Что лучше в управлении работниками – кнут или пряник? (блиц-опрос)
9.04.2008 179 Валерия Задворная, психолог:
Формирование у сотрудников требуемой мотивации – один из наиболее деликатных и сложных вопросов в сфере управления персоналом. Но только правильное, своевременное, комбинированное использование обоих методов, а также умение подобрать для каждого работника «кнут» и «пряник» в соответствии с его индивидуальными особенностями, может принести действительные плоды в работе. Нельзя постоянно использовать только похвалу или только наказание – по отдельности эти методы не действенны. Преимуществом «пряника» является то, что реакция на него будет позитивной. Также можно предположить, что этот способ воздействия имеет более долговременный эффект, по сравнению с «кнутом». В то же время «кнут» в краткосрочной перспективе решает задачу быстрее.
Ирина Агеева, психолог:
Применение «кнута» эффективно лишь для неквалифицированного персонала. Но даже в этом случае оно может привести к снижению самостоятельности, ответственности сотрудников. Также этот способ мотивации вызывает ухудшение психологической атмосферы среди работников и, как следствие, постоянную смену персонала. В целом, можно резюмировать, что использование метода «кнута» приводит к снижению лояльности сотрудников к компании, что может быть решающим фактором в вопросах увольнения. Я считаю использование «кнута» нецелесообразным в большинстве ситуаций и советую отдавать предпочтение «прянику» как более дорогостоящему, но в то же время более эффективному методу формирования мотивации.
Кристина Жебелева, практикующий психолог:
Согласно исследованиям, в 89% случаев использование «пряника» приводит к достижению поставленной цели. Преимущество этого варианта заключается в том, что «пряник» вызывает у работника позитивные эмоции и стимулирует у него чувство ответственности. Но, к несчастью, «пряник» имеет ряд недостатков, к которым можно отнести его дороговизну, а также «эффект привыкания» – люди очень быстро привыкают к хорошему и перестают его ценить. Поэтому для сохранения эффективности постоянно придется повышать ценность «пряника», иначе система мотивации не просто перестанет действовать, но и может произвести противоположный эффект.
Издание "Работа+Карьера"