1. Этап первый: целеполагание. На данной стадии определяются цели внедрения контроллинга на предприятии. Возможный перечень целей таков:
- повышение конкурентоспособности предприятия. В настоящее время эффективные системы учета, анализа и планирования являются важнейшим фактором достижения успеха, что подтверждается объемами продаж крупнейших мировых поставщиков решений в этой области (продукты Oracle, R3 и т.д.). Внедрение подобных систем наряду с отлаженными механизмами поставки и транспортировки увеличивает прибыльность как отдельных корпораций, так и целых отраслей экономики;
- сокращение времени, необходимого руководству для принятия обоснованных тактических и стратегических решений;
- повышение качества принимаемых решений;
- сокращение товарно-материальных запасов на предприятии;
- выработка обоснованных критериев оценки эффективности подразделений и специалистов;
- снижение уровня трансакционных издержек;
- достоверное определение себестоимости каждого отдельного продукта;
- выделение любых видов затрат;
- упрощение взаимодействия подразделений.
В зависимости от целей выбирается набор инструментов, которые будут внедряться, и определяются сроки внедрения.
2. Этап второй: внедрение управленческого учета и отчетности. Здесь решаются следующие задачи:
- своевременное получение руководством текущей информации о деятельности предприятия (в удобном формате);
- улучшение взаимодействия между подразделениями;
- сокращение времени принятия управленческих решений ввиду уменьшения неопределенности;
- улучшение мотивации сотрудников;
- увеличение выработки;
- снижение трудоемкости операций
- уменьшение величины запасов и потребности в ресурсах;
- оптимизация использования производственных мощностей;
- оптимизация потребления финансовых, материальных и кадровых ресурсов.
С этой целью составляется структурная схема предприятия, на которой указываются входящие и выходящие из подразделений информационные потоки, а также базы данных внутри подразделений («как есть»). Далее задаются основные требования к системе управленческой отчетности («как надо»). В частности, устанавливаются:
- пользователь различной информации;
- периодичность и формат входящих информационных потоков подразделений (должен выполняться принцип уменьшения количества предоставляемой информации с движением вверх по иерархической лестнице);
- периодичность и формат выходящих информационных потоков.
Составляются необходимые учетные формы для использования внутри подразделений. Они должны соответствовать следующим установкам:
- изменение регистров учета должно быть вызвано происшедшими событиями;
- все существенные изменения, произошедшие на предприятии, должны быть отражены;
- все изменения должны быть отражены в тот момент, когда они произошли.
3. Этап третий: внедрение процедур планирования. На этом этапе разрабатывается формат планов и заданий для различных подразделений с привлечением всех уровней руководства. Кроме того, определяются методики составления планов. Планирование должно охватывать ключевые показатели деятельности предприятия, а также сбыт, бюджеты накладных расходов и нормативы издержек, прибыль, программы инвестиций и финансирования.
Возможная структура системы планов включает:
1) целевые планы:
- материально-вещественные цели: производимые товары и услуги,
- стоимостные цели: финансовый результат, требования по ликвидности, левериджу, обороту и т.п.,
- социальные цели: по отношению к инвесторам, партнерам, общественности;
2) стратегические планы:
- стратегические планы полей бизнеса и функциональные и региональные стратегии,
- план совершенствования организационной структуры и правовой формы предприятия,
- план совершенствования структуры управления;
3) оперативные планы:
- ассортиментно-продуктовый план (в стоимостном и натуральном выражении),
- планы по подразделениям (сбыт, производство, материально-техническое снабжение, транспортно-складское хозяйство, НИОКР, персонал, основные средства и т.д.),
- плановые проекты;
4) общий план результата / финансовый план (план по прибыли, выручке, издержкам, плановый баланс, план денежных потоков, план инвестиций);
5) плановые значения ключевых показателей (в зависимости от применяемых инструментов).
Механизмы планирования должны использовать данные внедренного управленческого учета и составляться в аналогичном формате.
4. Этап четвертый: внедрение процедур и механизмов контроля. Введение в действие механизмов контроля соответствия фактических показателей плановым, разработка системы раннего предупреждения.
Таким образом, при внедрении контроллинга необходимо тщательно оценивать те инструменты, которые будут внедряться, и сопоставлять сложность внедрения, необходимость получаемой информации и соответствие получаемой модели предприятия действительности. Разработанная пошаговая методика внедрения контроллинга позволяет оптимизировать использование трудовых и финансовых ресурсов.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».