Гончарство возникло
тысячи лет назад, в эпоху Трипольской культуры. Наши предки работали с глиной
вручную, и лишь позже изобрели гончарный круг. Несмотря на древний возраст, это
ремесло не потеряло актуальности и сегодня. В некоторых регионах, богатых
залежами глиняных пород, до сих пор процветают целые гончарские «осередки», где
навыки создания изделий из глины передаются по наследству. Начинающие народные
умельцы осваивают мастерство не в школьных стенах, а непосредственно из уст (и
рук!) признанных мастеров.
Впрочем, для нужд
множества промышленных предприятий, имеющих дело с этим пластичным материалом
(например, заводов по изготовлению изделий из фарфора), подготовкой рабочих
кадров занимаются несколько профессионально-технических училищ. Так, обучение
гончаров поставлено «на поток» в Волынской, Полтавской и Херсонской областях.
Желающие овладеть
гончарским мастерством «для души», могут обратиться в недавно созданную в
столице Школу гончарства, действующую на территории Выдубицкого монастыря.
Правда, никаких дипломов и сертификатов здесь не выдают, зато каждого желающего
обучают тонкостям работы за гончарным кругом, причем — абсолютно бесплатно. К
тому же, учительствует в школе известный народный умелец Иван Панков, отдавший
гончарству более десятка лет.
Стать
художником-керамистом намного сложнее, чем гончаром. Ведь керамика — это
искусство, постичь которое невозможно без художественного образования.
Интересно, что профильные кафедры по подготовке керамистов открыты лишь при
трех отечественных вузах — Львовской академии искусств, Харьковском
художественно-промышленном институте и Киевском государственном институте
декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Михаила Бойчука.
Попасть в ряды студентов
художественного вуза непросто. Вступительные экзамены носят сугубо творческий
характер, и сдать их под силу лишь абитуриентам, получившим специальную подготовку
в худшколе. Конечно, вовсе необязательно лепить безделушки из глины с самого
детства, хотя этот навык очень пригодится в дальнейшей учебе. Достаточно просто
уметь рисовать, иметь представление о композиции, рисунке и живописи.
Несмотря на то, что Киевский
государственный институт декоративно-прикладного искусства и дизайна получил
это высокое звание шесть лет назад, поступить сюда отнюдь не легче, чем в
академию искусств. Впрочем, на отсутствие абитуриентов здесь не жалуются.
Конечно, большинство ребят стремятся на факультет дизайна, ведь сегодня это
одна из самых престижных специальностей. Но немало и таких, кого интересует
сугубо прикладное искусство: монументально-декоративная роспись, художественный
текстиль и изделия из дерева, металла или керамики. Например, на
художников-керамистов ежегодно набирают пять-шесть студентов. А профильную
кафедру возглавляет первый и единственный в Украине профессор керамики.
— Художник
любой специальности прежде всего должен владеть рисунком и живописью, — уверен заведующий кафедрой художественных изделий
из керамики и скульптуры Киевского государственного института
декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Михаила Бойчука, профессор
керамики и скульптуры, заслуженный деятель искусств, народный художник Украины
Петр Петрович Печорный. — Без таких основополагающих знаний и навыков он
попросту не сможет служить искусству! Поэтому все без исключения студенты с
первых же дней досконально изучают базовые предметы. К практическим занятиям
новички допускаются лишь со второго полугодия. Прежде всего, знакомятся с
материалом, с которым будут работать в дальнейшем, в нашем случае — с глиной.
Ведь многие никогда даже не держали ее в руках! Только потом приступают к
изготовлению простейших небольших поделок, идеи для которых копируют с
иллюстраций. Первой серьезной работой для студентов становятся изразцы
(кафель). Основу для плитки делают с помощью специальной формы, которую
заполняют глиной, после чего лицевую поверхность оформляют рельефным декором.
Когда изделие высохнет, его выпаливают в печи, при температуре до тысячи
градусов. Позволяется делать и второй выпал, по глазури.
Кто горшки лепит
Керамика — понятие очень
обширное и включает в себя синтез нескольких художественных направлений. В ней
воедино слились не только гончарное ремесло, но и пластика, и живопись. Да и
сфер применения керамических изделий не счесть. Даже аристократический фарфор
представляет собой ничто иное, как выпаленную глину, только довольно
специфическую, белую. Рецепт изготовления фарфоровых изделий студенты-керамисты
изучают только в теории. Чтобы воплотить идеи в материале, придется ехать на
один из фарфоровых заводов, которых, кстати, в Украине немало. Нет на кафедре и
возможности работать с фаянсом. Для выпала нужна температура не меньше 1200
градусов, а учебные печи выдерживают максимум тысячу. Поэтому работают только
над традиционными керамическими изделиями, но и здесь есть где разгуляться
фантазии.
Сложность заданий,
выполняемых керамистами, повышается с каждым годом. На младших курсах — декоративные
панно и тарелки, на старших — проекты декоративной пластики, сродни полноценным
скульптурам. Процесс создания произведения искусства долог и занимает несколько
месяцев!
С чего начинается работа
студентов? Прежде всего, со сбора материала. Никакая идея, даже самая
оригинальная, не приходит из ниоткуда. Для ее рождения нужно искать
вдохновляющие образцы, а это может быть и музейная экспозиция, и литература,
журналы. Каждый ученик ведет альбом, куда, как поэт, заносит понравившиеся идеи
и делает зарисовки, постепенно, по кусочкам, составляя композицию будущего
проекта. Детальная разработка темы начинается только на основе собранного
материала. Первым создается эскиз — рисунок от руки, часто простым карандашом.
— Уверен, что наиболее
трудно дается процесс составления композиции, — делится Петр Петрович. —
Начиная с первого курса, студенты последовательно учатся рисовать натюрморты,
делают академические зарисовки гипсовых моделей, головы и торса, знакомятся с
живописью… Но лишь в совершенстве изучив такой предмет как «композиция», могут
стать полноценными художниками. Замечу, что для любого керамиста важно овладеть
навыками скульптора. Ведь керамика и сам материал, из которого она изготовлена,
дают прекрасную возможность для создания пластичных фигур.
Как глина в руках гончара
В учебной мастерской
керамики гончарные станки заняли места привычных парт. Именно с их помощью
будущие художники учатся воплощать свои задумки в материале. Интересно, что
таким образом можно изготовить предметы не только плоской или круглой формы —
скажем, тарелку, вазу или кувшин. При желании практически любую сложную
фигурку, будь то мифическое животное или абстрактная композиция, можно разбить
на несколько сферических элементов.
Еще одна премудрость —
роспись изделия специальной керамической краской, сделанной на основе все той
же глины. Такой способ декорирования очень древний и известен еще со времен
Трипольской культуры. Несмотря на кажущуюся простоту, овладеть им не так-то
легко. Из-за неправильно подобранной по консистенции краски рисунок может сразу
же «сколоться».
— Думаю, освоить все
нюансы изготовления керамики в теории просто невозможно, — рассуждает Петр
Петрович. — Чтобы почувствовать глину, особенности работы с ней, необходимо
попробовать все своими руками. Нужно самостоятельно изготовить придуманный
образец, и не один, а десятки, и даже сотни! Тем более, что, в отличие от
многих других мастеров декоративно-прикладного искусства, работа керамиста
очень многогранна. Все изделие, начиная от эскиза и заканчивая отделкой, он
делает самостоятельно! Конечно, вначале никак не обойтись без учителя, который
всегда подскажет правильное решение, укажет на ошибки и поможет избежать их в
будущем.
Как и в любом творчестве,
в керамике существует опасность копирования работ известных мастеров или своих
учителей. Но на кафедре художественных изделий из керамики и скульптуры этого
не боятся. Говорят, использование чужих идей — лишь временное явление, и в
будущем ребята обязательно научатся авторским находкам, созданию оригинальных изделий.
Насколько будущему
художнику непросто в развитии творческих навыков, зависит не только от него и
преподавателей, но и особой атмосферы, царящей в учебной мастерской.
— Идеи для творчества
можно найти везде, просто нужно уметь их искать, — делится Петр Петрович. —
Бывает, идешь по улице, смотришь под ноги и в обычном пятне, увиденном на
дороге, для тебя раскрывается дивный образ. Вот так и работаем…
Насколько долог путь
становления керамиста? Считаю, что окончание института, пусть даже успешное, еще
не означает, что студент стал настоящим художником. За пять с половиной лет
учебы в вузе это просто невозможно! Любой художник просто обязан учиться всю
жизнь. Несмотря на возраст и многочисленные достижения, я не прекращаю
совершенствоваться. Начинал учиться еще в бывшем Киевском училище прикладного
искусства при Киево-Печерской Лавре. Но по-настоящему почувствовал керамику,
будучи студентом одной из лучших художественных школ — Ленинградского высшего
художественно-промышленного училища имени В. Мухиной. В общей сложности был
студентом одиннадцать лет! Но стремление к знаниям не должно угасать никогда.
Если художник остановится в развитии — он просто исчезнет как творец…
Факт
Научные исследования
доказали, что «первичным бульоном», в котором зародилась белковая жизнь, были
отнюдь не теплые океанические воды, а… полужидкие глиняные пласты!
Революционную теорию происхождения всего живого на земле подтверждает и
религия: именно из глины Бог создал первого человека.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.