Около 70% соискателей рассчитывают найти работу с помощью личных связей. И все же, к счастью, времена, когда устроиться на хорошую работу без знакомств было практически невозможно, прошли. В настоящее время наличие рекомендаций – лишь положительный фактор при поиске работы, но, отнюдь, не обязательное условие для успешного трудоустройства.
Не следует путать рекомендацию с протекцией, т.е. с "блатом", который был особенно распространен в советское время. При прочих равных условиях наличие рекомендации –- дополнительный аргумент в пользу получения рабочего места. Протекция же – это прямая помощь при устройстве на работу, когда вакантное место для соискателя гарантировано определенными обстоятельствами, другими словами, возможностью повлиять на мнение работодателя. По протекции чаще всего устраиваются на предприятия, где не умеют или не хотят заниматься подбором персонала. Или же на должности, связанные с большой материальной ответственностью, либо конфиденциальностью, требующей неразглашения коммерческой тайны. Одним словом, когда нужны люди, чья лояльность в определенной мере гарантирована. Но с каждым годом число специалистов, нашедших работу по протекции, сокращается при одновременном увеличении количества трудоустроившихся по рекомендациям.
Кстати, рекомендации и рекомендательные письма – не нововведение американского менеджмента. В нашей стране традиция профессиональных рекомендаций сложилась еще в 70-х годах XIX столетия, когда высшее образование стали получать представители различных сословий. Сформировался класс "разночинной" интеллигенции, основным источником доходов которой являлась та или иная профессиональная деятельность. В каждой профессии были профессиональные авторитеты – лица, наделенные правом экспертной оценки профессиональной пригодности и правом рекомендовать других специалистов. Рекомендации были важной частью карьеры. Практикующий врач без рекомендаций мог вызвать подозрение в некомпетентности, а это могло ему стоить практики и, следовательно, лишения средств к существованию, положению в обществе, допуска в профессиональные круги.
В настоящее время традиция рекомендаций и рекомендательных писем возрождается. И, по мнению специалистов кадровых и рекрутинговых агентств, за ними большое будущее. Ведь как показала практика, резюме не всегда можно доверять –- часто информация в нем либо поверхностна, либо не правдоподобна; а к собеседованию, как и к экзамену можно подготовиться. И потому все чаще наибольшим доверием пользуются рекомендации, особенно руководителя либо менеджера по персоналу с предыдущего места работы.
Согласно толковому словарю Ожегова, "рекомендация –- это благоприятный отзыв о ком-либо или о чем-либо". Заметьте, благоприятный и никакой другой! Можно сказать, существует хороший тон –- не давать плохих рекомендаций. Другими словами, если на прежней работе вам не хотят давать рекомендаций или пытаются уйти от разговора на эту тему, при поиске работы у вас могут возникнуть определенные сложности. Однако и положительные рекомендации непременно проверяются, так как не все руководители им доверяют –- все мы родом из бюрократической страны. Особенно о своем реноме беспокоятся западные компании, именно они вели на нашем рынке практику проверки рекомендаций. И потому руководители предприятий, а также кадровые и рекрутинговые агентства, отбирая специалистов на ключевые или руководящие должности, всегда учитывают наличие рекомендаций и всегда тщательно их проверяют.
Чем выше позиция, на которую претендует кандидат, тем внимательнее к нему присматриваются. В зависимости от уровня компании и должности, нужно иметь от одной до трех рекомендаций. На некоторых предприятиях, где рекомендации являются одним из важных инструментов при оценке кандидата, разработаны специальные методы их проверки. А в узком кругу рекрутеров обязательно есть "черный список" кандидатов с плохой репутацией".
Рекомендации –- достаточно нетрадиционная форма документов при трудоустройстве. И потому благодаря официальным положительным отзывам о вашей работе, вы будете выгодно отличаться от своих конкурентов. "Рекомендательные письма" следует брать у первых лиц компании. Оформляют их на фирменном бланке, они обязательно должны иметь подпись лица, которое его подписывает, контактный телефон и печать фирмы. Можно также обратиться к авторитетным специалистам в вашей сфере деятельности.
Рекомендательное письмо должно содержать описание ваших конкретных обязанностей на предыдущем месте работы, а также проектов, в которых вы участвовали. Письмо должно содержать краткое впечатление о результатах вашей трудовой деятельности, деловых качествах и способностях к дальнейшему профессиональному росту. Несколько слов должно быть сказано о причинах увольнения.
Рекомендательные письма следует предоставлять вместе с остальным пакетом документов на собеседовании. Если вы не можете оставить рекомендательные письма работодателю для ознакомления (например, каждый день у вас по три интервью), следует на отдельном листке напечатать список лиц, которые дают вам рекомендации и их контактные телефоны.
Особо ценным будет рекомендательное письмо от вашего бывшего руководителя, написанное специально для вашего будущего работодателя (вплоть до указания имени, отчества и фамилии в обращении). Это яркое подтверждение ваших хороших отношений с бывшим руководством, а это немалые гарантии того, что такими же ваши отношения будут и с вашим будущим руководством.
А, значит, не бойтесь на собеседовании предоставлять рекомендательные письма, ведь они избавляют вас от необходимости расхваливать себя. За вас это сделают другие.
Информационно-аналитический отдел
Еженедельник "Пропоную роботу" Ангелина КРОК
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».