Преимущества локальных корпоративных сетей уже давно не требуют
доказательств. Они существенно упрощают работу производственных отделов,
избавляя сотрудников от лишних передвижений, и экономят время. Но чем больше ПК
и, соответственно, пользователей, тем чаще возникают неполадки, вызванные
техническими причинами или неумелыми действиями. И тут уж не обойтись без услуг
специалиста, обеспечивающего бесперебойную работу сети при любых
обстоятельствах, включая природные катаклизмы и случайное выпадение сетевого
кабеля из разъема. Поэтому профессия системного администратора стала одной из
самых ходовых в сфере IT. Иностранные эксперты сообщают,
что за последние 15 лет в странах Западной Европы и США по этой специальности создано
более 800 тысяч вакансий. Просьба назвать точную дату возникновения профессии
системного администратора (сисадмина, более упрощенно, админа или С.А.) ставит
в тупик многих профессионалов. Предположительно она возникла с появлением
группы многопользовательских операционных систем UNIX в конце 1960-х — начале 1970-х: до этого администрировать было
нечего. В стандартном наборе функции специалиста включают: построение «с нуля»
и наладку корпоративной сети, установку операционной системы и настройку программного
обеспечения. Когда все отлажено, на плечах С.А. — закупка нового оборудования,
профилактика или устранение поломок в старом и, самое важное — консультирование
и техническая поддержка техники. Ежедневно он следит за работоспособностью ПК,
принтеров, факсов, сканеров, серверов, сетевых устройств, Интернета,
электронной почты, обслуживает офисные АТС и оптимизирует базы данных. Несмотря
на то, что перечень обязанностей можно свести к незатейливому: «Чтобы все
работало!», найти специалиста, способного упешно управлять компьютерным
хозяйством, не так уж и просто. В чем же загвоздка?
Двойной
пробел
Рынок
труда системных администраторов специфичен. Наблюдается избыток предложений от
неоперившихся специалистов, среди которых 85% — студенты или безработные
молодые самоучки, решившие, что знание устройства ПК — достаточное основание,
чтобы претендовать на должность. Но большая часть компаний готова принять на
работу и таких кандидатов (правда, с зарплатой на порядок ниже). Работодатели
называют две причины этой «программы лояльности». Во-первых, наниматели
стремятся к тому, чтобы один сотрудник за ту же зарплату выполнял работу
программиста и системного администратора, и… разбирался в телефонных сетях.
Разумеется, опытные специалисты (читай, знающие себе цену) неохотно
соглашаются на добровольно-безвозмездное совместительство, а безработная
молодежь не столь требовательна. Вторая причина: не ангажированные
профессионалы — большая редкость. Организации без крайней необходимости
стараются не расставаться с сисадминами, памятуя о степени их
информированности. Увольнение может быть чревато осложнениями не только при
возникновении серьезных технических неполадок. Помимо основных обязанностей, на
первый план в работе админов выходят вопросы обеспечения информационной
безопасности (см. диаграмму). Согласно статистике, 85% организаций и
правительственных служб зарегистрированы взломы компьютерных систем, вследствие
чего нанесены убытки в 400 млн долларов. Вспомните шутку, «хуже обиженного
бухгалтера может быть только обиженный системный администратор»: если следы
«творений» раздосадованного финансиста видны в отчетной документации, то
отследить подрывную деятельность компьютерного гения практически невозможно.
Потому утверждение, что уволенные сисадмины идут в хакеры, может показаться
смешным только на первый взгляд. Вполне понятно, что работодатели предпочитают
поиск кандидатов на должность распорядителя компьютерного хозяйства производить
среди знакомых или через знакомых. Это вовсе не значит, что у вас нет шансов
стать системным администратором, если вас приняли в компанию «с улицы»: в этом
случае доступ к важной информации первые несколько месяцев будет для вас
закрыт, и только, прослужив «верой и правдой» можно будет рассчитывать на
получение «ключа без права передачи». Но до этого предстоит пройти
«естественный отбор».
Админ,
совсем админ
Незатейливый
«простоквашинский» подход к настройке оборудования — «Ура! Заработало!» (или
нет) — в делах системного администрирования может привести к печальным
последствиям, поэтому от претендентов на позицию С.А. требуют высокого уровня
специальной подготовки. С небольшими отклонениями: перечень требований
работодателей находится в прямой зависимости от предлагаемой заработной платы.
Чтобы получать до 350 у.е. в месяц, достаточно среднего специального
образования и базовых навыков: знаний IT-технологий, нескольких версий ОС Windows, антивирусного и
антиспамного ПО, принципов работы сетевого оборудования, протоколов TCP/IP и сетевых сервисов. У кандидатов,
которым готовы платить от 350 до 750 у.е. должен быть опыт работы на налогичной
должности от 2-х лет со средним парком (30 машин). Предпочтительно высшее (или
неоконченное высшее) образование и базовые знания английского. К портрету
претендента на зарплату свыше 750 у.е. добавляются новые штрихи: опыт работы с UNIX-подобными операционными
системами и специальным программным ПО. Работодатели настаивают на обязательном
высшем, опыте работы не менее 3-х лет и знании технического английского.
Последнее продиктовано «производственной необходимостью» — описание ПО и
алгоритмических языков можно встретить исключительно на английском.
Предпочтительный возраст соискателей — 27-40 лет (72% объявлений). Около 97%
вакансий рассчитаны на мужчин: большую долю в работе «универсальных» сисадминов
занимает физический труд, как то: транспортировка, монтаж и демонтаж
оборудования (к слову, тяжелого и габаритного), черновая работа по прокладке
локальной сети и т.п. «Собеседование при устройстве на работу должно проходить
в 2 этапа, — комментирует Андрей Онищенко, руководитель отдела технической
поддержки и информационной безопасности ЧП «Робота Плюс». — Сначала
необходимо определить личностно-мотивационные характеристики соискателя, его
психологическую совместимость с членами коллектива, чтобы лишний раз не
оправдывался рекрутерский закон, гласящий, что претендентов всегда принимают по
профессиональным качествам, а увольняют из-за личных. Оценка компетенций
специалиста заключается в многоуровневом интервьюировании кандидата по каждому
из базовых навыков. Сначала задаются элементарные вопросы о сути процессов,
например, как передаются данные, какое оборудование является конечным
потребителем и т.д. Прошедших первый уровень сложности ожидают вопросы
посерьезнее: например, о технических характеристиках передаваемого сигнала,
возможных электромагнитных причинах нарушения работоспособности сети и т.п. И
как апофеоз — методах шифрования канала передачи данных, протоколов шифрования
и безопасности построения БЛВС и др.» Соответствующего требованиям кандидата
ожидает зачисление в штат и служебный рост — в среднем, за 2-3 года можно
дорасти до руководителя IT-отдела.
Это потолок карьерного роста, что является большим минусом для карьеристов. И
минус этот не единственный.
«А
кофе на клавиатуру тоже вирус пролил?»
Вы
намереваетесь стать сисадмином? Готовьтесь к тому, что, возможно, у вас
ухудшится зрение, появятся боли в спине, шее и запястьях, даже если будете изо
всех сил стараться учитывать все технические перерывы, предусмотренные КЗоТом.
«Несмотря на стереотип о том, что системщики все время заняты сетевыми играми,
у них меньше всего времени на компьютерные шалости: уж слишком много
обязанностей и не всегда «своих», — комментирует Андрей Ромашов, системный
администратор компании «Arden».
— Обычно на плечи админов ложится абсолютно вся работа, связанная с офисной
техникой, начиная от замены картриджей и заканчивая установкой систем
видеонаблюдения. Помимо этого практически все сотрудники считают своим долгом
приносить для ремонта или настройки всякую электронику, включая кухонную
утварь. Довольно много времени тратится на вопросы пользователей, не способных
самостоятельно разыскать нужную кнопку или проследить, чтобы вилка не выпала из
розетки». И здесь туго приходится системщикам, не обладающим достаточной степенью
отказоустойчивости (термин, придуманный кадровиками, наблюдающими потуги С.А
выбраться из вороха непосильных, а главное — ненужных задач). Рабочий день
сисадмина часто превышает 9 часов, иногда им приходится работать и в авральном
режиме и по 16, чтобы быстрее устранить возникшие неполадки. Исследования
подсказывают, что в рейтинге профессий наиболее подверженных стрессу, лидируют IT-шники. 97% опрошенных
признают, что их работа стала причиной постоянного нервного напряжения и сетуют
на нехватку времени на психическую реабилитацию. Но, несмотря на перечисленные
«прелести», профессия С.А. не становится менее привлекательной для соискателей.
Власть сисадмина велика, не многие рискнут уволить или обидеть сотрудника,
знающего практически все секреты фирмы, он вполне может завоевать непререкаемый
авторитет и даже сделаться правой рукой шефа. Не говоря уж о том, что в офисе
нет человека более компетентного в вопросах компьютеризации и технических
новинок. К тому же, считается, что сисадмин — это истинно мужская профессия (и
отнюдь не из-за большой доли физической работы). Ведь именно представителям
сильной половины человечества свойственно всегда держать систему под контролем.
Плюсы
|
Минусы
|
Можно
трудоустроиться без специального образования (80% представителей профессии —
самоучки) |
Профзаболевания:
ухудшение зрения, боли в спине, шее и запястьях |
Быстрый
карьерный рост (от полугода до 3 лет) |
Чаще
всего рабочий день длится более 8 часов (иногда и по 16 часов), случаются
авралы |
Необходимость
постоянно учиться и следить за развитием ПО |
Помимо
должностных обязанностей на сисадмина перекладывают массу других |
Высокая
компетентность в вопросах компьютеризации |
Практически
все сотрудники обращаются с просьбами починить различную электротехнику,
включая мобильные телефоны и утюги |
Размер
заработной платы зависит от компетентности специалиста и, как правило, высок |
Многие
пользователи склонны сваливать свои проблемы на админов, зачастую в
нелицеприятной форме |
Единожды
настроив все системы, С.А. далее решает мелкие проблемы, возникающие у
пользователей |
Карьерный
рост ограничен |
Это интересно. С 2000 года каждую последнюю
пятницу июля более чем в 20 странах мира отмечается День сисадмина. Все
началось со спонтанного решения американского сисадмина из Чикаго Теда
Кекатоса, пожелавшего возвысить статус «повелителя сетей» сотворением
собственного профессионального праздника. Автор идеи не уделял особого внимания
подбору даты торжества, она назначена произвольно. И теперь в этот день принято
выказывать знаки признательности исполняющим обязанности С.А. (или хотя бы не
беспокоить). В Украине этот международный праздник пока относится к разряду
неофициальных.
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?