О том, как при подборе кандидатов исполняются гарантийные обязательства, рассказывает Владимир Якуба, старший партнер Tom Hunt.
Владимир, очень заинтересовала тема про гарантийный срок на специалиста. Расскажите поподробнее, как это реализуется у Вас?
Владимир Якуба: Гарантии в хедхантинге важны так же, как и в любом другом бизнесе, и являются одной из важнейшей составляющих проекта по подбору персонала. Гарантия дает возможность заказчику быть уверенным в успехе проекта по подбору специалиста на ответственную позицию. Если кандидат, принимаемый на работу, по каким-либо причинам решит вскоре покинуть организацию, кадровой компании предстоит искать ему замену.
Такие случаи редки, но всё же бывают. По статистике, у наиболее квалифицированных кадровых компаний существует 1-2 % брака, который можно списать на форс-мажорные обстоятельства. Но даже у самых молодых кадровых агентств эта цифра крайне редко превышает 5%.
Каким образом даются гарантии? На что они распространяются, а на что – нет? Как это оформляется юридически?
В.Я.: При ведении диалога с агентством о гарантиях, клиенту необходимо обратить внимание на 3 основных момента:
Срок гарантии Обычно на специалистов/менеджеров среднего звена – от 90 до180 дней, что часто совпадает с испытательным сроков в трудовом договоре. При подборе топ-менеджеров, когда речь идет о высоком уровне ответственности и стоимости проекта, гарантия может достигать 1 года.
Условия гарантии Обычно прописывается так: «В случае, если кандидат, направленный исполнителем и принятый заказчиком на работу, по какой-либо причине (кроме несоблюдения Заказчиком условий трудового договора или сокращения штата компании), будет уволен в течение первых 90 дней его работы, исполнитель обеспечивает однократную замену этого сотрудника без дополнительной оплаты».
Количество и качество предоставляемых кандидатов. В случае, если речь идет о компании, которая очень заботится о своем имидже и является устоявшемся брендом на рынке кадровых услуг, этот пункт чаще всего остается на усмотрение общих этических принципов взаимодействия «клиент-агентство». Но когда речь идет о молодом и профессионально недостаточно зрелом агентстве, то стоит обговорить и это. По умолчанию подразумевается, что исполнитель представит не менее 3-х кандидатов, при этом максимально соответствующих профилю заранее оговоренной или прописанной в заявке позиции.
Что компания-рекрутер делает, если на кандидата поступает отрицательный отзыв и его хотят поменять?
В.Я.: В кадровом бизнесе очень важен «человеческий фактор». На интервью и затем при сборе рекомендаций невозможно полностью раскрыть истинную мотивацию кандидата, тем более быть уверенным в том, как он будет строить диалог с клиентами, коллегами, как будет справляться с задачами в стрессовых ситуациях. Именно эти факторы могут стать причиной отставки гарантийного кандидата.
В нашей компании был один курьез. Компания-заказчик приняла на работу долгожданного специалиста. Это был финансист высокого уровня, в ведении которого находился целый департамент. Проект был непростой. Одновременно мы вели еще несколько проектов по подбору для этой же компании (крупный производственный холдинг с широким региональным присутствием). Мы только успели вздохнуть с облегчение от успешно закрытой позиции, как всего через10 дней заказчик по-тихому сообщил нам, что все вроде бы в порядке, но «что-то как-то не так»: кандидат недостаточно быстро осваивал свое направление. Повторюсь, что это был топ-менеджер–финансист, люди этой профессии отличаются последовательностью, внимательностью, постоянным вниманием к деталям. От их решения зависит самое дорогое для владельцев и инвесторов – их деньги.
Заказчик попросил посмотреть еще кандидатов на рынке. В течение нескольких следующих недель мы смогли представить заказчику еще трех кандидатов. Только после этого клиент убедился в том, что в самый первый раз был сделан действительно правильный выбор. А наш финансист, так ничего и не ведая, стал полноправным сотрудником и продолжает успешно работать.
Для хедхантеров важен предыдущий опыт работы человека, на это опираются большинство хантеров. С другой стороны, потенциал молодого специалиста важен для инновационных компаний. К кому чаще применяется «гарантийный срок» - к опытным, молодым, или вообще по другим критериям?
В.Я.: У нас случаи с заменой по гарантии для наших клиентов единичны. В беседе с коллегами из других компаний я сталкиваюсь с вопросами корректного выполнения гарантийных обязательств. В вопросе соответствия людей месту сложно отделить молодых и амбициозных специалистов от зрелых и профессионально подкованных. Гарантийный срок применяется ко всем – это аналог испытательного. Кто чаще оправдывает ожидания? По большей степени те, кто уже точно определился в построения карьеры и обладает достаточным опытом. Эти люди более предсказуемы, следовательно, прохождение ими гарантийного срока более ожидаемо.
Из типовых договоров на выполнение комплекса услуг по подбору специалиста
«…Гарантийный срок, в течение которого производится замена кандидата, принятого на работу, устанавливается равным испытательному сроку, указанному Заказчиком в Заявке на подбор специалиста. Гарантия замены действительна при условии, что сам Заказчик не нарушал условий работы кандидата, описанных в Заявке на подбор специалиста…»
«…Компания предоставляет гарантию от 1 до 6 месяцев на каждого подобранного сотрудника и гарантирует бесплатную замену, если в течение установленного срока сотрудник будет уволен по объективным причинам или покинет компанию по собственному желанию…»
«…Замена кандидатов, не прошедших испытательный срок, согласно Договору, производится бесплатно. Количество замен - не ограничено. Все кандидаты на вакансию будут одинаково ценными и знающими профессию специалистами…»
Досліджуючи біографії заможних людей, мимоволі впадає в око важлива деталь. Такі люди ще змалку вчилися заробляти гроші. Пропонуємо разом з Jobs.ua поговорити про основи фінансової грамотності, які варто передати власним дітям як цінну й життєво необхідну навичку.
Сьогодні, 7 березня, стартувала національна кампанія Дай собі шанс. Це чудовий спосіб проявити себе в бізнесі, фрилансі чи кар’єрі. На вас, дорогі жінки, чекають різноманітні активності, серед яких виділимо безкоштовні освітні курси, подкаст і відеоманіфест для мотивації і підняття духу.
Без дисципліни великих вершин не досягнути. Для сходження на багатотисячники, якщо висловлюватися альпіністськими метафорами, без належної підготовки не впоратися. То як її розвивати, ту дисципліну? З’ясовуємо разом із Jobs.ua, як розвинути в собі цю важливу навичку.
Вистачить однієї нещирої, фальшивої людини в діловому оточенні, щоб якоїсь миті все рухнуло, наче доміно. Як у відомій приказці, коли ложка дьогтю псує бочку меду. Пропонуємо з’ясувати, яких людей краще уникати, щоб максимально убезпечити бізнес від нещирих представників homo sapiens.
Як «приручати» мозок з користю для себе? В цій статті розповідаємо про ті способи розвитку креативності, про які мало хто говорить насправді, бо не надає цьому значення. А даремно.