Исторически сложилось так, что именно на Подоле располагались всевозможные ремесленные цеха и мастерские. Поддерживают славные традиции ремесленничества и в часовой мастерской, расположенной в самом центре этого района.
— Наша мастерская — частная, — рассказывает Тартаковский Александр Владимирович, один из совладельцев предприятия. — Мы выполняем любые работы: чиним часы всех марок и видов, не отказываем ни одному клиенту. При необходимости, даже изготовляем детали на станках. Если же возникает необходимость, заказываем запчасти у производителя. Наша мастерская занимается ремонтом швейцарских и японских наручных часов и является сервисным центром швейцарских фирм Candino, Festina, Jaguar, Appella в Киеве.
— Много ли в Киеве
мастерских, где можно починить часы?
— К сожалению, мало. В некоторых районах клиентам даже некуда обратиться за помощью, когда возникает проблема с починкой часов. Кое-где стоят будочки, но таким мастерам доверяют меньше: сегодня они есть, а завтра исчезнут. Считаю, что мастера должны работать в специально оборудованных мастерских, в чистых белых халатах. Так создается положительный имидж заведения. А если он дополнен еще и профессионализмом работников, то в эту мастерскую всегда будут идти люди. Например, наше заведение не нуждается в рекламе: информацию о качестве предоставляемых услуг клиенты передают из уст в уста. К нам приезжают заказчики со всех районов города. Мы ценим и стараемся беречь это доверие. Закон таков: если заказчик обратился за услугой, мы обязательно его обслужим: не имеет значения, какой марки и стоимости часы. Без преувеличения скажу, умеем чинить любые: наручные, настенные, напольные. Осуществляем также ремонт класса «люкс».
— Существуют ли в
столице государственные мастерские?
— Уже нет. С 1990 года, после реорганизации «Ремточмеханики», от которой работали все часовые мастерские, были закрыты государственные пункты по ремонту часов. Их не успели приватизировать и помещения, в которых они были расположены (как правило, в людных местах), были выкуплены бизнесменами, очень далекими от часовых дел. Нашей мастерской повезло больше: основанная в 70-х годах прошлого века, она до сих пор не изменила профиля своей деятельности.
— Насколько
востребованы сейчас ваши услуги?Много
ли у вас клиентов?
— Очень! Каждый день, в среднем, один наш мастер обслуживает до 100 клиентов. Конечно, проблемы у всех разные: кому просто браслет от часов починить, а кому — восстановить часовой механизм.
Работы хватает. В последние несколько лет изменились подходы к покупке часов. На первый план выходит не цена, а качество изделия. И если раньше только состоятельные люди могли позволить себе купить дорогие наручные часы, теперь это явление повсеместное. Но и дорогие, и дешевые модели требуют ремонта и профилактики. Вот и обращаются к нам их владельцы.
— Разве высокая цена
изделия не гарантирует качество часового механизма?
— К сожалению, приобретая часы, многие руководствуются только ценой и «раскрученностью» марки. В идеале, перед покупкой неплохо бы проконсультироваться со специалистом. Выяснив, что для вас важнее, он поможет определиться: если точность, то, несомненно, лучше купить кварцевые. А если долговечность— ничего лучше механических часов еще не придумано. К нам поступают в ремонт очень старые, можно сказать, раритетные часы, которые не потеряли своих качеств со временем.
— Откуда к вам
приходят молодые специалисты?
— К сожалению, сейчас в Киеве нигде не учат нашему ремеслу. Специальное образование и диплом имеют только мастера среднего возраста, а таких, по моим подсчетам, в Киеве порядка сорока. Поэтому подготовкой кадров занимаемся сами. Вдвоем с совладельцем мастерской — Анатолием Анатольевичем Качановым — набираем молодых ребят и обучаем.
— Как долго длится
обучение?
— Около двух лет. Мы — мастера старой закалки — к учебному процессу относимся очень ответственно. Учим так, как когда-то учили нас в училище: даем и теорию, и практику, стараемся привить навыки грамотного обслуживания. Безусловно, присматриваемся, определяем наклонности и, соответственно, специализацию. У одного лучше получается работать с механическими часами, у другого — с электронными. Разумеется, все наши мастера могут ремонтировать разные марки, но ведь есть и личные пристрастия, стараемся все учитывать.
— Обучение платное?
— Ни в коем случае! Мы даже сами выдаем ученикам небольшую стипендию, так называемые «ученические», 130-150 грн. Перед тем, как принять парня в ученики, проводим серьезную беседу с его родителями. Объясняем, что их ребенок, спустя два года станет профессионалом-часовщиком, а это профессия, которая всю жизнь его кормить будет. Правда, выдать «бумажку» о присвоении квалификации мы не можем, но настоящего мастера ценят за мастерство…
— На какую зарплату
можно рассчитывать по окончании ученичества?
— Наши мастера получают $300-500 в месяц. Согласитесь, это неплохой доход, не каждая профессия сейчас так кормит. А ведь с возрастом и опытом квалификация только растет.
— Каким требованиям
должен соответствовать претендент на обучение?
— Никаких специальных знаний не требуем, всему научим сами. Всегда спрашиваем, во что любил играть в детстве. Если по душе были игры с конструктором, собирание пазлов, значит, развита мелкая моторика рук, а это очень важно. И, конечно, будущий мастер должен хотеть научиться часовому ремеслу. У нас специфическая работа. Только со стороны кажется, что ничего сложного в ней нет. Но, как и в любом другом деле, требуется желание учиться и, безусловно, вдохновение.
— Есть ли
профессиональные недуги у часовых мастеров?
— Больше всего страдает зрение. Это становится заметно не сразу, а к годам сорока. Но, к сожалению, с этим ничего не поделаешь — издержки профессии!
— Влияет ли профессия
на личность ваших учеников? Меняются ли привычки, стиль поведения?
— Конечно. Прежде всего, мастер привыкает быть аккуратным, даже немного педантичным. Ответственность тоже приходит со временем. Работа у нас «мелкая», требует большой концентрации внимания. Поскольку работаем с заказчиками, важно уметь вести себя с людьми, ведь, если нагрубишь, вряд ли к тебе вновь обратятся за помощью.
— Незадумывались ли над тем, чтобы на базе мастерской открыть учебный центр по
подготовке специалистов вашего профиля?
— Есть такая идея. В дальнейших планах мастерской открыть школу обучения мастеров часовому делу, а также создание сети сервисных центров по городу. Проблема в отсутствии помещения. Считаю, что ученик должен видеть весь процесс работы: прием часов у клиента, диагностика неисправности, ремонт, и, заключительный этап, возвращение заказчику выполненной работы. Это возможно только в условиях мастерской, а у нас она тесная и маленькая. Но мы работаем в этом направлении, и я уверен, что сумеем преодолеть сложности.
Это интересно…
В XVI веке появились первые карманные часы. Они казались
современникам настолько сложным прибором, что только математики и физики могли
разобраться в принципе их работы. Со временем средний уровень знаний вырос. Но
часовые технологии тоже не стоят на месте: современные хронографы состоят из
сотен деталей, а астрономические часыCaliber 89 компании Patek Philippe и вовсе насчитывают 1748 деталей!
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.