RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи
  5. СЭСтемный контроль

СЭСтемный контроль

6.03.2007 26550

Рассказать о них согласилась начальник отдела гигиены труда Оболонской районной санэпидстанции Черненко Ирина Васильевна:

— Наш отдел курирует все предприятия, расположенные на территории Оболонского района, а это 378 объектов разных форм собственности. Задачи перед нами стоят чисто медицинские: профилактика заболеваний рабочих, контроль безопасности продукции, которую они выпускают. Следим, чтобы выбросы отходов предприятий не превышали допустимых норм. К сожалению, на производстве неблагоприятные факторы воздействуют на человека — с этим мы ничего не можем поделать. Мы призваны убеждать руководство фабрики или завода создавать такие условия, чтобы свести вредные воздействия к минимуму.

— Расскажите, как вы стали санитарным врачом.

Я поступала в медицинский университет четыре раза. Моя настойчивость, в конце концов, была вознаграждена: сдав вступительные экзамены на одни пятерки, я стала студенткой санитарно-гигиенического факультета. Направления и специализации санитарных врачей разные: одни занимаются проблемами материнства и детства, другие — пищевыми продуктами, третьи — коммунальным хозяйством.… Разобраться, каково же мое призвание, мне помогла встреча с одним врачом. Дело было так: мы проходили практику в Черкассах, изучали вопросы санитарии и гигиены на предприятиях. В наставники нам определили доктора, уже немолодого и очень опытного, который с таким энтузиазмом рассказывал о своей работе, ее значимости и пользе, что я загорелась идеей стать санитарным врачом, курирующим промышленное направление.

С тех пор прошло тридцать два года, и ни разу я не пожалела о принятом решении. Вот уже двадцать лет руковожу отделом гигиены труда Оболонской СЭС. Восемнадцать из них — совмещаю основную работу с преподаванием в Государственном медицинском университете.

— Каковы служебные обязанности санитарного врача вашего отдела?

— За каждым специалистом закреплен конкретный участок работы. Это порядка ста-ста пятидесяти предприятий, на которых он отрабатывает все вопросы, связанные с гигиеной труда. Это и контроль проведения профосмотров рабочих, и плановые проверки, в том числе систем водоснабжения, расследования несчастных случаев на производстве. Санитарный врач контролирует условия труда строителей, рабочих разных отраслей. Кроме того, рассматриваем проектные материалы по новым объектам: не принесет ли производство ущерб здоровью проживающих поблизости и экологии города. Бывает, на организацию, которую мы курируем, поступает жалоба: врач должен ее рассмотреть и вынести заключение. И это далеко неполный список наших обязанностей! Чтобы все успевать, стараемся четко придерживаться графика работы. Планируем нагрузку каждого специалиста буквально на каждый день.

Много ли времени уходит на проверку одного предприятия?

— Это зависит от соответствия данного объекта нормам санитарного законодательства. Некоторые, например, не вызывают претензий. Но есть и нарушители, с которыми приходится бороться не один день, чтобы добиться соблюдения норм: штрафовать, иногда даже закрывать производство, пока условия труда не будут приведены в соответствие с требованиями законодательства. Существует нормы ПДК — предельно допустимая концентрация вредных веществ, и нормы ПДУ — предельно допустимый уровень шума, вибрации, загазованности в цеху. Например, на здоровье работающих в общем цеху, где установлен компрессор, не может не влиять постоянный шум.

С пониманием ли воспринимают ваши требования руководители предприятий?

— Не всегда. Самые дисциплинированные — директора старой закалки и иностранных предприятий. Первые привыкли к порядку в охране труда еще в советские времена, а вторые, находясь в гостях, не хотят портить отношений с хозяевами. Да и культура организации труда у зарубежных предпринимателей на порядок выше.

Хотя случается всякое… Мне хорошо запомнился случай, произошедший пару лет назад. Возле завода «Оболонь» один оборотистый турок решил построить завод, якобы по ремонту аккумуляторов. Ко мне пришли документы, требовалось дать разрешение на строительство. Что-то меня насторожило: с опытом приходит особое чутье на опасность. Я изучила документацию, проработала горы специальной литературы, проконсультировалась с коллегами из других отделов, и постепенно передо мной вырисовалась цельная картина аферы. Наши «клиенты» решили построить завод по изготовлению аккумуляторов, а это вреднейшее производство! В Советском Союзе подобный завод находился в самом отдаленном месте казахских степей.

— А чем опасно такое производство?

— В этом производстве применяется свинец и различные кислоты, необычайно вредные для здоровья людей. Представьте себе, в центре жилого массива высоченную трубу, которая выбрасывает в воздух продукты переработки такого завода! Свинец вызывает расстройство центральной нервной системы, а, накапливаясь в костях, вымывает из организма кальций, как следствие — частые переломы, остеопароз, ломкость костей. Кислоты пагубно влияют на бронхо-легочную систему, провоцируют развитие желудочно-кишечных заболеваний. Санитарно-защитная зона вокруг такого производства должна составлять минимум полтора километра, а там, где решил возводить здание турок, до ближайшего дома — триста метров. То есть, если бы мы разрешили это строительство, пострадал бы весь Оболонский район: колоссальный скачок заболеваемости и смертности среди жителей. Своим запретом на строительство этого монстра мы защитили их жизнь и здоровье. И, конечно, сэкономили немало государственных денег на лечение и оплату больничных.

— Получается, что работники вашей службы должны обладать государственным мышлением?

— Обязательно! Ведь мы не только категорически запретили строительство завода по производству аккумуляторов в нашем районе. Мы связались с коллегами, работающими в других районах Киева, предупредили, что и к ним могут пожаловать нежданные визитеры. Жаль, что не сообщили об этом санитарным службам всей Украины: через некоторое время завод открылся в Днепропетровске. Видимо, местные врачи, в спешке выдавая разрешение, не вникли в проблему так, как это сделали мы. Правда, проработал завод недолго — закрыли.

Мы должны донести до руководителей важность соблюдения законодательных норм при организации рабочего процесса. Готовность понимать это зачастую зависит от того, как владелец относится к своему бизнесу в целом, и работникам, в частности.

Можете ли при первой встрече оценить, насколько дисциплинирован руководитель в вопросах охраны труда?

— Потенциальных нарушителей, как правило, видно сразу. Если человек говорит: зачем столько денег тратить на оборудование душевых кабинок и комнат отдыха для рабочих, я лучше эти деньги пущу в оборот, значит, с ним придется долго работать. Но, к счастью, есть и предприниматели, искренне заинтересованные в развитии своего дела, намеревающиеся передать его наследникам. Эти люди смотрят в будущее, и с ними у нас полный контакт. Мы их учим элементарным правилам охраны труда (к сожалению, многие современные руководители в этих вопросах абсолютно безграмотны), подчас даже закрываем глаза на мелкие нарушения. Ведь фирма, делающая первые шаги в своем развитии, подчас не имеет больших денег. Наша задача — не развалить новое начинание, а дать производству развернуться. Набрав обороты, компания, у которой добросовестный директор, как правило, обеспечивает своим рабочим комфортные условия труда. И работники, и владелец, и государство от этого только выигрывают. И таких примеров в моей практике множество!

— Какими знаниями должен обладать врач санитарно-эпидемиологической службы?

— Прежде всего — сугубо профессиональными, которые приобретаются в медицинском университете. Но наша работа настолько многогранна, что одной теорией не обойтись. Чтобы отслеживать соблюдение гигиенических норм на производстве, необходимо понимать его специфику, вникать в тонкости технологических процессов, знать, какие механизмы используются и какое негативное воздействие могут оказать на здоровье человека. Врач должен разбираться в тонкостях вентиляции, освещения, водоснабжения. Так что, в процессе работы мы становимся еще и немного инженерами. Необходимо также знать физику, химию, особенно — токсикологию.

Высокий профессиональный уровень достигается не сразу. Необходимо постоянно учиться, интересоваться новинками и современными тенденциями в сфере охраны труда. Когда я вижу, что санитарный врач, независимо от стажа работы, перестал совершенствоваться, мне становится грустно. В нашей области невозможно все знать, но стремиться к этому необходимо. После трех лет практики молодой врач только подходит к пониманию специфики работы. Специалист отдела гигиены труда, как хорошее вино, с годами становится только лучше. В нашем отделе работают врачи с богатым опытом, настоящие энтузиасты своего дела.

— Какие моменты трудовой биографии запомнились вам больше всего?

Очень непростой период пережили в момент аварии на Чернобыльской АЭС. Был создан штаб, в состав которого входила и я. Круглосуточно дежурили, брали пробы воды, грунта, воздуха. Несколько раз в день контролировалось качество молока, поступающего на молокозаводы. Словом, работа была сложная, насыщенная. Страшно уставали, недосыпали. Но все прекрасно понимали, какую ответственность несем за жизнь и здоровье всего города. Такие моменты очень воспитывают, поднимают самосознание и самоуважение.

— Насколько остро сейчас стоит вопрос подготовки кадров для вашей сферы?

К сожалению, служба укомплектована специалистами только на 60%. Это значит, что нам, как воздух, необходимо пополнение молодыми специалистами. Но непродуманная государственная политика поставила нас в сложную ситуацию. На сегодняшний день в Государственном медицинском университете нет факультета, где бы готовили специалистов по санитарии и гигиене. В распределении студентов интернатуры действует остаточный принцип: молодые медики, учившиеся плохо и небрежно, попадают именно к нам. Правда, в этом году, на одном из лечебных факультетов, приняли сто абитуриентов на нашу специализацию. Однако они к нам придут только через шесть лет! За это время многие профессиналы старшего поколения уйдут на пенсию, не успев передать молодежи свой бесценный опыт.

— Что бы вы хотели пожелать сегодняшним студентам — будущим санитарным врачам?

— Быть готовыми к очень высокому уровню ответственности. Запастись терпением, не смущаться и чаще консультироваться с опытными коллегами. Наш круг общения — директора и главные инженеры заводов, владельцы компаний. С профессорами из НИИ токсикологии — тоже общаемся на равных. Согласитесь, это вынуждает «держать марку».

Работают у нас в основном женщины, и накануне праздников партнеры буквально заваливают нас цветами, искренне благодаря за сотрудничество: «Большое спасибо вам за помощь!»

Читайте также

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 Ноябрь, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 Ноябрь, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 Октябрь, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 Сентябрь, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


↑ Наверх