RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Жизнь в коллективе
  5. Долой «неформат»! Да здравствует офисный планктон!

Долой «неформат»! Да здравствует офисный планктон!

30.10.2008 552

Неформатное мышление, форматное поведение…

От творческих людей постоянно ожидают новых оригинальных идей. При этом задача руководителем, как правило, ставится предельно точно - типа «Придумай что-нибудь к завтрашнему утру» или «Чтобы к следующей неделе всё было готово». Руководители искренне считают, что творческих людей нужно дисциплинировать, ставить перед ними конкретные сроки выполнения заданий и мотивировать фразой «Пойми, если мне будет хорошо, то и ты будешь как сыр в масле кататься».

Обладая недюжинными организаторскими способностями (и никакими другими, как правило), сами руководители понятия не имеют о сущности и процессе творчества, о том, как тяжело рождаются новые идеи. И особенно тяжелы эти «роды», когда над тобой тяготеет долженствование, ожидание и прессинг со стороны руководителя. Когда ты знаешь, что от тебя ждут чего-то необычного и великого «к утру», «к понедельнику», «к концу следующего месяца».

Для творческого человека – это бич, истязание, избиение и втаптывание в грязь одновременно. Это не преувеличение, ведь в такие моменты творческая личность испытывает жутчайший стресс. «А что если я не смогу, если никакая гениальная идея не придёт мне в голову?» - мучаются сомнениями «неформатчики», в то время как руководитель считает, что он талантливо мотивирует творческую личность, заставляет работать над собой и развивать свои таланты.

Особенно смешно выглядят попытки руководителя спровоцировать рождение новой идеи, когда он собирает в своём кабинете руководителей подразделений и устраивает им «мозговой штурм». Родить нужную идею в нужном месте!.. Смешнее и наивнее этого трудно что-то придумать. Потому что по-настоящему гениальные идеи рождаются незапланированно, неожиданно, когда думаешь совершенно о других вещах, а оригинальная идея проходит в «параллельном» ходе мыслей…

Думаю, вам известно, что творческие люди одновременно думают в нескольких плоскостях, не насилуя мысль сосредоточением на одном объекте… Идея может появиться, когда ты принимаешь душ, идёшь в метро или красишь ногти, чистишь картошку или разговариваешь по телефону на посторонние темы. Каждый раз это бывает так по-разному!.. А при появлении новой идеи становится так легко и радостно, как будто на тебя сошло благословение. Как будто сканер наконец смог считать неясное изображение. Как будто фильтр словил то, что искал долгое время…

Увы, большинству руководителей это неизвестно. Они хотят, чтобы идея появилась по плану – в 10 часов в кабинете у начальника. И при этом была инновационной, мегаэффективной и поразительна своей простотой и оригинальностью одновременно.

Как дисциплина убивает творчество…

Дисциплина – это хорошо. Планирование – это эффективно. 5 журналов в редакции (время прихода и ухода работников, дата, время и место интервьюирования, учёт использования фотоаппарата и другие) – это мегаорганизованно (хоть никому и не нужно). Вопрос «Через сколько минут ты закончишь статью?» - это смешно, а приказ «Составь план статей на следующий месяц» – это абсурдно… Почему это смешно и нелепо, может быть понятно только творческому человеку. Человеку, который познал муки творчества. Ибо это не метафора, не образ. Эти муки действительно есть. Муки сканирования действительности, пропускания фактов через фильтр мыслей и чувств…

Творчество должно быть дисциплинированным?..

Увы, руководство, требуя от творческих личностей невозможного, вместе с тем не желает принимать во внимание их особенности и слабости, их чувствительную натуру, их особый взгляд на мир и особое отношение к работе.

…Паша прекрасно разбирался в направлениях музыки и культуры, футболе, у него был великолепный стиль и умение прочувствовать материал (если в нём, конечно, было что чувствовать…). Его репортажами с неформальных тусовок, концертов и фестивалей зачитывались… Зачитывались те, кто разбирался в музыке и молодёжной «непопсовой» культуре. А когда на солигорские солеотвалы снимать клип на песню «Я здесь» приехала группа «Кипелов», Паша «через свои источники» (информация скрывалась, чтобы не взбудоражить фанатов, которые могли сорвать съёмки) живо разузнал, где будет сниматься клип и поехал туда.

Конечно, Пашу в кожаных штанах, берцах, с перстнями с языческими символами, железной цепью, шикарным «хайером» и пониманием рок-культуры музыканты «Кипелова» сразу приняли за своего. Паша сутки тусовался с рокерами, а вернувшись со съёмок, на одном дыхании написал огромный, на целую полосу, материал с великолепными фотографиями. «Номер-убийца» - так назвала газету со статьёй о съёмках клипа редактор конкурирующего издания. «Номер-звезда» не просто разошёлся среди поклонников группы, но и передавался друг другу уже после того, как все газеты были распроданы.

На вопрос, кто ещё мог бы написать этот материал (не только в нашем издании, но и в нашем городе в целом) на аналогичном уровне, ответить было легко: «Никто!» Если бы не Паша, не его увлеченность, не музыка, которую он не просто слушает «для фона», как большинство из нас, а живёт ею, этот материал никогда бы не появился на полосах коммерческой газеты, в которой мы тогда вместе работали…

Зато когда Паше не хватило злосчастных знаков (количества написанных букв – так называемой ежемесячной нормы для журналистов), руководство не вспомнило его оригинальные материалы, его узкопрофильную тематику, которую никто больше не мог освещать на страницах газеты… Им нужны были знаки… Банальное количество написанных букв. Как будто журналиста или писателя оценивают по объёму, а не по качеству написанного… Я работала с Пашей в одном кабинете. Поэтому мне известно, как на него давили эти злосчастные знаки. Они душили его, мешая сконцентрироваться на выполнении задачи, портили ему настроение и ввергали в состояние стресса.

Зато как на фоне Паши смотрелись девочки из офисного планктона – глуповатые, но исполнительные. Девочки – вчерашние студентки, которые брались за любую работу, соглашались писать про футбол, в котором ничего не смыслят, хард-рок, хард-кор и андэграунд-мероприятия, в которых не только не могли оценить исполнение команд, но и с ошибками писали название групп…

Когда Паша ушёл, точнее, «когда его ушли», в издании наметились крупные пробелы. Если женская тематика была охвачена полностью, то про музыку, футбол и рыбалку статей просто не стало. Зато стали много писать о медиках, садах, школах, детях и загаре, а страницы газеты украшать фотографиями собственных родственников (Паша, помимо ранее перечисленных достоинств, много фотографировал, поэтому в «его бытность» проблем с хорошими фото не возникало).

Незаменимых людей нет… Среди планктона

«Обучим каждого!» - такой девиз был у моего бывшего руководства. Удивительно, но эти люди действительно полагали, что хорошо, интересно и оригинально можно научить писать каждого. А заодно – верстать, вести учёт почты, макетировать и так далее. Ведь все – даже творческие люди – должны быть взаимозаменяемы.

Когда творческие люди увольнялись, руководители делали вид, что они здесь никогда не работали. И срочно брали на их место кого-нибудь «планктонного». Когда спустя несколько лет обучить не удавалось, руководство возмущалось и, заполняя характеристику работника на продление контракта, выставляло диагноз «необучаема».

Когда писали много, но неинтересно, руководство полагало, что «нужно больше мотивировать». Для этого начальник отдела активнее бегала по кабинетам со словами: «Напишите что-нибудь интересное». После того как за ней закрывалась дверь, журналисты переглядывались… Предельно ясное задание. Эффективная мотивация. Этакий корм для планктона… Впрочем, планктон действительно бросался писать интервью – с первым, кому удастся дозвониться.

Оставшиеся «в живых» «неформатчики» брали чашки и шли заваривать кофе, понимая, что вдохновение с приходом начальника не просто не появится. Если оно в тот момент было в кабинете, оно унесется подальше и спрячется в угол. Откуда ты его, как пугливого котёнка, будешь выманивать еще не один день…

Читайте также


↑ Наверх