Каждый ищет свой вариант решения возникшей проблемы. Кто-то занимается «выращивание» собственных специалистов, дабы затем можно было бы прибегнуть к так называемому вторичному найму. Очень грамотный подход. Есть много преимуществ его использования: во-первых, взращенный в корпоративной культуре родного предприятия специалист всегда под рукой; во-вторых, это стимул для самого сотрудника; и, в-третьих, воздействие на мотивацию остального персонала компании. Можно использовать другой подход - нанять менеджера по персоналу, который будет заботиться о том, чтобы ваша компания всегда была укомплектована необходимыми специалистами. Кстати, приятных моментов тоже хватает: ваш HR хорошо знает компанию, ее потребности; помимо подбора он может заниматься и другими, не менее полезными функциями (оценка, стимулирование, развитие персонала) и, что очень важно, наличие «домашнего HR» позволит вам существенно экономить деньги на рекрутинге. Главное не ошибиться с выбором самого менеджера по персоналу. Однако описанные стратегии не всегда и не для всех вакансий можно использовать. Иногда работодателям приходится обращаться к операторам рынка труда - посредникам, предоставляющим услуги по найму персонала.
В настоящее время в Киеве действует около 60 рекрутинговых агентств, порядка 45 кадровых и 10-15 информационных агентств. Поэтому не мудрено, что перед Заказчиком, коим является работодатель, встает непростой вопрос: «К кому обратиться в каждом конкретном случае?» Предлагаю разобраться в этом вопросе, проанализировав деятельность компаний, предоставляющих кадровые услуги.
Если вы решили обратиться в рекрутинговое агентство. Ваш заказ будет вести специально закрепленный менеджер, который обязательно выяснит все требования и пожелания, предъявляемые к потенциальному сотруднику. В течение всего срока выполнения заказа (от 3 до 30 дней, в зависимости от предварительной договоренности) он будет держать вас в курсе, информировать о том, как продвигаются дела. Вы пока можете расслабиться и получать удовольствие. В это время в агентстве кипит работа. Поиск кандидатов ведется через собственную базу данных, объявления о вакансиях в СМИ и Интернете, может использоваться executive search (прямой поиск) в компаниях конкурентов. Опытные рекрутеры проводят интервью. Составляют профессиональный и психологический (по вашему запросу) портреты кандидатов. Выбрав из общего числа 3-5 наиболее соответствующие кандидатуры, менеджер либо присылает вам их резюме, либо сразу организовывает вашу встречу с ними. Из предложенных вариантов вы выбираете будущего сотрудника или поиск может быть продолжен, если никто из них вам не подошел. Оплату услуг рекрутингового агентства производит работодатель. Причем, в зависимости от степени сложности заказа оплата может варьировать от 12 до 30% годового дохода специалиста. Если речь идет о «нестандартном» поиске - необходимо найти редкого специалиста или применить head hunting (охоту за головами) - сумма будет колебаться в пределах от 33до 60%. Кстати, за последние несколько лет цены выросли, невзирая на высокую конкуренцию в этой сфере бизнеса. И еще один нюанс. Все большее количество рекрутинговых агентств предпочитает брать предоплату (30-50%), которая не возвращается при любом исходе мероприятия. И все меньшее количество работодателей на это соглашается.
Наметилась приятная тенденция к специализации агентств. На рынке появляются (или перепрофилируются) агентства, которые занимаются определенным сегментом (финансы, IT, управление персоналом, производство и т.д.). Думаю, что будущее именно за ними. По ряду причин: хорошее знание особенностей рынка, профессиональная база кандидатов, ориентация в проблемах и ожиданиях клиента, перспективы развития направления – все это способствует более «точечному» подбору специалистов.
Постепенно рекрутеры отходят от декларации о том, что «они занимаются подбором только управленцев высшего и среднего звена». Это дает основания полагать, что практически сформировался круг профессионалов, готовых посвятить себя ТОП менеджерам, безусловно, требующих к себе особого подхода.
- специализированные агентства,
- агентства широкого профиля
Работодателей, постоянно или периодически пользующихся услугами рекрутинговых агентств, привлекает в сотрудничестве:
§ возможность осуществить подбор в сжатые сроки,
§ конфиденциальность процедуры (сотрудник компании может не знать, что ему готовят замену),
§ гарантии, предоставляемые агентством,
§ качество подбора,
§ высвобождение времени,
§ возможность привлечения «дефицитных» специалистов,
§ четкая организованность работы агентства (соблюдение сроков и процедур, выполнение взятых на себя обязательств и т.д.).
Если у вас возникло желание попытать счастья с кадровым агентством. Здесь вас могут ожидать сюрпризы. Поместив заявочку в кадровое агентство (это можно сделать по телефону или отправив по факсу), вы можете либо вообще никого не дождаться, либо к вам могут прийти люди, мягко говоря, неправильно информированные о предполагаемых обязанностях, условиях труда или оплате. А человек заплатил 50 гривен за постановку на учет и 10-15 гривен за направление к вам. И за каждое последующее направление ему придется платить столько же. Досадно?! Хотя, конечно, шанс таким способом подобрать неквалифицированный персонал (уборщицу, курьера, разнорабочего) у вас все-таки есть.
В работе кадровых агентств произошли изменения (и, на мой взгляд, не в лучшую сторону). Еще 3года назад схема их работы была иной: 10-20 гривен за внесение в базу данных и 25-50% от первой заработной платы. Но, время внесло поправку. С одной стороны их можно понять – устроившись на работу, клиент (в данном случае соискатель) нередко забывал о своих обязательствах перед агентством, и оно оставалось «с носом». Но с другой стороны, нынешние условия взаимодействия порождают массу поводов и возможностей для некорректного поведения уже со стороны Исполнителя.
Не могу промолчать об отдельном направлении работы кадровых агентств – строительном. Массовый спрос на работников строительных специальностей (причиной тому развитие отрасли и высокая текучесть кадров) породил такое явление как профессиональное шарлатанство. Зазывая страждущих обзавестись работой (преимущественно людей иногородних) и обещая им золотые горы, агентство подписывает договор с кандидатом на оказание информационно-консультационных услуг и за 60 гривен выдает направление на участок. Некоторые даже указывают телефон прораба или начальника отдела кадров. Обращаю внимание - никакого гарантийного обслуживания («если вы не подойдете или вам что-то не подойдет») даже не предполагается. Стоит ли продолжать, что новоиспеченного сотрудника могут вообще не ждать по указанному адресу или, обещанный в агентстве уровень оплаты окажется на 30-50% ниже. А с юридической точки зрения все чинно, благородно. Услугу оказали, направление выдали. Будьте любезны…
Уверенна, что в информационные агентства вы, как работодатель, не обратитесь никогда. Хотя бы потому, что это не предполагается «по законам жанра». И, тем не менее, поскольку в последние 2 года мы обзавелись и таким оператором рынка труда, о них нужно знать. Не зря ведь бытует пословица: «Предупрежден, значит вооружен». Информационные агентства строят свою работу по принципу обеспечения информацией. Обратившийся к ним соискатель, за кругленькую как для безработного сумму в 100-200 гривен, получает список вакансий той должности, на которую он претендует. Причем, квалификация, образование и предыдущий опыт работы не имеет никакого значения. Естественно, агентство берет информацию о вакансии из открытых источников, забывая поставить в известность работодателя о своих намерениях сотрудничать. Мне очень нравиться народное определение их работы - «торговля надеждой». Очень точное определение. Никаких обязательств (хотя по телефону уверенным и напористым тоном вам будут объяснять, что вы обязательно найдете работу в течение 2-х месяцев), никаких хлопот-забот. Вам продают надежду устроиться по выбранной специальности. А надежда умирает последней, правда?!
Надеюсь, приведенный анализ поможет лучше сориентироваться в бурном океане трудоустройства, как работодателям, так и соискателям. Будьте бдительны при выборе партнеров и провайдеров услуг. Не всегда сэкономленные 100-200 у.е. того стоят.
Адаменко Елена, бизнес-тренер, HR-консультант ТУРАНАтм,
// «Консалтинг в Украине», №1, февраль 2006 год.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.