RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Соискателю
  4. Все о резюме
  5. Составление резюме при поиске работы

Составление резюме при поиске работы

18.12.2005 251
Составление резюме при поиске работы

Составление резюме при поиске работы

18.12.2005     251
По сути, резюме - это ваша автобиография. Но если раньше в автобиографии было необходимо просто перечислить этапы своей трудовой деятельности и указать, какое образование вы получали, начиная со школы, то сейчас многое упростилось. Цель создания резюме - максимально выгодно представить себя, чтобы вам назначили время собеседования или не забыли вас сразу же после общения. Причем не нужно думать, будто резюме необходимо только тем, кто рассчитывает на серьезную управленческую должность. В настоящее время и кадровики, и кадровые агентства требуют от претендентов практически на любую вакансию представлять резюме, поэтому правильность его составления приобретает огромное значение. Существует два стандарта составления резюме - зарубежный и отечественный, они различаются лишь некоторыми деталями. Кроме того, резюме можно составить сжато (краткое резюме), а можно дать очень полный вариант (развернутое резюме). Тип и форма резюме зависят от вашей цели. Попробуем представить себе резюме, отвечающее всем необходимым требованиям - эффективное резюме. Стоит сразу заметить: резюме должно быть напечатано, причем все равно - на пишущей машинке или с помощью компьютера (исключением может быть ситуация, когда вы хотите получить работу, требующую красивого почерка). Объем краткого резюме должен составлять одну страницу - не более 60 строк, но некоторые работодатели просят представлять резюме объемом не более 30-40 строк. Заголовки резюме бывают различными. Можно поставить в заголовок свою фамилию, имя, отчество, а можно просто написать: "Резюме". Иногда в заголовок выносят пункт "Цель обращения" (получение какой-то должности), но, с моей точки зрения, это неверно, так как правильнее сначала представиться. В любом случае заголовок должен как-то отличаться от остального текста (жирный шрифт или подчеркивание). Если вы выбрали в качестве заголовка слово "резюме", то в следующей строке должны быть приведены ваша фамилия, имя, отчество, написанные полностью. Затем было бы уместно поместить подзаголовок "Дата и место рождения", причем после даты рождения напишите в скобках, сколько вам лет, чтобы читающему не пришлось высчитывать ваш возраст. Затем укажите место своего рождения (последнее необходимо для полноты сведений о вас). В следующей строке резюме - "Цель обращения" - укажите вакансию, на которую вы претендуете. Имеет смысл после ее названия оставить пробел. Вполне вероятно, что вы хотели бы попробовать себя не в одной единственной должности, и пустое место оставит вам возможность для маневра. Далее помещается подзаголовок "Образование". Что здесь следует указать? Сначала вид своего образования: среднее (школа), начальное профессиональное (ПТУ), среднее специальное (техникум), высшее (вуз), высшее специальное (аспирантура). После этого поставьте точку и укажите полное название учебного заведения, которое вы окончили, специальность, специализацию и год окончания, например: "N-ский государственный университет, инженер-механик по самолетостроению, 1999 г.". Если окончили только школу - напишите ее номер. Если после школы вы продолжили образование, то школу указывать не стоит. Если же в вашем "багаже" несколько законченных учебных заведений, начиная с ПТУ, то первыми укажите учебное заведение наиболее высокого уровня, то есть сначала вуз, затем техникум. Не указывайте несколько учебных заведений, если вы заканчивали их по одной специальности. Если в данный момент вы являетесь студентом, то укажите, помимо прочего, на каком вы курсе. Часто возникают сомнения, стоит ли писать о своей специальности "инженер", если резюме представляется на вакансию "специалист по продажам". Стоит и еще раз стоит! Образование - это ваш капитал, и его не следует "откладывать на черный день". Многие указывают отделение, на котором обучались (дневное, вечернее, заочное), но, на мой взгляд, это совершенно лишняя информация, так как, если работодателю интересно, он сам об этом спросит. Точно так же не стоит указывать номер диплома и специальности, для этого вам при собеседовании дадут специальную анкету. Следующий подзаголовок - "Дополнительное образование". Здесь должны быть перечислены все курсы, семинары, тренинги и пр., которые вы посещали или закончили, с указанием, что можете подтвердить это выданными там дипломами, свидетельствами и прочими документами. В кратком резюме не стоит указывать большое количество пройденных курсов и семинаров, даже если вам этого очень хочется. Выбирайте для резюме только те курсы, которые по своему характеру соответствуют вакансии, на которую вы претендуете. При этом не забывайте, что, например, курсы иностранных языков или по изучению компьютерных программ являются универсально подходящими для любой должности, поэтому можете смело их указывать. Напишите полное название курсов и год их окончания. Наконец, мы подошли к наиболее важной части резюме - "Опыт работы", которую также иногда называют должностной историей. Общее требование для этого подраздела: места вашей работы должны быть перечислены в обратном хронологическом порядке, то есть начиная с последнего. Сведения о каждом месте работы приводятся с новой строки в следующем порядке: время работы (месяц, год поступления - месяц, год увольнения), полное название места работы, полное название должности. Далее в скобках или после подзаголовка "Должностные обязанности" перечисляются те обязанности, которые вы реально выполняли. Если их было достаточно много, выбирайте наиболее значимые, например, для начальника отдела продаж это может быть: "Организация системы продаж". Приветствуется использование емких, но конкретных выражений типа: "организация и контроль отгрузок", "информационно-аналитическая работа" и т.д. Ваша задача - дать общее предcтавление о том, чем вы занимались, а не перечислять все свои должностные обязанности. Не придумывайте того, чего вы не выполняли, все равно это раскроется при личной беседе с работодателем. Вы можете указать различные стороны ваших обязанностей, а при собеседовании рассказать о выполняемых вами схожих обязанностях. Есть смысл назвать организации, где вы работали за последние 5 лет. Если же ваш опыт работы соответствует выбранной вакансии, то укажите места предыдущей работы за последние 7-10 лет. В идеальном варианте это может выглядеть так: ОПЫТ РАБОТЫ. 01.01.1999-01.01.2000 - ЗАО "...", менеджер по продажам. Должностные обязанности: поиск клиентов и их последующее обслуживание; создание базы данных по клиентам и т.д. Хочу сразу предостеречь: в резюме не следует указывать только должность, без перечисления выполняемых обязанностей. Дело в том, что резюме должно содержать информацию, которая могла бы заинтересовать вашего потенциального работодателя. Вряд ли он будет перезванивать вам, чтобы узнать, чем, собственно, вы занимались. В развернутом варианте резюме, необходимом для высококвалифицированных специалистов, я рекомендовал бы разбить подпункт "Должностные обязанности" на три части: описание должности (краткое описание ваших обязанностей), функции (ваши обязанности и полномочия) и достижения, то есть ваши успехи в работе на этой должности. Следующий пункт резюме - "Профессиональный опыт" - логически обобщает то, что вы описали в предыдущем. Целесообразнее всего сделать "выжимку", оставив лишь то, что, по вашему мнению, характеризует вас как профессионала, претендующего на выбранную вакансию. Например, если вы хотите работать охранником, уместно написать о вашем умении эффективно охранять любые объекты и т.д. Если выбранная вами вакансия связана с какими-либо коммерческими контактами, то данный пункт можно озаглавить как "Профессиональный опыт и коммерческие связи" и перечислить в нем имеющиеся в вашем распоряжении деловые контакты. В следующем пункте своего резюме, называющемся "Дополнительные навыки", нужно указать, какими профессиональными навыками вы обладаете. Главное - не переборщить. Например, секретарю не нужно писать, что он имеет разряд по стрельбе из лука, но просто необходимо указать уровень знания иностранного языка, компьютера, машинописи и прочего. Всегда много споров вызывает пункт "Личные сведения". Казалось бы, зачем он нужен, например, претенденту на вакансию уборщицы или бухгалтера. На самом деле сейчас, когда на рынке труда вакансий гораздо меньше, чем желающих занять их, этот пункт может сыграть решающую роль. Укажите те качества, которые вам самим в себе нравятся. Если вам cложно определиться - просто не вводите этот пункт в свое резюме. Напишите лучше о своем хобби. Не забывайте, что работодатель - живой человек и "ничто человеческое ему не чуждо". Последний пункт резюме - "Рекомендации" - стал необходим сравнительно недавно. Дело в том, что сейчас любая организация хочет сначала как можно больше узнать о человеке и его опыте работы по предлагаемой должности и лишь потом взять его на работу. Позаботьтесь сами о том, чтобы не было лишних звонков по вашим прежним местам работы: дайте возможность работодателю позвонить тому, кого вы укажете в своем резюме. Это могут быть: ваш бывший непосредственный начальник, сотрудник отдела кадров, партнер, знающий вас по работе. Не забудьте при этом указать полные данные ваших рекомендателей (фамилия, имя, отчество, место работы, должность, телефон для связи). Если по каким-либо причинам вы не хотите указывать конкретных лиц, напишите после названия пункта, что рекомендации могут быть представлены. Итак, вы составили резюме, взяв за основу примеры резюме. Осталось лишь указать координаты, с помощью которых с вами можно связаться. Было бы правильно написать свой домашний телефон (или адрес и телефон) и удобное время для связи с вами. Для лучшего восприятия вашего резюме эти координаты можно поместить как в начале (после пункта "Дата и место рождения"), так и в конце резюме (после пункта "Рекомендации"). Рассмотрим теперь типичные ошибки, которые могут быть допущены при составлении резюме. Самая распространенная - громоздкость резюме. Если вы не укладываетесь в 60 (а лучше в 50) строк текста - убирайте лишнюю информацию (фотографии, схемы, дата отправления и т.д.). Лучше вы что-то не допишете о себе, чем ваше резюме не будет прочитано. Не менее "популярной" ошибкой можно считать указание неправильных и искаженных данных о себе. Мой совет - не рисковать, так как все равно рано или поздно истинные данные о вас станут известны, поэтому указывайте в резюме только то, что можете документально подтвердить с помощью трудовой книжки, дипломов, рекомендаций и прочего. Другой ошибкой является отсутствие в резюме направленности. Другими словами, не стоит посылать резюме, если опыта работы в должности, на которую вы претендуете, у вас нет. Это заранее проигрышный вариант. Не нужно указывать минимальный и максимальный уровни предполагаемой заработной платы. Это значительно понизит ваши шансы в настоящее время, если вы, конечно, не уникальный специалист в своей области. Обычно всегда находится специалист примерно с такой же квалификацией, готовый работать за немного меньшие деньги. Не указывайте желаемое месторасположение работы, а выбирайте работу с удобным для вас месторасположением. Стоит просто определиться, что вам нужно: достойная работа или работа рядом с домом. И последнее. Не путайте резюме с объявлением о себе в газете, помещая в него фразы типа "интим не предлагать". Итак, решив составить резюме и следуя указанным советам, вы сможете с большей эффективностью представить себя. И ваша цель в виде достойной работы обязательно будет достигнута! Борис Чопп, специалист по персоналу Группы Компаний "КОНТУР-АВТО" Статья предоставлена журналом "Работа & Зарплата"

Читайте также

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 Декабрь, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 Декабрь, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 Декабрь, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 Декабрь, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


↑ Наверх