Всегда ли чрезмерная привередливость работодателя является непробиваемой стеной для того, кто на первый взгляд не подходит под жесткие отборочные критерии?
На рынке, да и в жизни в целом, действует правило: чем больше желающих получить некий товар, тем выше его цена. Интересная и престижная позиция с хорошими условиями труда — тоже своего рода приз для лучшего в своей области специалиста. Во всяком случае, так рассуждают многие руководители и менеджеры по подбору персонала, составляя перечень требований для претендентов на открывшуюся вакансию. И их можно понять. Интересы дела требуют от кадровиков большой избирательности, ведь просчет в выборе нужного человека впоследствии очень дорого обойдется компании.
Помимо необходимых для успешного выполнения обязанностей уровня образования, профессионального опыта, коммуникабельности и прочих компетенций жизненная позиция кандидата на ключевой пост обязана соответствовать философии компании. Например, если предприятие нацелено на бурное, энергичное развитие, захват новых рынков, открытие и продвижение перспективных и рискованных направлений бизнеса, то ее новый менеджер не может иметь психологию среднестатистического обывателя, склонного к консерватизму и осторожности. Поэтому вполне логично, что компании, делающие потенциальным работникам выгодное предложение, организуют конкурсы с достаточно жесткими условиями.
Кстати, на первый взгляд драконовские требования, предъявляемые к соискателям, не всегда в действительности являются таковыми — просто есть стандартные критерии, общепринятые для определенных должностей и сегментов рынка труда. К примеру, если деятельность сотрудника предполагает частые деловые контакты с иностранными партнерами, ему необходимо на должном уровне владеть английским или немецким языком. Престижное высшее образование является в глазах многих руководителей свидетельством отменной базовой профессиональной подготовки и общего культурного уровня потенциального подчиненного. Точно так же степень МВА (Master of business administration), имеющаяся в активе у нанимаемого менеджера, говорит о его солидных знаниях в области управления бизнесом. Впрочем, надо сказать, отбор первоклассных профессионалов не всегда продиктован объективной необходимостью.
«Хочу звезду!»
В нашей стране к вопросам престижа у власть имущих традиционно отношение особое. В связи с этим решение кадровой проблемы нередко не ограничивается лишь поиском компетентного специалиста. Первое лицо компании может капризно заявить служащим из департамента подбора персонала, что его фирма, мол, не приют для неудачников, и фактически потребовать, чтобы они нашли идеального сотрудника.
Иногда рекрутерам ставят еще более масштабную задачу — нанять этакого универсального солдата, чтобы он мог не только оживить деятельность своего подразделения, но и при необходимости поддержать забуксовавших коллег и даже вытащить организацию из кризиса.
К примеру, я знаю случай, когда в небольшое региональное рекламное агентство долгое время искали сотрудника со своим автотранспортом, в обязанности которому намеревались вменить следующее: находить среди местных бизнесменов заказчиков; снимать в качестве режиссера, сценариста, оператора и монтажера рекламные ролики об их магазинах и фирмах или писать заказные статьи в местные газеты. Вдобавок к этим весьма обширным обязанностям искомый человек-оркестр должен был сам заключать договоры с клиентами, а также с редакторами местных телекомпаний и газет. Забавно, что фактически самостоятельно разрабатывающему серьезное бизнес-направление сотруднику предлагали за его титанический труд не солидные проценты со сделок, а всего лишь стандартный оклад плюс премиальные. Понятно, что даже если в провинциальном городке и появился бы однажды свой Леонардо от рекламы, вряд ли он стал бы на кого-то пахать за десятерых, получая скромную зарплату.
Поиски идеального сотрудника редко приносят успех. Завышенные требования обычно приводят к тому, что вакансия некурящего менеджера по продаже металлопроката, в возрасте до 40 лет, Козерога по гороскопу, с чувством юмора, со знанием китайского языка и с дополнительным юридическим образованием в области морского права годами остается открытой. Также некоторые начальники искренне удивляются, почему им долго не удается найти секретаря на ресепшен — девушку модельной внешности с хорошим знанием английского языка, отличными навыками работы на ПК, опытом от двух лет и психологическим образованием — на ненормированный день.
Специалисты в области рекрутинга знают немало примеров, когда завышенные, даже неадекватные требования к кандидатам вызваны некомпетентностью руководителей в кадровых вопросах, незнанием ими рынка труда, а то и просто безграмотностью. А как еще можно расценивать объявление нанимателя, приглашающего опытного аудитора, аса, имеющего за плечами солидный опыт работы по профессии, в возрасте… до 25 лет! Судя по всему, автор сего опуса всерьез рассчитывал найти юного вундеркинда, который окончил университетский курс экономики лет в 15 и, в то время как его сверстники активно посещали дискотеки, уже начал набивать руку на проверке финансовой отчетности серьезных бизнес-структур.
Иногда причина слишком завышенной проходной планки кроется в несогласованности позиций руководителей компании и специалистов по подбору персонала, когда первые не имеют ясных и четких запросов к кандидатам, а вторые некомпетентны в производственных вопросах и поэтому перестраховываются как могут. И тогда в список обязательных требований к кандидатам включают то, что не является необходимым для данной должностной позиции. Бывает и так, что эйчар целенаправленно выставляет непроходимые барьеры на пути варягов извне, чтобы помочь внутреннему кандидату, которому он симпатизирует, занять престижную должность.
Работа на вырост
К сожалению, опыт приходит к человеку с годами. Так, те, кому неоднократно приходилось пробивать стены и выполнять рискованные обходные маневры, к первым сединам начинают понимать, что на поверку многое оказывается не тем, чем кажется на первый взгляд. И за первым «нет», вероятно, последует «да», если, конечно, проявить определенную настойчивость. Взгляните на страницу с самыми престижными и недоступными для среднего соискателя объявлениями. Некоторые их авторы действительно ищут суперпрофессионалов, уникальных штучных специалистов. Но немногие знают, что завышенные условия являются приманкой для амбициозных, настойчивых и уверенных в себе людей, не боящихся рискнуть ради стоящей цели и готовых к постоянному саморазвитию. В данном случае почти нереальные требования являются своего рода фильтрами, отсеивающими неперспективных кандидатов. Разумеется, никому не нужны лжецы, способные легко приписать себе несуществующие знания и навыки. Но ведь совсем необязательно обманывать потенциального работодателя, чтобы заинтересовать его, для этого можно использовать вполне честные приемы. Главное — заметить счастливую возможность там, где мыслящее стандартными барьерными стереотипами большинство увидит лишь опущенный шлагбаум.
«Мы часто при поиске персонала размещаем объявления в СМИ, — рассказывает Ирина Калашникова, ведущий сотрудник департамента персонала крупной санкт-петербургской компании. — Но чтобы они сработали, прибегаем к определенным хитростям. Дело в том, что если мы укажем обычные требования по вакансии, то деятельность нашего отдела будет парализована из-за большого количества откликов людей, заинтересованных в получении места. Поэтому мы часто апеллируем к самым напористым кандидатам. Такие люди, даже не обладая всеми нужными качествами и навыками, тем не менее звонят и приходят к нам, чтобы заявить о своем желании работать в нашей компании, активно учиться и расти в профессиональном плане. Вероятность неудачи их не пугает — они настроены не на коллекционирование отказов, а на использование каждого шанса. Я давно заметила, что есть категория людей, которым интересно только там, где трудно и надо приложить все силы, преодолеть внутренние психологические проблемы, победить себя и обстоятельства. Кроме того, такие соискатели осознают, что идеальное совпадение качеств кандидата и условий вакансии встречается крайне редко, то есть почти всегда есть повод для переговоров».
Действительно, нередко работодатели при найме специалиста идут на компромисс, соглашаясь доучить, подтянуть новичка до нужного уровня. К тому же опытные руководители знают, что иметь дело со слишком квалифицированным легионером тоже не всегда стоит, ибо профессионал уровня эксперта наверняка быстро заскучает, если ему не потребуется трудиться на пределе возможностей, пытаясь прыгнуть выше собственной головы.
Почему не я?!
Бизнес-психологи и рекрутеры знают, что хорошая самооценка даже людям, не хватающим звезд с неба, часто позволяет достигать впечатляющих карьерных вершин. В наше время грамотно выстроенный имидж, эффективный самопиар, внутренняя убежденность в собственной исключительности, умение себя продать порой значат в профессиональной жизни не меньше, чем красный диплом и призвание к избранному ремеслу. А сомнения в собственных способностях и психологические комплексы способны даже гения превратить в хронического неудачника.
Так что пестуйте в себе здоровые амбиции и используйте наступательный стиль, постоянно устраивайте себе тестовые испытания на умение преодолевать сложности. При этом, конечно, надо сохранять адекватный взгляд на вещи. Одно дело, если вы объективно в значительной степени соответствуете профессиональным ожиданиям работодателя, и совсем другое — если в погоне за поманившей фортуной пытаетесь ввязаться в опасную авантюру. Так, мой знакомый несколько лет назад, только поступив на курсы видеооператоров, сумел каким-то чудом под видом опытного специалиста отправиться в командировку с режиссером-документалистом на Валаам. Мой приятель действовал по известному принципу: «Главное — ввязаться в бой, а там как карта ляжет». В результате дело кончилось грандиозным скандалом, ибо горе-оператор своей непрофессиональной съемкой пустил под откос весь проект, подвел многих людей и был вынужден из собственного кармана компенсировать киношникам понесенные ими финансовые потери…
Итак, чтобы конструктивно использовать свой шанс, не прибегайте к откровенной лжи. А вот выгодно расставить акценты в процессе предварительных переговоров с кадровиком или в резюме вполне допустимо. Важно найти в своем прошлом требуемые таланты и опыт. Конкретный пример: в объявлении о поиске сотрудника указано, что компании нужен экономист со стажем работы в страховом бизнесе. И пусть у вас его нет, возможно, вы когда-то проходили стажировку в организации, имеющей отношение к заявленной отрасли (или, скажем, тема вашего дипломного проекта связана со страхованием). Подобные эпизоды биографии должны стать ключевыми элементами резюме. При этом вы не пытаетесь солгать, а только творчески оперируете выгодно характеризующими вас фактами. Мудрый работодатель не только не упрекнет вас за обходной маневр, а и наверняка оценит ваше умение решать проблемы нестандартными методами.
Зачастую информация, которая на первый взгляд кажется совершенно бесполезной, при определенной интерпретации может придать необходимый положительный заряд вашему резюме. Иными словами, подчас ваше трудоустройство является всего лишь вопросом формулировки одной строки резюме. Предположим, полгода назад вы посещали тренинг по организации эффективной рекламы. В резюме можно так и написать: «Прошел такой-то тренинг». Но вряд ли это добавит много очков не имеющему опыта теоретику. Я не призываю идти на откровенный обман, приписывая себе мнимые достижения на ниве пиара, придумывая несуществующие места работы и подтасовывая прочие факты собственной профессиональной биографии. А вот нейтральная формулировка «Имею опыт организации эффективной рекламы» не будет обманом, ведь на тренинге вы действительно получили определенный опыт. Если же во время интервью рекрутер затронет эту тему, вы откровенно сможете рассказать ему все как есть, естественно, интерпретируя факты в свою пользу… Впрочем, надо сказать, подобное искажение информации — дело чрезвычайно тонкое, и тут важен адекватный ситуации подход.
Вот еще пять рекомендаций, как взять штурмом неприступную вакансию.
1. Эксперты рекомендуют при первом разговоре с потенциальным работодателем уточнить, какие его требования к кандидату являются принципиальными, а какие — второстепенными.
2. Обязательно соберите как можно больше предварительной информации о заинтересовавшей вас компании и продумайте стратегию своего поведения на переговорах с ее представителями.
3. Накануне интервью проведите ревизию собственного профессионального капитала с учетом требований вакансии, чтобы иметь четкое представление о своих козырях и слабых сторонах.
4. В общении с нанимателем важно выстроить верную стратегию поведения и выглядеть соответственно той должностной позиции, на которую вы претендуете.
5. Непременно приготовьте интересные предложения для компании и используйте их на интервью. Раз уж вы решились на рискованное предприятие, то и действовать следует наступательно и нестандартно.
Успехов!
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.