В отношении развивающегося кризиса существуют разные мнения экспертов, в основном они сводятся к двум точкам зрения. Первая состоит в том, что худшее еще впереди. Нашу страну ждут серьезные потрясения, спад в экономике, падение уровня жизни и пр. Вторая точка зрения акцентируется не на трудностях, а на том, что кризис всегда является очищающим благом, которое отметает все наносное, а в случае с экономикой – неэффективное.
Истина – посередине, как обычно. Конечно, будут и трудности, и банкротства. Безусловно, верно и то, что российскому бизнесу придется становиться эффективнее, производительность труда должна подняться, управленцам придется, наконец, научиться использовать зарубежный опыт управления по максимуму, а в какой-то степени сгенерировать собственный.
И очень не хочется верить, что менеджмент нашей страны из очередного кризиса вынесет только урок в качестве одного варианта действий. А именно: учтет, что кризисы наступают с периодичностью в 10-12 лет и поэтому на 8-ом году после завершения этого кризиса совершит максимальное количество финансовых сделок и действий спекулятивного характера, а за год перед наступлением следующего предполагаемого кризиса сократит персонал и производство для того, чтобы зафиксировать маржу по максимуму.
Перспективы
Скорее всего, одной из областей, где будут найдены кардинально новые решения, станет управление человеческими ресурсами. Чтобы сделать прогноз вектора развития технологий в области персонала, которые станут популярными по мере окончания кризиса, стоит обратиться к опыту организаций и предприятий, сумевших в наше сложное время не отказаться от корпоративного обучения и продолжить пользоваться услугами консультантов и тренеров.
Во-первых, зададимся вопросом: «А что это за компании?»
Как правило, это предприятия среднего и малого бизнеса, успевшие подготовиться к кризису, подошедшие к нему во всеоружии. Такие компании имеют реальных потребителей в качестве клиентов, а не только бизнес структуры, хорошие товарные кредиты и предельно низкую дебиторскую задолженность. А главное, они с самого начала стремились развиваться, разумно сочетая собственные и заемные средства. Поэтому сегодня у них нет необходимости резко уменьшать свои бюджеты, в том числе инвестиционные, обходить банки в поисках кредитов.
Кроме того, многие из них на самом деле рассматривают сложившуюся ситуацию в качестве возможности для роста. Об этом говорят их запросы на услуги тренеров и консультантов. В эти услуги входит: развитие элементарных управленческих навыков, оптимизация бизнес-процессов предприятия, стратегическое рыночное управление, перемена формата обслуживания и т.д.
По мере окончания кризиса, скорее всего, останутся популярными темы, которые связаны с повышением эффективности работы сотрудников, в первую очередь, внедрение KPIs (ключевых показателей эффективности). Будет уделяться большое внимание распределению должностных обязанностей между сотрудниками компании, оптимизации структур управления. В отличие от «докризисных времен» это уже будет не формальный подход, а абсолютно новый уровень качественного переосмысления значимости происходящих процессов на предприятии.
Наконец-то будут востребованы знания в сфере исследований рабочего времени (Work Measurement) и рабочих процессов (Metod Study), а также инструменты нормирования труда, т.е. всего, что относится к инжинирингу труда (Industrial Engineering). Использование знаний именно этих областей поможет повысить производительность труда, а не узкое внедрение системы KPIs. Ведь часто достижение определенных показателей эффективности становится невозможным не по причине недисциплинированности или нежелания персонала, а из-за неграмотно организованного рабочего процесса (бизнес-процесса). Именно производственный инжиниринг совместно с установлением объективных показателей и адекватной системой мотивации способны принципиально изменить ситуацию с производительностью труда, которая на предприятиях в нашей стране во много раз ниже, чем зарубежном.
Если говорить о развитии сотрудников, то должны уйти в историю компании, которые расходуют значительную часть бюджета на проведение развлекательных мероприятий, например «плановые выезды на природу» вместе с каким-нибудь тренингом для командообразования. Разве не дикость, когда в крупной организации бюджет на празднование Нового года составляет 1,5 млн., а весь бюджет на развитие и обучение персонала около 2 млн. рублей. В лидеры HR технологий выйдут организации и предприятия, которые сосредоточатся на грамотном управлении развитием компетенций своего персонала.
В связи с этим может быть востребованной технология AKADS (актуальность, знания, анализ, делать, стабильность), направленная, исходя из вызовов рынка и этапа жизненного цикла бизнеса, на развитие корпоративной культуры. В этой технологии развитие корпоративной культуры не является основной целью, это больше инструмент для создания определенного контекста, где будут реально формироваться устойчивые навыки необходимого межличностного и производственного поведения сотрудников. Этим она кардинально отличается от устоявшейся практики управления корпоративной культурой, когда повсеместно организации как под копирку составляют корпоративные кодексы и правила, которые, по большому счету, не становятся инструментом управления, а остаются красивой бумажкой.
Внимания заслуживает тенденция развития технологий управления, связанных с применением коучинга. Этот шаг, безусловно, приближает наш менеджмент к цивилизованному уровню, когда сотрудник воспринимается руководством не как «быдло», требующее хорошего «пенделя», а как, минимум, разумное существо, которому можно что-то доверить и есть смысл его развивать.
К сожалению, данная технология в чистом виде на нашей почве вряд ли приживется в ближайшие годы. Это объясняется не столько ее сложностью, сколько тем, что наше обществ пока не готово к действительно партнерским отношениям на всех уровнях. Относительно бизнеса, делегирование лидерства и применение коучинга будет наталкиваться на глубинное препятствие, которое заключается в том, что топ-менеджмент еще до конца не изжил «желания рулить самому», а по существу и управлять не умеет, а значит, вряд ли будет полезен в развитии навыков лидерства у персонала. Относительно подчиненных, они также в основном мало сосредоточены на развитии лидерского потенциала в себе, так как нет практической возможности осуществить его на практике в своей компании.
Наиболее ценными считаются попытки внедрять интегрированные технологии развития персонала, в которых сочетается наставничество, коучинг и осуществление некоторых проектов силами сотрудников, кроме их основной деятельности. Примером данного комплексного и интегрированного подхода является «Технология Выращивания Менеджеров» – GMT, которая была впервые применена в нашей стране в компании «Продо Менеджмент» в 2004 году. Данная технология является синтезом развития компетенций управления, технологий проектного менеджмента и управления в контексте «развитие управленческого мышления».
За первый год внедрения в компании она не только дала возможность подготовить более десяти менеджеров из кадрового резерва, которые абсолютно готовы к вступлению в руководящую должность, но и принесла компании дополнительную прибыль в размере более 10 млн. рублей за счет экономического эффекта, достигнутого благодаря проектам резервистов. Каждый из них мог не только пройти обучение, но и вместе с наставником, являющимся действующим топ-менеджером, реализовать проект, который поможет совершенствовать безнес-процессы компании.
Инвестиции в программу, при этом, составили менее 300 тыс. рублей. Данная технология в дальнейшем использовалась на предприятиях различных отраслей хозяйства: издательский бизнес, промышленность, торговля. Все организации, внедряющие технологию, получали огромные доходы, при затратах равносильных проведению трех-четырех тренингов.
В условиях экономического кризиса получение быстрой финансовой отдачи от инвестиций – основной фактор выбора инвестиционного проекта. Сегодня GMT могла бы стать той HR-технологией для большинства бизнесов, которая бы дала им возможность по-прежнему решать вопросы, которые связаны с обучением и развитием персонала, а вместе с тем, приносила бы реальный экономический эффект, благодаря тому, что участники немедленно используют знания, приобретаемые в ходе программы. Тем более что участники обязаны применять знания в неоплачиваемое время. Объектом же использования знаний является улучшение «узких» мест бизнеса компании.
Реалии завтрашнего дня
К сожалению, использование данных технологий активно начнется не так скоро, как было бы нужно. В ближайшие год-два, скорее всего, управление персоналом сосредоточится на режиме «экономии и секвестрования», и лишь после выхода страны из кризиса компании начнут постепенно реанимировать различные программы развития персонала.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.