— «Цирковой союз Кобзова» — это общественная организация, главная задача которой — способствовать развитию циркового искусства на Украине. В состав союза входит двенадцать цирковых коллективов, гастролирующих по городам Украины и России. А «Цирк Кобзов» — коммерческая структура, состоящая из пяти передвижных цирков-шапито.
— Как вам пришла идея
создать «нескучный цирк»?
— Уже будучи директором цирка, я задумался над тем, что нужно зрителю, помимо представления? Ответ, как ни странно, нашел в супермаркете. Это был 2000 год, когда у нас в стране появились первые магазины самообслуживания на западный манер. Помните, туда сразу хлынули покупатели, делая магазинам огромную прибыль. Почему? Да потому, что, приходя в супермаркет, они получали удовольствие от процесса покупки. Все красиво разложено по полочкам... Обычный торт, поставленный на подставку, и искусно подсвеченный, производит впечатление куда большее, чем просто выставленный на витрину. Для наших неизбалованных людей это было путешествие в сказку. И я решил, что шапито тоже надо подавать, как хороший товар, — красиво, с уважением к клиентам.
— Создавая свою
концепцию цирка, вы опирались на опыт соотечественников?
— Скорее, отталкивался от противного. С чем сталкивается зритель, приходя к нашим конкурентам? У входа его встречает не всегда приветливый билетер, в зрительном зале — толкотня и давка, вас никто не проведет к месту. К началу представления зритель настолько бывает раздражен, что зачастую не может получить удовольствие от спектакля. Теперь о представлении. В обычном цирке действо всегда разворачивается по одному сценарию: нейтрально-белый свет освещает сцену, на которую, сменяя друг друга, выходят разнообразные артисты, показывающие свои трюки. Согласитесь, одна и та же подсветка на все номера — это скучновато…
— Почему бы всем
коллективам союза не присвоить статус «Цирка Кобзов»?
— Для меня «Цирк Кобзов» — это высокий уровень подачи представления и… обслуживания. Зритель, купивший билет на спектакль, — клиент, приобретающий услугу. И наша главная задача — сделать пребывание в стенах цирка комфортным и уютным. В заботе о зрителе нет мелочей: это качественные звук и свет, и высокий профессиональный уровень артистов и обслуживающего персонала. Мы попытались сломать стереотип о том, что в цирке главное действующее лицо — артист. Мы все внимание направляем на зрителя, ради которого и дается представление.
— А в чем это
выражается?
— Прежде всего, в создании комфорта. Чтобы зритель, придя в цирк, мог расслабиться и забыть о своих проблемах. Мы создали на сцене настоящие лазерные шоу со спецэффектами, по уровню не уступающие сценическим эффектам программ ведущих эстрадных звезд. Артиста, делающего замечательные трюки, выгодно выделив светом, красиво преподносим зрителю. И сразу же убедились: зритель это оценил, на представления хлынул народ.
— Кем вы себя ощущаете — артистом или менеджером?
— По своей первой специальности я — артист-акробат, но, видимо, задатки менеджера у меня врожденные, потому что ранее не учился специально этой науке. Поначалу было сложно. Прочитав массу специальной литературы по менеджменту, понял, что, не обладая знаниями, в большинстве случаев интуитивно принимал правильные решения. Ведь не важно, что ты продаешь — продукты, металл или цирк. Главное — как подаешь клиенту свой товар. Цирк это тоже товар, только зрелищный. Читая книги ведущих американских менеджеров, заметил, что принципиально новой для меня информации — процентов пять-десять. Все остальное я уже давно постиг опытным путем. Сейчас, имея возможность ездить за границу, перенимаю опыт. Считаю своим долгом расти как менеджер, развиваться. Когда почувствовал необходимость усовершенствовать свои знания, поступил и успешно окончил Академию руководящих кадров искусства и культуры. Если у меня возникнет ситуация, описанная в книге и кем-то уже решенная, — зачем повторять чужие ошибки, пытаясь найти выход? Лучше воспользоваться чьими-то проверенными на опыте знаниями.
— Как начинали свою
карьеру в цирке?
— Только придя в цирк, хотел быть нужным везде: брался за любой труд, не требуя оплаты. Мне доставляло удовольствие ощущение собственной незаменимости. Пожалуй, в цирке нет профессии, которую бы я не испробовал. Успел поработать и водителем, и администратором, и униформистом. Был акробатом, работал в клоунаде. Без преувеличения могу сказать, что о производственном процессе в цирке знаю практически все. И как надо поставить свет, и как должен работать артист. Поэтому мне легко контролировать подчиненных: всегда могу определить причину проблемы, а если возникает необходимость — лично прихожу и показываю, как исправить ситуацию. Я считаю, что хороший руководитель должен пройти все ступеньки развития, от простого работяги до директора. Тогда он понимает, как функционирует каждая служба, для чего она нужна и какие условия создать, чтобы механизм работал, как часы.
— Какие профессии
задействованы в работе вашего цирка?
— В стационарных цирках множество отделов, обеспечивающих работу. «Цирк Кобзов» не получает государственной дотации, поэтому позволить себе большой штат не можем. В наших шапито несколько ключевых должностей, без которых нельзя обойтись. В первую очередь, артисты и директор. Но без толковых администраторов, водителей, электриков, звукооператоров и осветителей никакого шоу не будет. Стараемся удешевить процесс: например, за отдельную доплату функции рабочих сцены по совместительству выполняют сами артисты.
— На каких работниках
вы не можете себе позволить экономить?
— В первую очередь, на электриках и звукооператорах. Главный водитель — очень ответственная должность, один из важнейших людей в шапито. Шепитмейстер занимается установкой передвижного цирка, решает организационные вопросы. Это чисто технический специалист, но без него немыслим наш процесс. Администраторы заводят людей в залы, следят за тем, чтобы зрителям было комфортно и уютно — как же без них?
— Вы испытываете
недостаток в кадрах?
— Да. Самые востребованные — технический персонал: водители, рабочие. Пообещать большую зарплату мы не можем, поэтому к нам приходят, в основном, люди, влюбленные в цирк. Надо быть большим романтиком, чтобы в наше прагматичное время посвятить себя служению искусству. Причем, оставаясь в тени, выполнять простую тяжелую работу. По нашей статистике, только один из пятидесяти пришедших к нам остается работать. Ведь условия труда очень непростые. Наш цирк приезжает в город накануне представления. Какая бы не была погода, необходимо поставить шатер, подготовить сцену: ведь люди уже купили билеты и с нетерпением ждут спектакля. В цирке зачастую нет самых элементарных удобств: воды, туалета. Многие, узнав об этом, удивляются: как же так можно жить? А люди, которые у нас работают, не представляют, как можно жить иначе — с удобствами, но без цирка. Если ты выбрал такой путь, то останешься у нас навсегда.
— Бывает ли, что
человек приходит простым рабочим, а потом становится артистом?
— Конечно, и очень часто! Самый свежий пример: пару лет назад к нам пришел паренек после армии. Сказал, что очень хочет работать в цирке, но делать ничего не умеет. Мы его взяли на место рабочего. Сейчас ему 23 года, и он один из лучших наших артистов, имеет собственный номер. И это не единичный случай.
— Много ли сейчас
таких романтиков, не надеющихся на большие деньги, готовых посвятить себя
служению искусству?
— К сожалению, мы живем в очень жесткое время, и романтиков становится все меньше и меньше, даже среди артистов. Все хотят сытно и богато жить, ездить на дорогих авто и иметь престижное жилье. Но я убежден: во все времена были люди, для которых материальный фактор менее важен, чем любовь к искусству. Я не призываю голодать или работать бесплатно. Конечно, деньги нужны, от этого никуда не денешься. Но люди, которые работают у нас, приходят на работу как на праздник, и, кроме материального вознаграждения, получают удовольствие от каждой прожитой минуты в стенах цирка. Это ли не истинное счастье?..
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.