RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи
  5. Вижу супер!

Вижу супер!

6.03.2007 26928

В советские времена обязанности водворять решения верхов в систему организации труда низов возлагались на бригадиров.

Помните «бородатый» анекдот: «У строителя спрашивают: «Сколько человек работает на стройке?» «С бригадиром процентов 80», — отвечает работник, почесав затылок. «А без бригадира?» «А без него вообще никто не работает», — развел руками пролетарий». Современные предприятия нуждаются не менее в столь неусыпном бдении. Функции бригадиров сегодня выполняют супервайзеры, появившиеся на украинских просторах в середине 90-х годов с приходом иностранных компаний, принесших помимо новых технологий и незнакомые доселе названия некоторых профессий. За рубежом «супервайзерами» называют начальников участков (смен) на предприятиях, наблюдателей, присутствующих на политических выборах, инструкторов, диспетчеров, офис-менеджеров, инспекторов, ревизоров. Распространена супервизия в медицине, психотерапии, спорте, ресторанном бизнесе, финансовых и инвестиционных учреждениях, а также в сетевом маркетинге. В отечественной практике сфера приложения усилий супервайзеров не столь широка и пока ограничивается торговыми компаниями (где в их подчинении находятся торговые представители или мерчендайзеры) или рекламными агентствами (координируют работу промоутеров). Правда, до сих пор работодатели не пришли к общему знаменателю по поводу обязанностей сотрудников с экзотическим названием. Однако некоторые важные моменты выяснить удалось.

Руководитель низшего звена

Государственный классификатор профессий ДК 003:2005 пока не признает существование должности супервайзера со всеми вытекающими последствиями: ни одно учебное заведение не готовит таких специалистов, на них не распространяются общие гарантии в сфере социальной защиты и не разработаны квалификационные характеристики. А отсутствие единого представления о функциях этих руководителей низшего звена дает возможность кадровикам, работодателям и самим супервайзерам произвольно интерпретировать обязанности, поэтому не удивляйтесь, если обнаружите, что в каждой отдельно взятой фирме функции специалистов отличаются. В связи с этим перед трудоустройством нелишним будет прочесть должностную инструкцию и, разумеется, заключить трудовой договор, в котором должны быть оговорены особые условия, например, разъезды по городам и весям на собственном авто. Однако, где бы ни работал супервайзер, его основные задачи сводятся к организации и аудиту бесперебойной работы своих подопечных. Кроме того, супервайзер часто нанимает и инструктирует новичков, организовывает обучение персонала, оценивает результаты работы подчиненных, при необходимости штрафуя нарушителей, и предоставляет информацию для начисления зарплаты. Возглавляющий группу проводит собрания для обсуждения текущих вопросов, помогает решать возникающие проблемы или исправлять ошибки, принимает заказы. Как правило, в подчинении специалиста — не более 15 — 20 рядовых сотрудников. Супервайзер далеко не всегда числится в штате компании: рекламные агентства, например, предпочитают приглашать опытных специалистов на проект, к примеру, промоушен-акцию, иногда даже со своей группой промоутеров. Супервайзеры, работающие в области сетевого маркетинга, также не могут рассчитывать на зачисление в штат. Тем не менее, спрос на специалистов растет, и особенно велик он в западных компаниях, работающих на отечественном рынке, или украинских с иностранными инвестициями. Большая часть организаций возлагает функции контроля над рядовыми исполнителями на менеджеров, поэтому выраженной конкуренции между супервайзерами пока нет. Одной из причин отсутствия конкуренции является характерная особенность рынка труда супервайзеров — практически в 90% случаев на эту должность выдвигаются сотрудники предприятия из кадрового резерва. Частично это связано с внутренней политикой организаций, а частично с тем, что на вакансию чаще всего претендуют амбициозные 22-23—летние кандидаты, не имеющие опыта, не желающие работать торговыми представителями или промоутерами, и стремящиеся сразу на руководящую позицию с соответствующим окладом. Стоит ли говорить, что таких не очень-то жалуют работодатели? Им по душе претенденты, соответствующие определенным требованиям.

Супер-пупер-вайзер

Подавляющее большинство работодателей хотят видеть на должности супервайзера кандидата с опытом работы от полугода до 3 лет на позициях торгового представителя, мерчендайзера или промоутера (см. диаграмму). Это позволит претенденту на вакансию не просто разбираться в особенностях продаж или организации рекламных акций, но и знать специфику деятельности подопечных изнутри. Поскольку профильного образования пока не существует, работодателям приходится довольствоваться «любым». Предпочтение — претендентам с «высшим», желательно прошедшим соответствующие курсы или тренинги. Но уровень подготовки супервайзеров бывает различным, поэтому чаша весов склоняется в сторону постигших азы профессии в иностранных компаниях. «В этой специальности находит себя преимущественно молодежь, не редкость и студенты, — комментирует Александр Соболевский, супервайзер предприятия «С.О.В. Гавань». — Средний возраст — от 20 до 35 лет. В подчинении супервайзера — молодые сотрудники, и если разница в возрасте невелика, найти общий язык бывает намного проще. В редких случаях, когда команда подбирается постарше, компания будет искать «зрелого» супервайзера — до 45 лет. На этой позиции, как и на любой руководящей должности, большинство работодателей хотят видеть мужчин, хотя практика показывает, что женщины неплохо справляются со своими обязанностями. В качестве дополнительных требований — водительское удостоверение и личный автомобиль (для супервайзеров, курирующих торговых представителей или мерчендайзеров в разных районах Киева и области). Реже встречается пожелание, чтобы претендующий на должность имел наработанную систему сбыта или собственную команду». Среди личных качеств — на первом месте организаторские способности, поскольку непросто руководить линейным персоналом даже при наличии большого опыта в сфере продаж. Некоторые работодатели (12%) в требованиях не забывают указывать знание ПК (в основном для подготовки подотчетной документации), остальные, видимо, считают это априори.

Доход супервайзеров, как правило, складывается из фиксированной и переменной величин, т. е. оклада плюс процентов от продаж вверенной ему группы (таким образом заинтересовывают в увеличении объема продаж) и начинается с 700 у.е. В перспективах карьерного роста — стать региональным представителем или региональным менеджером, как вариант — руководителем отдела компании. Для работающих в промоушенге ступени карьерного роста несколько иные: промоутер — супервайзер — координатор — BTL — менеджер. Главное — не оступиться при подъеме, ибо работу супервайзера простой не назовешь.

«Слуга царю, отец солдатам»

Показатель работы супервайзера — результаты, достигнутые коллективно, подопечными отдела, а значит, и зависят не столько от стараний и способностей «надсмотрщика», сколько от персонала. Соответственно, чем больше подчиненных, тем больше проблем может возникнуть в работе, поэтому создать видимость бурной деятельности в этой профессии не получится. Нужно подобно центральному персонажу знаменитой трилогии Бомарше одновременно оказываться «тут и там». «Например, кто-то не вышел на работу, у кого-то по вине заказчика сорвалась договоренность, а у кого-то транспортники опоздали с доставкой товара, — комментирует Алексей Мирошников, супервайзер торговой компании. — И все это нельзя пустить на самотек, иначе проблемы нарастут как снежный ком и супервайзер, не умеющий быстро «разруливать» ситуации, не справится с управлением, что не менее опасно, чем на автодорогах. Пожалуй, главные профессиональные качества — строгость, «железные» нервы и толстокожесть. К примеру, узнаешь, что часть пробников продукции, предназначенная для рекламной акции «ушла» не по назначению. Надо бы сходу уволить «предпринимателя», но внутренний голос нашептывает, что у него на руках больная мама. В результате внутренней борьбы между «профессиональным» и «человеческим» приходится выбирать первое. Но иначе в торговле нельзя, ведь мы — материально ответственные лица. Очень сложно бывает с новичками, они почему-то свято убеждены, что работать в активных продажах легко: пришел, и у тебя мигом все раскупили. Стараться начинают только после первой зарплаты». Составляя отчеты, супервайзер должен докладывать вышестоящему руководству «что, где и когда» происходило с его «бригадой», вынося из этих встреч новые указания для подопечных. Как правило, при этом неоднократно приходится оказываться «между молотом и наковальней». Не способствует дружеским отношениям в маленьком коллективе и обязанность штрафовать провинившихся, заполняя протоколы проверки. Но, несмотря на сложности, сами «бригадиры» работой довольны. Кроме возможности получения высоких доходов и стремительного карьерного роста у супервайзеров, как правило, объемный компенсационный пакет, в который входит оплата амортизации собственного автомобиля и расходов на топливо или проезд в общественном транспорте, части затрат на мобильную связь. Если при этом вспомнить, что работа не требует специального образования и навыков, то лучший вариант для старта трудно и представить.

Плюсы

Минусы

Не требуется специального образования

Материальная ответственность

Для позиции супервайзера характерны весьма солидные заработки

Специфика работы в лавировании «между молотом и наковальней» — коллективом и вышестоящим руководством

Стремительный карьерный рост (возможно продвижение на новую ступеньку в течение полугода)

Частые форс-мажоры в работе членов «бригады»

Компенсационный пакет (оплата расходов на бензин, амортизация автомобиля, мобильная связь)

Работу супервайзеров контролируют проверяющие

Возможность работы в штате компании или по принципу свободных художников

Необходимость частых разъездов по местам работы подопечных

Читайте также

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 Ноябрь, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 Ноябрь, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 Октябрь, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 Сентябрь, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


↑ Наверх