Взгляд из Украины
Оценить преимущества и недостатки американских бизнес-школ, на первый взгляд, достаточно сложно. Чем, скажем, отличается Гарвард от Станфорда или Йель — от Джорджтауна? Предлагаем ознакомиться с обзором американских бизнес-школ, подготовленным Иваном ГАЙДУЦКИМ (аналитик, Киевский институт международных отношений) для еженедельника «Бизнес».
Количество и возраст студентов
Количество иностранных студентов, согласно внутренним правилам университетов, ограничено (в среднем, не более 28 — 34%). Наиболее либерален в этом вопросе университет Рочестер (Нью-Йорк), где число обучающихся иностранцев достигает 50%. В бизнес-школах Калифорнии — лишь 26%, в Корнельском (Нью-Йорк) и Чикагском университетах — 30%. По сравнению с ведущими университетами Киева, Москвы и Санкт-Петербурга — показатели довольно высокие.
Некоторые
университеты в США либеральны к заочной форме обучения, другие — вовсе не рассматривают такую возможность. Тем не менее, подобная форма обучения в США существует, и, наверное, не следует отвергать возможность получения заочного образования в одной из ведущих бизнес-школ.
Бизнес-школы, как правило, не принимают абитуриентов, недавно получивших степень бакалавра. Средний возраст студентов — 27 – 29 лет. Это специалисты, которые уже имеют стаж работы 4 – 6 лет. Опыт работы, по мнению руководства бизнес-школ, помогает студентам подняться на качественно новый уровень осмысления проблем, которые они намерены решить. Для поступления в бизнес-школы украинским абитуриентам необходимо иметь отечественную степень магистра.
Рейтинги бизнес-школ
Оценка уровня бизнес-школы компаниями, которые берут выпускников на работу, очень популярна в бизнесе. Лидером бизнес-школ по корпоративной оценке является университет Пенсильвании. В тройку лучших университетов также входят университеты Норсвестерн (штат Иллинойс) и Гарвард.
Не менее важна оценка учебного заведения самими выпускниками. Наиболее высоко оценивают двухгодичную программу обучения выпускники бизнес-школы университета Норсвестерн. В тройке лидеров — также университеты Виргинии и Пенсильвании.
Выпускник Гарварда, получивший степень магистра, в среднем зарабатывает $160 тыс. в год, а выпускник Станфорда и того больше — $165 тыс. Вместе с тем, студент, выучившийся и получивший степень магистра в Институте технологий Джорджии, в среднем может рассчитывать на $95 тыс. в год.
Формы и уровень образования
Во всех бизнес-школах помимо традиционной формы обучения, такой как лекции, используют «кейсы», или case study (обучение на примерах). Именно «кейсы» играют ведущую роль в учебном процессе американских школ бизнеса. Например, в Гарвардском университете case study занимают 80% учебного времени, тогда как лекции — лишь 15%.
Хотя большинство бизнес-школ все же отдают предпочтение стандартным методам преподавания, а на case study отводят не более 33 – 45% часов: в университете Индианы — 40%, в университете Техас-Аустин — 35%, в университете Чикаго — всего 20%.
Практически каждая бизнес-школа применяет и свои собственные методики обучения, на которые приходится от 5% до 35% учебного времени.
Стоимость
Стоимость обучения зависит не только от качества, но и от престижа выбранного учебного заведения. Год обучения в Гарварде или Станфорде обойдется в $28,9 тыс. Самым дорогим по праву считается Колумбийский университет, обучение в котором стоит $30,5 тыс., за ним следует университет Нью-Йорка — $29,9 тыс. и университет Чикаго — $29 тыс. в год. Один из самых «дешевых» — Институт технологий Джорджии, где получить образование можно за $14,4 тыс. в год.
В некоторых бизнес-школах в стоимость обучения включено проживание, как, например, в Гарварде.
Кстати, для получения образования в бизнес-школе многие студенты берут кредит, который возвращают после второго-третьего года работы. Иногда компания, взявшая выпускника на работу, погашает кредит.