Опасности «модных» специальностей
26.09.2007 206 Ах, мода, мода. Мы выбираем костюм последней дизайнерской мысли, делаем стрижку, как в том, популярном глянцевом журнале, только лишь потому, что кто-то сказал, что это «модно».
Сколько трудностей мы готовы стерпеть, лишь бы угодить этой капризной даме – только ради одного – ради возможности называться модным человеком, идущим в ногу со временем.
Но при этом мы порой совершенно забываем о том, что мода, помимо всего прочего, дама непостоянная – и то, что было модно еще вчера, безнадежно устареет уже завтра.
Но, если костюм, вышедший из моды, можно просто повесить в шкаф и забыть о нем, волосы – отрастить или перекрасить в угоду новому веянью, то, что же делать с «модной» специальностью. И всегда ли «модный» означает «хороший»?
Вообще слово «модный» действует на нас магическим образом – стоит нам увидеть в буклете или какой-то газете словосочетание «модная профессия» как мы, если не бежим ее осваивать, то, по крайней мере, задумываемся о такой возможности.
И хорошо тем людям, у которых уже сложившаяся карьера и есть весьма реальные перспективы – они подумают, да и, махнув рукой, пойдут заниматься своими делами. А вот те, кто находится на распутье могут сделать серьезную ошибку – к сожалению, идя на поводу у моды, очень легко забыть о своих истинных желаниях.
Цепочка рассуждений в таком случае обычно проста: раз это модно – значит, как минимум, многие могут этим заниматься, а значит, и я смогу, к тому же раз модно, то значит престижно и востребовано.
Поэтому, выбирая модную профессию, многие совсем забывают о том, что кроме моды еще есть способности и желания. И, как результат, через некоторое время эти люди разочаровываются в выбранной профессии и либо приобретают другую специальность, либо – всю жизнь работают на нелюбимой работе.
А достичь успеха, стать высококвалифицированным специалистом в области, которою не любишь и которая не интересна – невозможно. Поэтому появляются нереализованные желания и амбиции и чувство неудовлетворенности собой.
А то, что «модная специальность» не всегда означает «специальность востребованная» – вообще отдельный разговор. Многие забывают, что в результате резкого увеличения количества специалистов рынок очень быстро достигает предела насыщения – мода на специальность проходит, а вот сотни специалистов с дипломами, но без рабочих мест остаются.
Поэтому высока вероятность того, что абитуриенты, которые сейчас десятками штурмуют двери вузов, надеясь получить престижную специальность, через пять лет будут испытывать трудности в поиске работы. Ведь за эти пять лет ситуации на рынке кардинально изменится, и будут модными уже совсем другие специальности.
Одна моя знакомая, Ольга, поддалась на уговоры родных и друзей, а так же увещания приемной комиссии, что специальность «экономика предприятия» очень модная и востребованная. А ради справедливости следует заметить, что так оно и было, Ольга поступила на дневное отделение и пять с половиной лет училась сводить балансы и подсчитывать рентабельность.
Но за эти годы, рынок экономистов переполнился настолько (по официальным данным в четыре раза), что получить работу ей удалось только в маленькой фирме, где платили почти копейки. И все бы еще ничего, да проработав около года, она поняла, что быть экономистом – это не совсем то, чего бы ей хотелось. А, если быть точными, то совсем не то.
Поэтому, Ольге пришлось потратить еще несколько лет на освоение новой профессии, которая была ей по душе, а потом и на поиски новой работы – специалиста по связям с общественностью.
Зато теперь она один из ведущих специалистов в своем агентстве, не смотря на то, что путь к любимому делу занял в два раза больше времени (ведь ей пришлось быть студенткой два раза) и денег – ведь второе высшее образование у нас в стране только платное.
Поэтому ее пример хороший повод задуматься – а не проще ли один раз тщательно и осмысленно подойти к выбору будущей специальности, чтобы потом не тратить лишний раз время и деньги, на переобучение.
Таким образом, можно смело утверждать – при выборе специальности не стоит полагаться на то, какая профессия является самой модной. Ведь во-первых, через несколько лет, которые займет обучение, ситуация на рынке труда может измениться не в самую лучшую для данной специальности сторону.
А во-вторых, модные специальности не учитывают личных талантов и особенностей всех людей – и то, что идеально подходит одному, может оказаться совершенно неприемлемым для другого. А ведь специальность это не костюм – так просто ее в шкаф не повесишь, и зарабатывать на хлеб ею придется если не всю жизнь, то очень долго.
Издание "Работа+Карьера"