знать:
— основные законы физики;
— строение холодильных установок;
— схему расположения трубопроводов, арматуры, приборов регулирования и контроля;
— технологический процесс производства холода;
— коэффициент полезного действия холодильных установок;
— включение и выключение электроприводов.
Нюанс. Право обслуживать установки суммарной холодопродуктивностью более 3 млн ккал/час дает только наивысший6-й разряд.
Подготовка машинистов для производств |
||
Учебный комбинат «Славутич» |
машинист холодильных установок; машинист компрессорных установок; машинист технологических компрессоров; машинист насосных установок |
просп. Победы, 67 тел. 451-0047 |
Транспорт
Если легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, трамваями и даже троллейбусами управляют водители, то составами на железной дороге и поездами в метрополитене — машинисты. Обучают специальности «помощник машиниста» только узкоспециализированные учебные заведения (например, училище железнодорожного транспорта). Повысить квалификацию и получить профессию можно в профильном центре или на курсах подготовки кадров непосредственно при транспортных предприятиях.
· Машинист локомотива
Чтобы получить направление на курсы, нужно не менее двух лет после окончания училища потрудиться помощником машиниста. В программе — изучение технических производственных нюансов, основ экономических и правовых дисциплин. Практические навыки часто отрабатываются на тренажерах — компьютерных программах-эмуляторах вождения поездов, куда «заложены» все реально существующие маршруты (вместе с путевым хозяйством, светофорами и даже пейзажами).
Нужно знать:
— строение и принцип действия узлов, механизмов, схем;
— правила эксплуатации оборудования;
— причины возникновения неисправностей и способы их устранения;
— виды и качество топлива, смазочных материалов;
— сроки техосмотра и ремонта узлов, колесных пар;
— основы электротехники, радиотехники, гидравлики, пневматики, компьютерной техники.
Нюанс. Основа основ работы на транспорте — безукоризненное соблюдение правил безопасности движения поездов, сигнализации и выполнения маневров на железных дорогах. Именно от уровня профессионализма машиниста, его знаний и навыков зависит здоровье, а часто жизнь десятков и даже сотен пассажиров.
Подготовка машинистов-транспортников |
||
Киевское высшее профессиональное училище железнодорожного транспорта |
помощник машиниста электровоза; помощник машиниста электропоезда (метрополитена); помощник машиниста тепловоза |
ул. Фурманова, 1/5 тел. 465-2830 |
Святошинская техническая школа железнодорожного транспорта |
машинист локомотива |
просп. Победы, 102 тел. 424-7202 |
Техническая школа метрополитена |
машинист электропоезда метрополитена |
тел. 238-5262 |
И в шутку, и всерьез
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.