Каждый ищет свой вариант решения возникшей проблемы. Кто-то занимается «выращивание» собственных специалистов, дабы затем можно было бы прибегнуть к так называемому вторичному найму. Очень грамотный подход. Есть много преимуществ его использования: во-первых, взращенный в корпоративной культуре родного предприятия специалист всегда под рукой; во-вторых, это стимул для самого сотрудника; и, в-третьих, воздействие на мотивацию остального персонала компании. Можно использовать другой подход - нанять менеджера по персоналу, который будет заботиться о том, чтобы ваша компания всегда была укомплектована необходимыми специалистами. Кстати, приятных моментов тоже хватает: ваш HR хорошо знает компанию, ее потребности; помимо подбора он может заниматься и другими, не менее полезными функциями (оценка, стимулирование, развитие персонала) и, что очень важно, наличие «домашнего HR» позволит вам существенно экономить деньги на рекрутинге. Главное не ошибиться с выбором самого менеджера по персоналу. Однако описанные стратегии не всегда и не для всех вакансий можно использовать. Иногда работодателям приходится обращаться к операторам рынка труда - посредникам, предоставляющим услуги по найму персонала.
В настоящее время в Киеве действует около 60 рекрутинговых агентств, порядка 45 кадровых и 10-15 информационных агентств. Поэтому не мудрено, что перед Заказчиком, коим является работодатель, встает непростой вопрос: «К кому обратиться в каждом конкретном случае?» Предлагаю разобраться в этом вопросе, проанализировав деятельность компаний, предоставляющих кадровые услуги.
Если вы решили обратиться в рекрутинговое агентство. Ваш заказ будет вести специально закрепленный менеджер, который обязательно выяснит все требования и пожелания, предъявляемые к потенциальному сотруднику. В течение всего срока выполнения заказа (от 3 до 30 дней, в зависимости от предварительной договоренности) он будет держать вас в курсе, информировать о том, как продвигаются дела. Вы пока можете расслабиться и получать удовольствие. В это время в агентстве кипит работа. Поиск кандидатов ведется через собственную базу данных, объявления о вакансиях в СМИ и Интернете, может использоваться executive search (прямой поиск) в компаниях конкурентов. Опытные рекрутеры проводят интервью. Составляют профессиональный и психологический (по вашему запросу) портреты кандидатов. Выбрав из общего числа 3-5 наиболее соответствующие кандидатуры, менеджер либо присылает вам их резюме, либо сразу организовывает вашу встречу с ними. Из предложенных вариантов вы выбираете будущего сотрудника или поиск может быть продолжен, если никто из них вам не подошел. Оплату услуг рекрутингового агентства производит работодатель. Причем, в зависимости от степени сложности заказа оплата может варьировать от 12 до 30% годового дохода специалиста. Если речь идет о «нестандартном» поиске - необходимо найти редкого специалиста или применить head hunting (охоту за головами) - сумма будет колебаться в пределах от 33до 60%. Кстати, за последние несколько лет цены выросли, невзирая на высокую конкуренцию в этой сфере бизнеса. И еще один нюанс. Все большее количество рекрутинговых агентств предпочитает брать предоплату (30-50%), которая не возвращается при любом исходе мероприятия. И все меньшее количество работодателей на это соглашается.
Наметилась приятная тенденция к специализации агентств. На рынке появляются (или перепрофилируются) агентства, которые занимаются определенным сегментом (финансы, IT, управление персоналом, производство и т.д.). Думаю, что будущее именно за ними. По ряду причин: хорошее знание особенностей рынка, профессиональная база кандидатов, ориентация в проблемах и ожиданиях клиента, перспективы развития направления – все это способствует более «точечному» подбору специалистов.
Постепенно рекрутеры отходят от декларации о том, что «они занимаются подбором только управленцев высшего и среднего звена». Это дает основания полагать, что практически сформировался круг профессионалов, готовых посвятить себя ТОП менеджерам, безусловно, требующих к себе особого подхода.
- специализированные агентства,
- агентства широкого профиля
Работодателей, постоянно или периодически пользующихся услугами рекрутинговых агентств, привлекает в сотрудничестве:
§ возможность осуществить подбор в сжатые сроки,
§ конфиденциальность процедуры (сотрудник компании может не знать, что ему готовят замену),
§ гарантии, предоставляемые агентством,
§ качество подбора,
§ высвобождение времени,
§ возможность привлечения «дефицитных» специалистов,
§ четкая организованность работы агентства (соблюдение сроков и процедур, выполнение взятых на себя обязательств и т.д.).
Если у вас возникло желание попытать счастья с кадровым агентством. Здесь вас могут ожидать сюрпризы. Поместив заявочку в кадровое агентство (это можно сделать по телефону или отправив по факсу), вы можете либо вообще никого не дождаться, либо к вам могут прийти люди, мягко говоря, неправильно информированные о предполагаемых обязанностях, условиях труда или оплате. А человек заплатил 50 гривен за постановку на учет и 10-15 гривен за направление к вам. И за каждое последующее направление ему придется платить столько же. Досадно?! Хотя, конечно, шанс таким способом подобрать неквалифицированный персонал (уборщицу, курьера, разнорабочего) у вас все-таки есть.
В работе кадровых агентств произошли изменения (и, на мой взгляд, не в лучшую сторону). Еще 3года назад схема их работы была иной: 10-20 гривен за внесение в базу данных и 25-50% от первой заработной платы. Но, время внесло поправку. С одной стороны их можно понять – устроившись на работу, клиент (в данном случае соискатель) нередко забывал о своих обязательствах перед агентством, и оно оставалось «с носом». Но с другой стороны, нынешние условия взаимодействия порождают массу поводов и возможностей для некорректного поведения уже со стороны Исполнителя.
Не могу промолчать об отдельном направлении работы кадровых агентств – строительном. Массовый спрос на работников строительных специальностей (причиной тому развитие отрасли и высокая текучесть кадров) породил такое явление как профессиональное шарлатанство. Зазывая страждущих обзавестись работой (преимущественно людей иногородних) и обещая им золотые горы, агентство подписывает договор с кандидатом на оказание информационно-консультационных услуг и за 60 гривен выдает направление на участок. Некоторые даже указывают телефон прораба или начальника отдела кадров. Обращаю внимание - никакого гарантийного обслуживания («если вы не подойдете или вам что-то не подойдет») даже не предполагается. Стоит ли продолжать, что новоиспеченного сотрудника могут вообще не ждать по указанному адресу или, обещанный в агентстве уровень оплаты окажется на 30-50% ниже. А с юридической точки зрения все чинно, благородно. Услугу оказали, направление выдали. Будьте любезны…
Уверенна, что в информационные агентства вы, как работодатель, не обратитесь никогда. Хотя бы потому, что это не предполагается «по законам жанра». И, тем не менее, поскольку в последние 2 года мы обзавелись и таким оператором рынка труда, о них нужно знать. Не зря ведь бытует пословица: «Предупрежден, значит вооружен». Информационные агентства строят свою работу по принципу обеспечения информацией. Обратившийся к ним соискатель, за кругленькую как для безработного сумму в 100-200 гривен, получает список вакансий той должности, на которую он претендует. Причем, квалификация, образование и предыдущий опыт работы не имеет никакого значения. Естественно, агентство берет информацию о вакансии из открытых источников, забывая поставить в известность работодателя о своих намерениях сотрудничать. Мне очень нравиться народное определение их работы - «торговля надеждой». Очень точное определение. Никаких обязательств (хотя по телефону уверенным и напористым тоном вам будут объяснять, что вы обязательно найдете работу в течение 2-х месяцев), никаких хлопот-забот. Вам продают надежду устроиться по выбранной специальности. А надежда умирает последней, правда?!
Надеюсь, приведенный анализ поможет лучше сориентироваться в бурном океане трудоустройства, как работодателям, так и соискателям. Будьте бдительны при выборе партнеров и провайдеров услуг. Не всегда сэкономленные 100-200 у.е. того стоят.
Адаменко Елена, бизнес-тренер, HR-консультант ТУРАНАтм,
// «Консалтинг в Украине», №1, февраль 2006 год.
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?