Вся наша жизнь зависит от работы: будние дни расписаны по минутам, расходы распланированы в соответствии с ежемесячной зарплатой, да и с самооценкой все в порядке. Что уж тут скрывать - осознавать, что твоя работа нужна, и чувствовать себя значимой персоной хотя бы в отдельно взятой компании приятно во всех отношениях. Но может произойти так, что в один далеко не прекрасный день прозвучит как гром среди ясного неба: вы уволены!
В наше время потерять работу может каждый, причем от массовых увольнений не спасает даже громкое имя компании. Так, один из крупнейших в мире банков - HSBC - объявил о сокращении своих сотрудников вследствие финансового кризиса. В результате армия безработных пополнится на 1100 человек.
Увольнение приближается
Зачастую информация об увольнении или сокращении становится для человека полной неожиданностью, надолго вводя его в состояние ступора, растерянности или даже депрессии. Однако специалисты утверждают, что в безвыходную ситуацию, как правило, попадают невнимательные сотрудники, а тот, кто все подмечает, вполне может подготовиться к грядущей безработице и морально, и материально.
Как рассказала интернет-газете «СЕЙЧАС» Вера Стоцкая, специалист по подбору персонала одной из столичных компаний, основными признаками того, что сотрудника собираются уволить, могут служить следующие факторы:
- круг обязанностей постепенно уменьшается;
- в поле зрения появляется «ученик», которого нужно обучить своим обязанностям;
- вас под каким-то предлогом отстранили от участия в собраниях и совещаниях;
- тренинги и обучающие курсы проходят мимо;
- каждая ошибка озвучивается в присутствии всего офиса;
- руководство противопоставляет вас коллективу и постоянно обсуждает ваши промахи;
- при вашем появлении коллеги замолкают.
«Старое правило «предупрежден - значит вооружен» остается в силе, - говорит психолог Марина Деркач. - Наблюдательность и знание о типичном поведении руководителя в канун увольнения позволит потенциальному кандидату на увольнение если не «бороться с ветряными мельницами», то, по крайней мере, подготовиться к смене места работы».
Готовность номер один
Но даже если отношения в коллективе кажутся прекрасными, работа – отличной, а начальник вызывает почти братские чувства, не стоит обольщаться. Мир может перевернуться в одно мгновение, и вчерашний «незаменимый сотрудник» с удивлением обнаруживает, что оказался на улице, а его сбережения тают на глазах. Чтобы подобного не произошло, специалисты советуют подготовиться к неожиданной потере работы заблаговременно, тем более что это совершенно несложно:
- создать «неприкосновенный запас», откладывая 10% своего заработка;
- не терять связей со старыми знакомыми;
- общаться с «нужными» людьми;
- по возможности заниматься самообразованием.
Придерживаться этих советов следует даже тем, кто абсолютно убежден, что увольнение ему не грозит. Быть подготовленным никогда не помешает, а соблюдение самых простых рекомендаций поможет смотреть на увольнение не как на трагедию, а как на переломный момент в своей жизни.
У страха большие глаза и низкая зарплата
Комментируя материал на тему «Как часто следует менять работу», один из наших читателей высказал мнение, с которым, наверняка, согласятся многие: «Менять не страшно, когда смотришь со стороны, а когда сам проходишь этот путь, морально очень тяжело».
Интернет-газета «СЕЙЧАС» уже писала о том, что далеко не все люди боятся потерять работу - для некоторых постоянная смена офисов становится стилем жизни. И тем не менее тех, кто испытывает страх остаться без работы, значительно больше. «В период экономической нестабильности вполне преодолимый страх потерять работу перерастает в мучительный комплекс. Сегодняшние 35-40 летние (и старше) пережили непростые времена, когда все старое рушилось, новое практически не создавалось, в связи с чем в массах распространялись самые разные страхи, в том числе и страх остаться без работы. В итоге рядовые труженики крепко держались за не самое лучшее место, терпели всевозможные притеснения от начальства и ни в коем случае не требовали повышения зарплаты – как бы не сделать себе хуже!» - отметила Деркач интернет-газете «СЕЙЧАС». По ее словам, одним из последствий всеобщего страха стали низкие зарплаты на украинском рынке труда: зачем платить сотруднику больше, если он и так никуда не денется? Эта тенденция сохранилась по сей день.
Я не трус, но я боюсь...
Человеческие страхи напрямую связаны с уровнем развития общества, говорят психологи. Согласно известной пирамиде Маслоу, все потребности человека выстраиваются в пирамиду, в основании которой лежат базовые физические потребности (голод, жажда, потребность во сне и другие), следом идут экономические, социальные, культурные. Поскольку украинцы на первое место в «шкале страхов» выдвигают физические и экономические (безработицу, болезни, преступность, бедность, рост цен, развал экономики, стихийные бедствия), это говорит о не слишком благополучной ситуации в нашем обществе.
Кстати, недавние исследования показали, что у страха потерять работу есть гендерный и социальный портрет. Как правило, женщины сильнее опасаются безработицы, нежели мужчины, и, надо сказать, не без оснований. Согласно данным Госкомстата Украины, из 509,5 тыс. украинских безработных, зарегистрированных на конец августа 2008 года, 314,1 тыс. – женщины.
Самая «боязливая» категория – это люди в возрасте 40-60 лет, причем чем ниже уровень образования, тем сильнее страх потерять работу. А работодатель – вольно или невольно – подобные страхи усугубляет. Чем солиднее организация, и чем дольше человек в ней трудится, тем глубже страх. Психологи советуют научиться управлять своими страхами, не упиваться страданиями по поводу упущенных возможностей и даже в мыслях не допускать, что вы хуже других. Смело смотрите в свое будущее и помните, что ваш страх дает руководителю мощный рычаг воздействия на вас.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.