Если вы попросили руководителя написать вам рекомендательное письмо, не удивляйтесь, если услышите в ответ предложение набросать черновик самостоятельно. Здесь впору радоваться: ну кто это сделает лучше вас?
Конечно, свобода творчества не означает, что вы можете расхвалить себя как угодно, просто поручить человеку написать себе рекомендательное письмо – вполне принятая практика в компаниях. Не каждый руководитель сможет уделить достаточное внимание написанию хорошей рекомендации, к тому же в современном деловом мире принято, чтобы сотрудник умел оценивать себя сам. Начальник доверяет вам составить черновик и всегда может внести в него изменения и дополнения. Затем письмо распечатывают, подписывают, ставят печать и вуаля! – вот он ваш паспорт на новую работу.
Скромная похвала
Писать себе рекомендацию намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд, тем более что вы должны писать ее от чужого имени. Редкий человек умеет достойно похвалить себя, выказав себе уважение, не забывая своих достижений и успехов, не придумывая при этом хрустальных замков. Если вы относите себя к скромникам, отбросьте стеснение хотя бы здесь, возьмите листок бумаги и составьте список всех ваших положительных качеств и профессиональных достижений. Не переусердствуйте – неискренность легко почувствовать, и информации в письме будут меньше доверять. Возможно и сам работодатель не согласится поставить подпись под определением «величайший в мире разработчик инновационных идей». Будьте сдержаны, но искренни.
Оцените свой трудовой багаж
Написание рекомендательного письма сродни составлению резюме. В резюме вы тщательно отбираете значимые факты вашей биографии и указываете информацию, важную для потенциального работодателя. В рекомендательном письме вы концентрируетесь на своих положительных качествах, карьерных успехах, достижениях и профессионализме. Охарактеризуйте свои профессиональные качества: лидерство, исполнительность, новаторство; личностные особенности: наличие чувства юмора, умение работать в команде; отразите ваши слабые стороны, как вы над собой работаете и, наконец (это самое важное), – оцените свой потенциал.
Остановитесь на главном, отбросьте лишнее
Преодолейте естественное желание рассказать во всех мелочах о том, какой вы хороший. Далеко не все может иметь отношение к работе. Если вы все же не смогли удержаться и «растеклись мыслью по древу», попросите вашего друга или коллегу прочитать письмо и указать, какие факты наиболее впечатляющи.
Не повторяйтесь
Не пытайтесь расшифровать в рекомендательном письме свое резюме. Излагайте дополнительную информацию, либо раскрывайте факты под другим углом. Это просто ваша дополнительная возможность рассказать о себе. Ваш потенциальный работодатель хочет знать, лидер вы по натуре или нет, умеете ли вы брать на себя ответственность, взаимодействовать с другими в команде, можно ли вам доверять, как вы относитесь к работе, какой опыт и знания вы можете привнести в компанию и т.д. Если он захочет узнать всю вашу карьерную биографию, он обратится к резюме.
В книгах и интернете масса примеров хороших рекомендательных писем, возьмите их за образец и составьте свое письмо по стандартной форме.
Структура рекомендательного письма
Рекомендательное письмо состоит из трех частей: вступления, основной части, заключения. Во вступительном абзаце укажите, в каком качестве и в течение какого периода ваш начальник вас знает. Добавьте пару строк о том, как долго вы проработали в компании, и каковы были ваши обязанности. В заключительном предложении этого абзаца можно подвести итог вышесказанного и высказать общие пожелания и рекомендации в свой адрес.
В основной части остановитесь более подробно на нескольких аспектах вашей работы. Выберите два-три качества, для наглядности приведите примеры из практики.
В заключении, как обычно, суммируйте вышесказанное, сделайте акцент на основных моментах.
Образец письма можно попросить в компании или у знакомых, а также поискать в руководствах по поиску работы.
Главное – завоевать доверие!
Не забывайте, что вы составляете только черновик, и подписывать письмо будет другой человек. Постарайтесь представить себя на его месте: какой стиль изложения ему характерен, какими выражениями он пользуется.
Вам придется изменить свой собственный стиль письма – не используйте в рекомендательном письме фраз, которыми вы обычно характеризуете себя или которые вы вставите потом в сопроводительное письмо. Завоюйте доверие потенциального работодателя – письмо должно выглядеть правдивым.
Используйте свой шанс!
Если обращенная к работодателю просьба написать рекомендательное письмо вернулась к вам бумерангом, не стоит впадать в панику. Возможно, это лучший вариант. Кто как не вы сами сможет лучше рассказать о вас, оценить ваши карьерные достижения и изложить планы на будущее. Составление рекомендательного письма поможет вам также лучше подготовиться к собеседованию о работе. Соберитесь с мыслями и приступайте к делу!
Робочі зустрічі не завжди минають ефективно, бажані результати залежать від низки факторів. Чому так відбувається і як цьому запобігти, — читайте в статті.
Насправді це серйозна проблема багатьох людей, тобто вміння працювати з власною агресією. З’ясуємо разом з Jobs.ua, як правильно працювати з агресією і знайти їй краще застосування, аніж ображати одне одного в соцмережах.
Змінюватися в кращий бік, безперечно, варто. Та чи треба прив’язуватися до конкретної дати — Нового року, понеділка, першого числа? Спробуємо розібратися в цій статті.
В наш час недостатньо просто йти в ногу з часом. Потрібні інновації, щоб досягати успіху в бізнесі чи кар’єрі. А щоб створювати інновації, потрібні люди з інноваційним мисленням. Простіше кажучи, лідери. Розбираємося, як «прокачати» силу людських зв’язків у 2025 році, бо це справжній каталізатор майбутніх здобутків.
Опанування технік саморегуляції, пошук власних ресурсів для відновлення енергії стають справжнім викликом сьогодення. Розвиток таких навичок є критично важливим скілом для підтримки ментального здоров’я. Ми підібрали для вас дієві поради, як підтримати працівників під час кризи.