RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи
  5. Изразцовая работа

Изразцовая работа

6.03.2007 27329

Гончарство возникло тысячи лет назад, в эпоху Трипольской культуры. Наши предки работали с глиной вручную, и лишь позже изобрели гончарный круг. Несмотря на древний возраст, это ремесло не потеряло актуальности и сегодня. В некоторых регионах, богатых залежами глиняных пород, до сих пор процветают целые гончарские «осередки», где навыки создания изделий из глины передаются по наследству. Начинающие народные умельцы осваивают мастерство не в школьных стенах, а непосредственно из уст (и рук!) признанных мастеров.

Впрочем, для нужд множества промышленных предприятий, имеющих дело с этим пластичным материалом (например, заводов по изготовлению изделий из фарфора), подготовкой рабочих кадров занимаются несколько профессионально-технических училищ. Так, обучение гончаров поставлено «на поток» в Волынской, Полтавской и Херсонской областях.

Желающие овладеть гончарским мастерством «для души», могут обратиться в недавно созданную в столице Школу гончарства, действующую на территории Выдубицкого монастыря. Правда, никаких дипломов и сертификатов здесь не выдают, зато каждого желающего обучают тонкостям работы за гончарным кругом, причем — абсолютно бесплатно. К тому же, учительствует в школе известный народный умелец Иван Панков, отдавший гончарству более десятка лет.

Стать художником-керамистом намного сложнее, чем гончаром. Ведь керамика — это искусство, постичь которое невозможно без художественного образования. Интересно, что профильные кафедры по подготовке керамистов открыты лишь при трех отечественных вузах — Львовской академии искусств, Харьковском художественно-промышленном институте и Киевском государственном институте декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Михаила Бойчука.

Попасть в ряды студентов художественного вуза непросто. Вступительные экзамены носят сугубо творческий характер, и сдать их под силу лишь абитуриентам, получившим специальную подготовку в худшколе. Конечно, вовсе необязательно лепить безделушки из глины с самого детства, хотя этот навык очень пригодится в дальнейшей учебе. Достаточно просто уметь рисовать, иметь представление о композиции, рисунке и живописи.

Несмотря на то, что Киевский государственный институт декоративно-прикладного искусства и дизайна получил это высокое звание шесть лет назад, поступить сюда отнюдь не легче, чем в академию искусств. Впрочем, на отсутствие абитуриентов здесь не жалуются. Конечно, большинство ребят стремятся на факультет дизайна, ведь сегодня это одна из самых престижных специальностей. Но немало и таких, кого интересует сугубо прикладное искусство: монументально-декоративная роспись, художественный текстиль и изделия из дерева, металла или керамики. Например, на художников-керамистов ежегодно набирают пять-шесть студентов. А профильную кафедру возглавляет первый и единственный в Украине профессор керамики.

Художник любой специальности прежде всего должен владеть рисунком и живописью, — уверен заведующий кафедрой художественных изделий из керамики и скульптуры Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Михаила Бойчука, профессор керамики и скульптуры, заслуженный деятель искусств, народный художник Украины Петр Петрович Печорный. — Без таких основополагающих знаний и навыков он попросту не сможет служить искусству! Поэтому все без исключения студенты с первых же дней досконально изучают базовые предметы. К практическим занятиям новички допускаются лишь со второго полугодия. Прежде всего, знакомятся с материалом, с которым будут работать в дальнейшем, в нашем случае — с глиной. Ведь многие никогда даже не держали ее в руках! Только потом приступают к изготовлению простейших небольших поделок, идеи для которых копируют с иллюстраций. Первой серьезной работой для студентов становятся изразцы (кафель). Основу для плитки делают с помощью специальной формы, которую заполняют глиной, после чего лицевую поверхность оформляют рельефным декором. Когда изделие высохнет, его выпаливают в печи, при температуре до тысячи градусов. Позволяется делать и второй выпал, по глазури.

Кто горшки лепит

Керамика — понятие очень обширное и включает в себя синтез нескольких художественных направлений. В ней воедино слились не только гончарное ремесло, но и пластика, и живопись. Да и сфер применения керамических изделий не счесть. Даже аристократический фарфор представляет собой ничто иное, как выпаленную глину, только довольно специфическую, белую. Рецепт изготовления фарфоровых изделий студенты-керамисты изучают только в теории. Чтобы воплотить идеи в материале, придется ехать на один из фарфоровых заводов, которых, кстати, в Украине немало. Нет на кафедре и возможности работать с фаянсом. Для выпала нужна температура не меньше 1200 градусов, а учебные печи выдерживают максимум тысячу. Поэтому работают только над традиционными керамическими изделиями, но и здесь есть где разгуляться фантазии.

Сложность заданий, выполняемых керамистами, повышается с каждым годом. На младших курсах — декоративные панно и тарелки, на старших — проекты декоративной пластики, сродни полноценным скульптурам. Процесс создания произведения искусства долог и занимает несколько месяцев!

С чего начинается работа студентов? Прежде всего, со сбора материала. Никакая идея, даже самая оригинальная, не приходит из ниоткуда. Для ее рождения нужно искать вдохновляющие образцы, а это может быть и музейная экспозиция, и литература, журналы. Каждый ученик ведет альбом, куда, как поэт, заносит понравившиеся идеи и делает зарисовки, постепенно, по кусочкам, составляя композицию будущего проекта. Детальная разработка темы начинается только на основе собранного материала. Первым создается эскиз — рисунок от руки, часто простым карандашом.

— Уверен, что наиболее трудно дается процесс составления композиции, — делится Петр Петрович. — Начиная с первого курса, студенты последовательно учатся рисовать натюрморты, делают академические зарисовки гипсовых моделей, головы и торса, знакомятся с живописью… Но лишь в совершенстве изучив такой предмет как «композиция», могут стать полноценными художниками. Замечу, что для любого керамиста важно овладеть навыками скульптора. Ведь керамика и сам материал, из которого она изготовлена, дают прекрасную возможность для создания пластичных фигур.

Как глина в руках гончара

В учебной мастерской керамики гончарные станки заняли места привычных парт. Именно с их помощью будущие художники учатся воплощать свои задумки в материале. Интересно, что таким образом можно изготовить предметы не только плоской или круглой формы — скажем, тарелку, вазу или кувшин. При желании практически любую сложную фигурку, будь то мифическое животное или абстрактная композиция, можно разбить на несколько сферических элементов.

Еще одна премудрость — роспись изделия специальной керамической краской, сделанной на основе все той же глины. Такой способ декорирования очень древний и известен еще со времен Трипольской культуры. Несмотря на кажущуюся простоту, овладеть им не так-то легко. Из-за неправильно подобранной по консистенции краски рисунок может сразу же «сколоться».

— Думаю, освоить все нюансы изготовления керамики в теории просто невозможно, — рассуждает Петр Петрович. — Чтобы почувствовать глину, особенности работы с ней, необходимо попробовать все своими руками. Нужно самостоятельно изготовить придуманный образец, и не один, а десятки, и даже сотни! Тем более, что, в отличие от многих других мастеров декоративно-прикладного искусства, работа керамиста очень многогранна. Все изделие, начиная от эскиза и заканчивая отделкой, он делает самостоятельно! Конечно, вначале никак не обойтись без учителя, который всегда подскажет правильное решение, укажет на ошибки и поможет избежать их в будущем.

Как и в любом творчестве, в керамике существует опасность копирования работ известных мастеров или своих учителей. Но на кафедре художественных изделий из керамики и скульптуры этого не боятся. Говорят, использование чужих идей — лишь временное явление, и в будущем ребята обязательно научатся авторским находкам, созданию оригинальных изделий.

Насколько будущему художнику непросто в развитии творческих навыков, зависит не только от него и преподавателей, но и особой атмосферы, царящей в учебной мастерской.

— Идеи для творчества можно найти везде, просто нужно уметь их искать, — делится Петр Петрович. — Бывает, идешь по улице, смотришь под ноги и в обычном пятне, увиденном на дороге, для тебя раскрывается дивный образ. Вот так и работаем…

Насколько долог путь становления керамиста? Считаю, что окончание института, пусть даже успешное, еще не означает, что студент стал настоящим художником. За пять с половиной лет учебы в вузе это просто невозможно! Любой художник просто обязан учиться всю жизнь. Несмотря на возраст и многочисленные достижения, я не прекращаю совершенствоваться. Начинал учиться еще в бывшем Киевском училище прикладного искусства при Киево-Печерской Лавре. Но по-настоящему почувствовал керамику, будучи студентом одной из лучших художественных школ — Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. Мухиной. В общей сложности был студентом одиннадцать лет! Но стремление к знаниям не должно угасать никогда. Если художник остановится в развитии — он просто исчезнет как творец…

Факт

Научные исследования доказали, что «первичным бульоном», в котором зародилась белковая жизнь, были отнюдь не теплые океанические воды, а… полужидкие глиняные пласты! Революционную теорию происхождения всего живого на земле подтверждает и религия: именно из глины Бог создал первого человека.

Читайте также

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 Ноябрь, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 Ноябрь, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 Октябрь, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 Сентябрь, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


↑ Наверх