Досье:
Шинкаренко Григорий Андреевич, художественный директор РА «TR-Studio», инженер нелинейного
видеомонтажа.
Дата рождения: 9 октября
Образование: Донецкий НТУ, факультет «Металлургия черных металлов».
Семейное положение: холост.
Увлечения: из традиционных хобби, таких как собирание марок или катание на роликовых коньках, выделить ничего не могу. Я человек-ветер, сегодня мне нравится одно, завтра могу «подуть» в другую сторону.
Выбор профессии: родители всегда с интересом наблюдали за моими переменчивыми взглядами. И как в тотализаторе делали ставки: сколько их ребенок будет заниматься этим делом, и какая профессия на очереди. Танцор, крупье, ди-джей радиостанции, программный директор, звукорежиссер, диктор и ведущий программ на телевидении, инженер нелинейного монтажа, художественный директор рекламного агентства… Кем он будет дальше? Куда подует ветер в следующий раз? Пока это загадка.
Кто хоть раз
имел дело с любительским видео, знает, что отснять километры пленки — дело
нехитрое. После съемки — ворох видеокассет и «смутные сомнения»: как представить
сюжет на суд родных и близких, не убив интереса на 10-й минуте просмотра
малосодержательных кадров. «Во всем мире технология съемки пока неизменна —
профессиональный оператор (или любитель), боясь пропустить интересный кадр,
снимает массу лишнего материала, —
комментирует Григорий Шинкаренко, художественный директор РА «TR-Studio»,
инженер нелинейного видеомонтажа. — А чтобы придать «сырому» материалу товарный вид,
прибегают к видеомонтажу».
— Кто таков «инженер
нелинейного видеомонтажа», и чем он занят в рабочее время?
— На
телекомпаниях и в продакшн-студиях эта должность называется по-разному:
видеомонтажер, специалист по монтажу, инженер компьютерного монтажа… Мне по
душе другое определение, из занимательной книги: «Видеомонтажер — человек,
который портит хорошее видео». Я позволил бы себе подправить цитату:
«Специалист, который видоизменяетхорошее видео». Он, как шеф-повар безупречного ресторана, делает фирменное
блюдо еще более привлекательным и ВКУСНЫМ. В рабочее время рядовой видеомонтажер занят как физической работой, когда
приходится напрягать глаза и руки, монтируя очередной шедевр, так и творческой
— поиском новых идей и приемов для реализации себя как мастера монтажа.
— В названии
профессии не вызывают вопросов слова «инженер видеомонтажа». А как понимать —
«нелинейного»?
— Начнем с понятного. Инженер (франц. ingenieur) — лицо с
высшим техническим образованием.
Видеомонтаж — следующий после съемок этап создания кинофильма, телевизионной программы или ролика. Включает отбор отснятых фрагментов в соответствии со сценарием и режиссерским замыслом, склейку отдельных кадров в единое целое. Со словом «нелинейный» совсем все просто. Представьте себе полку, на которую вы ставите кубики с буквами, и у вас получается слово «МАМА». Это линейный монтаж, когда избранные кадры склеиваются, соединяясь в фильм. А теперь усложним задачу и добавим несколько полочек. На одну из них поставим фотографию мамы, на следующую положим ее перчатки, и в целом импровизированный стеллаж приобретет одушевленный вид. Так и в нелинейном монтаже: слой за слоем, добавляя новые видеодетали и связывая их эффектами, приходим к тому, что конечная картинка становится интереснее.
— Что привлекает в профессии?
— Занимаясь видеомонтажом,
ты не просто склеиваешь кусочки видео, но и узнаешь много нового. Например,
работая в телекомпании, я постоянно был в курсе всех новостей и событий,
монтируя сюжеты для информационных программ. Перейдя в РА «TR-Studio», делал корпоративные фильмы для предприятий атомной промышленности,
концерна, занимающегося птицеводством, и многие другие, и скажу вам, что в
каждой из этих областей я чуть-чуть стал специалистом. Ведь нельзя же сделать
фильм о том, о чем не имеешь представления! Нужно разобраться во всем
технологическом процессе и доходчиво донести зрителю именно «понятные» кадры.
— А что не нравится?
— Работать с плохим
видеоматериалом. Хотя многие специалисты и утверждают, что плохое видео — вызов
для них, на самом деле они кривят душой. На примере той же кулинарии скажу:
нельзя из подпорченных продуктов приготовить свежее блюдо. Можно избавиться от
неприятного запаха, изменить цвет и удалить плесень, но эффект на пищеварение в
целом будет однозначный.
— Есть ли у инженера
нелинейного видеомонтажа перспективы карьерного роста? И какова средняя зарплата?
— Это зависит от специалиста и организации, в которой он работает. Как правило, в крупных студиях, телекомпаниях все роли четко распределены и сотрудник, занимающийся видеомонтажом, только монтирует видео. В небольших студиях он может совмещать несколько профессий одновременно: оператора на съемочной площадке, видеомонтажера, режиссера и сценариста, звукорежиссера, диктора, актера и осветителя. У такого «человека-оркестра» перспективы для роста огромны. И даже если его не оценят в этой компании, то в другой примут с распростертыми объятиями. Крупные телеканалы могут платить своим сотрудникам высокие оклады и премировать, у студий, работающих «от заказа до заказа», бюджеты поменьше. В среднем цифры могут колебаться от 300 до 1500 у. е., в киноиндустрии разброс пошире.
— Сложно ли
устроиться на телевидение?
— По крайней мере, возможно. Как правило штат телекомпаний укомплектован, и примут кандидата на должность видеомонтажера только в том случае, если он поразит руководителей своим рвением и работами. Поэтому порекомендовал бы идти на собеседование не с пустыми руками. Своевременно подготовленное «свежее» портфолио сослужит хорошую службу. Уточню, под портфолио следует понимать исключительно авторские, т.е. ваши видеоработы: могут попросить повторить тот или иной использованный в ролике или фильме прием. Отговорка: «А этот фрагмент мне сделал друг Вася» станет последней фразой на данном собеседовании.
— Каждый ли
владеющий необходимыми техническими навыками может заниматься видеомонтажом?
— Как минимум, хотя бы раз попробовавший склеить на компьютере два кусочка видео. Любительский монтаж заключается в умении вырезать плохие кадры из видеоматериала (например, свадьбы друзей) и вставлять картинки с надписями («Было весело!» или «А это Вова!»). Таким монтажом можно заниматься сколько угодно, не претендуя на звание профессионала. Но когда любитель начинает читать соответствующую литературу, повышая день ото дня уровень знаний, применять эффекты и способен уже из того же «свадебного» материала, отснятого дядей Борей на любительскую камеру, создать историю феерического бала, которую все друзья захотят пересматривать снова и снова, такого специалиста можно смело причислить к видеомонтажерам.
— Каковы требования
при трудоустройстве?
— У каждого работодателя свои приоритеты и специфика. Неизменным можно назвать знание программ компьютерного монтажа и азов самого монтажа. Если претендент ориентируется в основных программах, то легко сможет перестроиться под программное обеспечение компании-работодателя. Профессию можно с уверенностью назвать универсальной: я знаком со многими асами видеомонтажа, как женщинами, так и мужчинами в возрасте от 20 до 50 лет. Образование играет роль только на этапе трудоустройства. Самые ценные знания можно получить исключительно «в поле». Только с опытом приходит понимание того тарабарского языка, на котором общаются коллеги, начинаешь замечать лишние кадры или ошибки в фильмах, удивляться «эффекту 25-го кадра», зная, что в секунде их может быть и 30 и т.п. Опыт при трудоустройстве всегда играет положительную роль, но все равно работодатель захочет взглянуть на портфолио.
— Что нужно для
удачного прохождения собеседования? Какой
внешний вид оптимален: костюм с галстуком или «художественный беспорядок»?
— Уверенность в себе
и опрятность — вот залог успеха на любом собеседовании. Если вы ловите себя на
мысли: «В Голливуд я никогда не попаду», — это значит, что у вас недостаточно уверенности, чтобы поступить на
работу даже в начинающую продакшн-студию. Абсолютно не важно во что вы одеты —
в рваные джинсы или костюм «от кутюр». Главное, чтобы джинсы были чистыми, а на
дорогой ткани костюма не красовались пятна соуса. Лучшим показателем
креативности будут выполненные вами работы, а не курточка, сшитая Андре Таном.
Опрятность должна быть и в подготовке работ, которые вы представляете на
собеседовании. Искать ролик на диске, принесенном будущему директору, среди
писем девушке, флеш-игрушек и картинок эротического содержания — далеко не
лучший вариант.
— Были ли в практике
запомнившиеся случаи?
— Страниц в журнале не хватит! Первое, что пришло на ум, — случай на телевидении, когда мы с напарницей сделали два анонса на один фильм. Работали посменно день через день и, скорее всего, не успели передать друг другу дела, но факт остается фактом: в итоге, программный отдел получил два совершенно разных по содержанию анонса на один фильм. Решить, какой из них выпускать было сложной задачей. Скромно потупив глазки, признаю: и один и другой анонс были хороши и одновременно противоречили друг другу. Как известно, сколько людей, столько и мнений: я решил отразить одну сторону фильма, а напарница — другую. И что самое интересное, мы сделали это на основе одних и тех же кадров из фильма. Умное руководство, дабы не обижать никого из нас и как-то выйти из положения, предложило нам «в четыре руки» сделать третью версию, которая собственно и пошла в эфир.
— Почему ты выбрал
именно эту профессию?
— Как первые
зрители были зачарованы изобретением братьев Люмьер, так и я, затаив дыхание,
наблюдал, как, благодаря простым нажатиям на кнопки и рычажки, на экране
возникали различные картинки, переплетались друг с другом, складывались в
историю. В детстве я рисовал комиксы, и мне очень хотелось, чтобы они ожили,
чтобы в маленьком расчерченном прямоугольнике менялось действие. И если я
допускал ошибку, то приходилось перерисовывать лист. В видеокартинках все
намного легче. Если тебе не понравился фон у персонажа за спиной, можешь
поменять его на другой. И не нужно переделывать весь фильм! Наверное, именно
поэтому я и начал заниматься видеомонтажом. Мне нравится создавать сказку. Даже
бытовую, о заводах или фермах.
— С какими сложностями ты столкнулся при
трудоустройстве и в первые месяцы работы?
— Поначалу
всегда сложно приспособиться к аппаратуре: привыкнуть к технике, чтобы и она привыкла
к тебе. Хорошо, если у вас индивидуальное рабочее место, которое можно
обустроить, чтобы было удобно и все под рукой. После периода адаптации работать
становится легче.
— Что можешь посоветовать желающим работать инженером по
нелинейному видеомонтажу?
— Если уж решили окунуться в этот омут и вас не отговорить, рекомендую для начала почитать «умные» книги и провести хотя бы пару недель за компьютером. Существенного опыта не получите, но сможете разобраться в «кухне» монтажа и покорить работодателя теоретическими познаниями, или… это окончательно отобьет у вас охоту склеивать видео.
Историческая справка.Термин «монтаж» пришел из киноиндустрии: на заре телевидения оборудование, способное записывать изображение, имелось только в кино. Изобретенный в 1956 году видеомагнитофон также служил исключительно для показа кинофильмов. Когда возникла потребность в монтаже записанных программ, американская компания «AMPEX» в 1958 году выпустила приспособление для механического монтажа: микроскоп с ножницами. Принцип видеомонтажа был предельно прост: разглядев в микроскоп «неугодный» кадр, специалист вырезал его ножницами, а затем склеивал куски пленки. Несмотря на примитивность метода, в видеомагнитофонах с двухдюймовой лентой он используется и по сей день.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.