Обо всем этом мы спросили самих начальников — больших и не очень, мужчин и женщин, подконтрольных еще более важным боссам и нет. Полученный набор исчерпывающих ответов мы тщательно классифицировали и снабдили комментариями.
Чего они действительно ждут от подчиненных?
Наше мнение по этому поводу
Мы думаем, что официальная версия звучит так: «Эффективность, творческий подход и желание работать — вот три основных качества, чтобы заслужить звание лучшего работника месяца». Но на самом-то деле начальники ждут «рабского услужения, безропотного подчинения и каторжного труда до седьмого пота».
Ответы начальников
Невероятно! Под устрашающими галстуками с фигурками гольфистов и пиджаками Escada бьются мягкие, как воск, сердца. Нет, мы не будем отрицать, что пару раз слышали: «Прежде всего я жду, чтобы они вкалывали» или «Чтобы они больше думали о повышении эффективности предприятия». Но почти 90% руководителей говорили нам о любви. То, чего хочет современный шеф, приближается к мечтам писателей-утопистов: предприятие, пронизанное волнами позитива и напоминающее буддистский монастырь.
Боссы полагают, что это возможно! «Ежедневно мы проводим столько времени вместе, так пусть же все будет гармонично». «Я жду от сотрудников любви, понимания, верности». Кроме того, руководитель, как вожатый в пионерлагере, предпочитает, чтобы его подопечные пребывали в хорошем настроении. Ура-ура, на работу нам пора: «Улыбка может многое изменить», «Я легче приму даже самую неприятную просьбу, если меня попросят весело», «Надо, чтобы они излучали радость», «В идеале Трудовой кодекс должен запрещать дуться на работе».
Гримасничают ли начальники за спиной, как и мы?
Наше мнение по этому поводу
Часто, выходя из директорского кабинета, мы закатываем к небу глаза и мчимся в курилку к подружкам, чтобы передразнить его сакраментальное: «У меня не было времени прочесть срочный доклад, который я заказал тебе к позавчерашнему дню и который ты дописывала ночью». Но не происходит ли подобного и по ту сторону двери?
Ответы начальников
Нет, шеф не дразнится. Он даже не умеет закатывать к небу глаза: ему мешают морщины на лбу, появившиеся от долгих раздумий о судьбах мира. Нет, начальнику некогда терять время на глупости, в то время как у дверей предприятия одновременно дежурят коварные налоговики и вероломные активисты профсоюзов.
Среди лавины назидательных ответов вроде «Нельзя тратить энергию на болтовню» есть и такой перл: «Я думаю, что мы не кривляемся за спиной подчиненных, потому что в глубине души научились прощать их примитивность и неумение мыслить масштабно. Это естественно, если сравнить наши должности. Хорошо, что есть мы, иначе кто бы о них позаботился?» Как бы там ни было, но настоящая причина, почему начальники не передразнивают подчиненных (которую ни один шеф, кстати, не нашел смелости озвучить), весьма прозаична: кривляться одному неинтересно. По-настоящему хорошая гримаса требует присутствия коллег, стоящих с тобой на одной ступеньке иерархической лестницы. А шеф по определению одинок и пребывает в изоляции там, высоко, на самой вершине. Но спорим, что, когда боссы собираются вместе, то есть оказываются среди равных по зарплате, они не прочь позубоскалить! С бокалом шампанского в руке они, должно быть, от души потешаются над миллионами служащих! Возможно, даже устраивают конкурсы, кто лучше изобразит свою секретаршу, семенящую с чашечками кофе на подносе. Не исключено.
Считают ли они, что мало получают?
Наше мнение по этому поводу
Обладая внешними признаками обыкновенного человека, шеф, как и любой из нас, вероятно, считает, что зарабатывает мало.
Ответы начальников
Конечно, босс думает, что получает недостаточно. Среди двадцати опрошенных начальников нашлось только двое, покатившихся со смеху: «Знали бы вы, как я сорю деньгами, даже стыдно». Другие же без тени иронии заявляют: «Да если взять соотношение ответственность-проблемы-зарплата, наши зарплаты смехотворны». Но тут же невероятно великодушные шефы добавляют: «Но мы считаем, что служащие тоже мало получают».
Они даже позволяют себе революционные высказывания: «Способ начисления зарплат несовершенен. По-хорошему, когда предприятие работает хорошо, все должны были бы получать больше. Но при этом согласиться на уменьшение зарплаты, если у компании возникают проблемы. Это мотивировало бы гораздо сильнее, чем мизерные премии. Но это слишком спорное заявление, чтобы делать его вслух, не так ли?» В самом деле, друг мой шеф, этот проект понижения зарплаты в зависимости от выручки осмотрительнее хранить при себе.
Волнуются ли они о своем будущем?
Наше мнение по этому поводу
Волнуются, потому что безработный начальник — зрелище довольно жалкое. Но в случае расторжения контракта некоторые топ-менеджеры получат астрономические суммы.
Ответы начальников
Наше исследование выявило две большие группы начальников начала третьего тысячелетия. С одной стороны, есть наемный руководитель большой компании с вышестоящим начальством. И он повторяет как заклинание: «Я за себя не волнуюсь. Если здесь не выгорит и подставной шеф будет не нужен, я займусь чем-нибудь другим. Так даже лучше». С другой стороны, есть независимый начальник, мелкий предприниматель, и он сильно трусит: «Ежемесячно мне приходится выплачивать 17 зарплат. И я все время трясусь: вдруг что-то не сойдется? Только и думаю, что о цифрах, цифрах…» Честно говоря, я не смогла удержаться от слез, когда читала это признание. И уж конечно, я тут же поставила жирный крест на старой идее создать собственное транснациональное металлургическое предприятие.
Упрекают ли они себя за то, что сидят на работе, в то время как настоящая жизнь проходит мимо, или они довольны своей судьбой босса?
наше мнение по этому поводу
Наверное, они переживают по этому поводу меньше, чем мы. Ставки в этой игре должны их неплохо мотивировать. Дома у шефов, естественно, все отлично организовано: есть профессор математики, чтобы рассчитывать семейный бюджет, и холодильник прямого сообщения с супермаркетом.
Ответы начальников
Не так-то легко ответить. К тому же есть две категории начальников. Почти одинаковое количество мужчин и женщин-боссов заявили: «Тяжелые дни дают определенное удовлетворение от выполненного долга. И это тоже настоящая жизнь». Или вот один очень честный ответ: «Конечно, начальник доволен своей судьбой начальника. Ведь судить легче, чем быть судимым. Легче жить спокойно, чем жить, имея над собой кого-то». На самом деле шефы в глобальном смысле, кажется, действительно лучше организованы, чем мы: «Иначе мы не были бы шефами, глупенькие» (бац! так нам и надо, раз готовы подчиняться кому ни попадя). Но в личных беседах бахвальства было все же меньше: «Начальник частенько ругает себя за то, что к вечеру настолько урабатывается, что не в силах сесть за руль, выйти в люди, поужинать с друзьями, поиграть с детьми». А иногда слова боссов проникнуты настоящим драматизмом: «Быть боссом — это тяжкая ноша, из-за которой я прозевал детство моей старшей дочери. Теперь я не работаю, но то, что упущено, я никогда уже не наверстаю».
Много ли он тратит утром времени на сборы?
Наше мнение по этому поводу
Скорее всего, много. Ведь одежда указывает на статус, а начальство не может не думать об этом.
Ответы начальников
Что касается нарядов начальников, здесь царит неразбериха. Есть среди шефов экстремисты, которые тратят часы, подбирая одежду для очередного рабочего дня: «Я боюсь походить на подчиненного, поэтому тщательно выбираю одежду. А то, чего доброго, меня примут за мою секретаршу». А есть такие ловкие боссы (и мужчины, и женщины), кто ухитряется одеться за 10 минут. «Теперь, когда шеф — я, проблемы со вкусом не у меня, а у других. По определению», — уточняет с легким вызовом одна главная редактор женского журнала (какая разница кто?).
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.