Резюме
Само по себе резюме, даже самое хорошее, никому работы не дает. Но оно дает вам шанс выделиться в потоке информации, попадающей в компанию или в кадровое агентство. Хорошо составленное резюме увеличивает ваши шансы заинтересовать работодателя своей кандидатурой и получить приглашение на личное собеседование.
Рассмотрим несколько ключевых факторов, которые влияют на восприятие резюме.
1. Технические подробности вашей работы: язык программирования, ваш вклад, единицы измерения
Иногда приходится встречать описания, состоящие из одной строчки, например такие: «В команде из трех человек разрабатывал плагин для почтового клиента». Тому, кто просматривает ваше резюме, абсолютно непонятно, насколько важна была именно ваша часть работы, насколько она была интересна для вас и конкретно что же вы делали. В таком случае лучше переписать: «Разрабатывал на C++ плагин для почтового клиента Outlook, который делал автоматическое резервное копирование содержимого. Вместе с двумя другими программистами мы написали сервер, на который сохранялись резервные копии, продукт был продан 300 000 заказчиков».
2. Не смешивайте выдающиеся и запоминающиеся факты с посредственной информацией
Если в своем интервью вы «льете много воды», то общее качество вашего резюме будет хуже, чем могло бы быть, если бы вы указывали только необходимые, запоминающиеся факты. Часто можно увидеть список, состоящий из пунктов, похожих на эти:
· оптимизировал код для улучшения производительности библиотеки XYZ на 20%;
· написал на C++ фронтенд к библиотеке XYZ;
· заполнял бумаги, выполнял работу по офису.
Если первые два пункта важны, то последний можно смело опустить.
3. Показывайте свои достижения, используя факты, а не эмоции
Человек, который читает ваше резюме, должен сам делать выводы, насколько нужную и полезную работу вы выполняли, поэтому для описания важности своего труда используйте единицы измерения, которые понятны всем: цитаты из прессы, показатели роста прибыли при использовании вашего продукта, авторитетные награды.
Вместо того чтобы сказать: «В процессе разработки быстро достиг внушительных результатов», напишите: «Производительность приложения возросла на 25% уже после трех недель моей работы над ним». Вместо: «Я регулярно спасаю от невыполнения вовремя проекты, которые валят другие программисты», напишите: «Три проекта, выполнение которых отставало от графика, после того, как я принял участие в них, сдавались вовремя».
Также не надо преувеличивать свои достижения, рассказывая небылицы: «Добился успешного взаимодействия между группами разработчиков путем организации собраний программистов за пивом после работы».
4. Включите в резюме все важные и выдающиеся достижения
Включите в резюме награды, которые завоевал ваш программный продукт. Если ваш продукт используется значительной аудиторией (сотни, тысячи пользователей), если он приносит большие деньги вашей компании, включайте эти факты в свое резюме.
5. Не пишите неправду
Я думал, что это очевидно, но как оказалось – нет. Бывало, что в резюме написано: «Переписал бэкенд для E-Commerce приложения компании XYZ». Один из членов приемной комиссии, которая нанимает персонал, заметил, что работал в компании XYZ, но ничего такого не помнит. Разумеется, неправда приводит к отказу в трудоустройстве соискателя.
Подготовка к собеседованиюПредставим, что вы уже использовали свое резюме, чтобы попасть на интервью в большую известную компанию. Встает вопрос: нужно ли готовиться к нему и если нужно, то как?
Как показывает практика, большая часть технических специалистов откровенно проваливают интервью, значительное количество оставшихся оказываются слабо подготовленными к его прохождению. Вот несколько советов для того, чтобы не оказаться в их числе.
1. Практикуйтесь, используя те же инструменты, что и на интервью (бумага и ручка), и пытайтесь уложиться в те же временные лимиты (т. е. где-то 30 мин), как и на реальном интервью
Google и Microsoft используют практику проведения интервью с написанием программ на белой доске, в то время как кандидаты дома практикуются в кодинге с использованием компилятора. Во время реального интервью они стоят возле доски с маркером в руках и забывают, как инициализируется массив, так как под рукой нет редактора с автоподстановкой и подсветкой синтаксиса. Либо они настолько волнуются, когда за их спиной стоит другой человек, что впадают в панику и перестают четко мыслить.
Если вы, например, планируете переплыть Ла-Манш, то ограничитесь ли подготовкой к этому мероприятию, наматывая круги в бассейне? Нет, конечно. Вы будете тренироваться, пробуя преодолевать океанские волны, плавая в соленой воде. Точно так же должно быть и при прохождении интервью.
Попросите у своего рекрутера рассказать вам о формате собеседования и дать пример какого-то вопроса по программированию. Если компания дает программисту час и оставляет его в закрытой комнате, попросив его написать программу, воспользовавшись только редактором, без компилятора, готовьтесь к этому. Если компания практикует проведение собеседования с использованием доски для рисования на ней маркером, а интервьюер смотрит за вами, стоя за спиной, во время вашей подготовки попросите своего друга изобразить рекрутера. Если даже ваш друг не является профессионалом, то вы все равно будете нервничать из-за боязни допустить ошибку на глазах у другого человека, таким образом вы обретете некоторый навык собеседования.
2. Не переживайте по поводу ошибок, которые вы сделали во время интервью
Было много случаев, когда я давал программисту-умнице задание, он сразу же начинал писать оптимальный, хорошо форматированный код. Где-то в середине он делал маленькую ошибку, перепутав порядок следования или случайно не объявлял переменную. Когда я указывал на это, соискатель впадал в ужас и становился очень нервным, настолько нервным, что это влияло на ход всего интервью.
Страх здесь неоправдан. Даже если вы полностью провалили один вопрос, многие интервьюеры задают, как правило, массу вопросов и прощают одну оплошность. Вполне возможно, что если вы завалили целое интервью, то все равно получите работу, так как другие испытания прошли с успехом.
Недавно один из моих коллег (технический руководитель другого проекта) проводил собеседование с кандидатом и был раздражен стилем общения кандидата. Но соискатель доказал, что он является профессионалом своего дела, и руководитель потом стал ярым защитником этого человека на других интервью и продвигал его, как никого другого.
3. Будьте вежливыми
Наверное, про это даже не надо упоминать, но я все же был удивлен, когда один из кандидатов воскликнул: «Вау, я не могу поверить, что вы на самом деле будете проводить со мной собеседование! Вы выглядите слишком молодо! Я думал, вам не больше 18! Но когда Вы представились, я понял, кто вы и что вы, но сначала я подумал: “Неужели этот человек будет проводить со мной интервью?!?!”»
Разумеется, не стоит вести себя так фамильярно. Никогда не говорите такие вещи, как: «Вы на самом деле мой интервьюер? Вы выглядите слишком старым! Ого! Это вы будете проводить собеседование? Вы плохо выглядите, вам бы немного похудеть!»
Во время одного из интервью мобильник соискателя звенел минут пятнадцать. Соискатель продолжала не обращать на него внимания, Когда мы уже устали от звона, он перестал звонить, но через пять минут снова затрезвонил, потом снова перестал, еще через пять минут зазвонил в третий раз. Она наконец-то вытащила мобильный из кармана, покопавшись в нем некоторое время, и не постеснялась ответить на телефонный звонок, который пришелся как раз на середину собеседования.
Единственным оправданием может служить только необходимость быть всегда на связи со своей семьей, если что-то не в порядке с детьми или родственниками и может поступить срочный звонок в любой момент. В таком случае необходимо предупредить интервьюера перед собеседованием.
4. Не крадите свое время
У меня случалось пару раз такое, что люди, которые приходили устраиваться на работу, думали, что они ОБЯЗАТЕЛЬНО должны рассказать про свой предыдущий очень ответственный проект «Zoolander — Управление мистическими приземлениями инопланетных тарелок в подземном зоопарке в центре Нью-Йорка». Я не успел начать интервью, как собеседник меня перебил: «Я хотел бы рассказать про Zoolander. 10 лет назад, когда в рамках проекта было принято решение разработать дополнительные фичи…»; и так он продолжал следующие пять минут без передыха.
Иногда у таких соискателей полностью отсутствует понимание текущего момента, и они рассказывают про Zoolander абсолютно на каждом интервью, повторяя одну и ту же историю по нескольку раз. У вашего интервьюера есть набор вопросов, которые ему необходимо задать, чтобы оценить вашу профессиональную пригодность. Если вы занимаете время, рассказывая про Zoolander, то у человека, который проводит с вами собеседование, просто не будет времени задать все вопросы и разглядеть в вас профессионала. Также он может подумать, что с вами будет очень тяжело работать.
Если вы на самом деле хотите рассказать про свой проект, то попросите интервьюера: «Я думаю, что проект Zoolander в полной мере раскрыл меня как специалиста, не могли бы вы или следующий интервьюер выделить десять минут на то, чтобы я рассказал про свою роль в этом проекте?» Интервьюер впоследствии может немного сменить план проведения собеседования вместо того, чтобы менять его прямо по ходу.
5. Сначала дайте точный ответ на вопрос
Иногда я задаю вполне конкретный вопрос и ожидаю получить вполне конкретный ответ: «Сколько человек работало надо проектом Zoolander?». Ответ кандидата часто напоминает аудио-книгу: «Там был Жека — он был дизайнером интерфейсов, была Маша, которая управляла всеми серверами бэк-офиса, она работала удаленно из какого-то села в Житомирской области, через два года потом появился еще один сотрудник, который тоже управлял серверами, его, кажется, Давидом звали...».
Несколько минут кандидат продолжал перечисление, а мне всего-то нужен был ответ на вопрос, сколько человек работало над проектом. Ответьте кратко: «Когда я пришел, было 3, когда ушел – 12». А лучше всего, когда вы даете точный ответ, а потом спрашиваете, не хочет ли собеседник более развернутого пояснения: «Сначала, когда я присоединился к проекту, было трое, потом, когда я покинул проект — 12. Если хотите, то я могу рассказать подробнее про роль каждого из участников и про мою роль в проекте в том числе».
6. Приходите на собеседование в удобной одежде
Часто люди спрашивают, что они должны одеть на собеседование. Самое главное, чтобы вы себя чувствовали комфортно. Если вам все же нужна рекомендация, то я могу сказать, что рубашка на выпуск или даже футболка вполне подойдут. Костюм может порой несколько подпортить впечатление, так как выглядит слишком официально в некоторых компаниях (например, Google).
На самом деле это суть важно. Вы можете напрямую спросить у человека, который вас нанимает, что одеть на собеседование, так как привычки и традиции различаются в разных компаниях. В таких компаниях, как Google, принято одеваться в повседневную одежду, поэтому если вы явитесь в костюме, галстуке, белой рубашке туго обхватывающей вашу шею, то интервьюер может оказаться в некотором замешательстве и немного поморщить нос. Хотя если вы проявляете недюжинные знания предметной области, то одежда, как правило, вообще не играет роли. Один парень пришел на интервью, одетый в «готическом» стиле, в рубашке с дырами, через которые были видны его соски, знаете, он до сих пор у нас работает (хотя все-таки, прийти на собеседование в таком виде, я считаю, было крайностью, в которую все-таки не стоит впадать).
ЗаключениеВ заключении хотелось бы привести одну показательную историю одного собеседования в Microsoft. Далее рассказ от лица интервьюера.
– В «Майкрософте» всегда предлагают напитки тем, кто проходит собеседование, и один из кандидатов взял себе «пепси». В офисе он поставил бутылку на стол, мы начали обсуждать профессиональные вопросы, он принялся писать маркером на доске куски кода в ответ на мои вопросы. Соискатель закончил обдумывание алгоритма и автоматически сделал шаг назад, чтобы окинуть взглядом всю доску. Делая это, он наткнулся на стол, и бутылка упала на пол. Она еще была неоткрытой, но ее разорвало, как только она коснулась пола.
Брызги разлетались во все стороны, бутылка продолжала фонтанировать еще некоторое время. Как будто во время замедленной съемки, я замечал, как брызги ударили в белые стены моего офиса, на книжную полку, полились на мою клавиатуру. Мы оба стояли, будто замороженные, наши руки застыли на полпути к бутылке (мы бы все равно не успели поймать ее), а глаза ловили каждую каплю, которая стекала с предметов, находившихся в комнате.
Мы прервались, взяли бумажные полотенца и постарались промокнуть всю жидкость (все равно мои книжки до сих пор слипшиеся и стены уже никогда не будут такими белыми, как утром того дня).
Затем мы вернулись к доске. Соискатель уже достаточно нервничал к тому моменту (кстати, вы бы винили его за этот случай?). Он начал писать кусок кода, потом вытер его, снова начал писать. Он вытирал код рукой вместо губки, затем, снимая капельку пота той же рукой, оставил красочный след на лбу. Под конец интервью он был весь в полосках синего, красного и зеленого цветов.
Я сказал: «Вы сможете вымыть руки в умывальнике» и показал ему, где он находится, позволив зеркалу самостоятельно «рассказать», что у него было на лице.
Надеюсь, что как бы не проходило именно ваше интервью, оно будет более успешным, чем это.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.