Сцена в дорогом бутике. «В этом костюме вы — настоящий английский лорд», — воркует на ухо продавщица. «Твой новый телефон — это стильно», — каждые пятнадцать минут зазывает телевизор.
А вот еще мягкие супермодные ботиночки, пара пестрых галстуков, часики с камушками — и так далее и тому подобное.
Купил? Готов повесить на стену плакат «Жизнь удалась»? Молодой неискушенный карьерист может подумать, что с такой экипировкой ему гарантирован не только успех на собеседованиях по поводу приема на работу, но и шквал заманчивых предложений от выстроившихся в очередь рыдающих работодателей.
Однако на деле все не так просто. Особенно если вы решили сделать карьеру в такой консервативной сфере деятельности, как инвестиционное консультирование (investment banking). Именно здесь ваш внешний вид может действительно сыграть определяющую роль в достижении успеха. Итак, существует свод негласных правил, не соблюдая которые начинающий инвестиционный банкир рискует оказаться непонятым на переговорах и даже упустить выгодную сделку. Сразу оговоримся — речь пойдет не просто о стандартном наборе дорогих вещей. В investment banking действует целая система деталей и нюансов, постичь которую неискушенному новичку довольно сложно.
Начнем с обуви. Прежде всего — никаких мокасин или сандалий. Даже если у вас ревматизм, плоскостопие или еще что-нибудь, что лечится в санаториях для больных с повреждениями опорно-двигательного аппарата. Среди настоящих инвестбанкиров котируются лишь изделия ручной работы стоимостью от $500. Желательно английского производства.
Особой любовью успешных финансистов пользуются известные марки John Lobb и Church’s. Признаются только строгие модели без каких-либо излишеств. Цвет — исключительно черный. Кстати, это обязательное требование. Например, если вы хотите провалить свое первое собеседование в инвестбанке, просто заявитесь туда в ботинках коричневого или жизнерадостного канареечного цвета. Работу вы, конечно, не получите, зато насладитесь вытянувшимися от удивления и возмущения лицами сотрудников офиса.
Следующий пункт — костюмы. Темно-серые, темно-синие, никаких клеточек, рубчиков и тому подобных излишеств. В крайнем случае — строгая, слабовыраженная полоска. Не более двух пуговиц, однобортные. Задний разрез не регламентируется. В Европе он может быть и двойным, поскольку традиционно местная аристократия ездила на лошадях и это, скорее, элемент комфорта — чтобы костюм не разошелся по швам. В тон ему подбирается сорочка. Расцветки спокойные, пастельные, возможна тонкая полоска. Недопустимы варианты типа «сафари» с двумя карманами на пуговицах и погонами.
Под строгий костюм полагается носить не менее строгий галстук. Никаких вызывающих расцветок! Запомните главное правило: если внимание собеседника на переговорах сконцентрировалось на вашем галстуке более чем на две секунды — вы в ауте: галстук подобран неверно. Допускаются лишь строгие, неброские тона. В Европе особенно нежелательно использование в расцветке различных ромбиков, кружочков, стрелочек и клеточек. Маститые учебные заведения с многовековыми традициями часто употребляют в качестве корпоративной атрибутики галстуки с различной, в том числе и геометрической, символикой. Так что вы легко можете попасть впросак при общении с выпускниками того же Гарварда или Оксфорда. В лучшем случае ваш галстук будет воспринят как досадное недоразумение, в худшем — вас заподозрят в самозванстве.
Представьте себе такую ситуацию. Вы молодой, многообещающий менеджер инвестиционной компании. Москва. Лето. Июль. На улице +35°C. У вас важная встреча с потенциальным клиентом, в результате которой ваша компания может получить сделку на пару десятков миллионов долларов. Исполненный чувства гордости за порученную миссию, вы входите в переговорную и... после обмена ничего не значащими фразами клиент неожиданно откланивается. А на следующее утро вас вызывает шеф и в лучшем случае штрафует на ползарплаты, а в худшем — предлагает подыскать другое место работы. За что? Клиент отказался от сделки. Что не так? Ведь на переговорах вы не успели даже толком рта открыть. Все просто: вы позволили себе прийти на встречу в сорочке с коротким рукавом, при галстуке и без пиджака. Это — неуважение к клиенту. Иностранцы-коллеги, в первую очередь англичане и американцы, не простят вашей оплошности. Не советуем также одевать пиджак на сорочку с короткими рукавами — заработаете репутацию неряхи. Логика проста — у обычной сорочки есть манжеты, которые даже у самого чистоплотного человека к концу рабочего дня будут грязными. На следующий день такую, как правило, не одевают. Поэтому ваши короткие рукава расценят как элементарную неопрятность. И потом — как в таком случае вы сможете щегольнуть красивыми новыми запонками, подаренными вам родными в день окончания университета? Кстати, и здесь есть ограничения. Главное, чтобы они не были огромного размера, с фривольными символами и не стоили в два раза больше, чем весь ваш костюм, с галстуком и ботинками. Обычно инвестбанкиры симпатизируют запонкам Montblanc. Между прочим, столь же высоко котируются и авторучки этой марки.
Раз уж мы заговорили об авторучках и запонках, следует упомянуть и о других аксессуарах. Например часы. Отлично! Вы любите дайвинг и у вас есть замечательный водонепроницаемый хронометр с секундомером, альтиметром и прочими жизненно необходимыми, на ваш взгляд, функциями — размером с маленькую сковородку и весом с учебник по финансам, который вы, надеемся, вызубрили наизусть. Наденете его под строгий костюм на деловую встречу — считайте, вы ее успешно провалили. А если хотите заслужить одобрительные взгляды будущих коллегинвестбанкиров, запомните следующее. Среди американской финансовой элиты котируется в первую очередь Rolex, у европейцев — Patek Philippe и Breguet. Хотя не возбраняются и другие варианты. Кстати, марка — своего рода опознавательный знак: стоимость часов должна составлять приблизительно 10–15% от вашего годового дохода.
Если на часы вы уже заработали, думаем, приобретение достойного мобильного телефона не сильно обременит ваш кошелек. Покупать можно любой, но только бизнес-класса. Например, среди российских инвестбанкиров в большом почете SonyEricsson 910 и Motorola V3.
Конечно, инвестиции в собственный имидж важны, а зачастую даже необходимы. Но не забывайте, что это только детали, свидетельствующие о вашем вкусе и стремлении принадлежать к классу успешных и уверенных в себе людей. Но они не заменят хорошего образования, о котором неплохо позаботиться заранее.
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?